Швейцария против Европы.




Очередной общенациональный референдум в Швейцарской конфедерации, состоявшийся в прошлое воскресенье, 9 февраля, зафиксировал два сюрприза. Первый — это явка избирателей, достигшая 56%, хотя обычно данный показатель не превышает 45%. Второй — итоги голосования. С минимальным преимуществом 50,3% участников референдума поддержали ограничение иммиграции из стран ЕС в Швейцарию. Такой результат по весьма спорной "миграционной инициативе" озадачил правительство самой Конфедерации и разочаровал Европейский Союз. Теперь у правительства Швейцарии — Федерального совета — есть всего три года для принятия законов по реализации народного волеизъявления. А это означает возврат к прежней политике регулирования миграции — введение системы квот, норм и прочих условий. Но если раньше ужесточение миграционного режима предпринималось в отношении граждан "третьего мира" и беженцев из горячих точек планеты, то теперь швейцарский народ выступил против своих европейских соседей. Следует отметить, что данный законопроект не имеет никакого отношения к вопросу миграции из "третьих" стран или проблем беженцев. Причины и результаты Законодательная инициатива, одобренная на референдуме, приобретает в Швейцарии силу закона. Данный законопроект был принят с крайне небольшим перевесом — в 19 500 голосов. Однако правило о большинстве кантонов было соблюдено — в пользу инициативы высказались 14,5 кантонов, а против — лишь 8,5 (в стране имеются также полукантоны). Самые сплоченные противники иммиграции оказались в итальянском кантоне Тичино, который в последние годы больше всего страдает от наплыва гастарбайтеров из Италии. Посему результат голосования в Тичино был прогнозируемым — 68% "за" инициативу. Все франкоязычные кантоны выступили против ужесточения миграционного режима, поскольку их экономический подъем напрямую зависит от связей с соседней Францией. Немецкоязычные разделились во мнении, но судьбу вопроса решили трое — Цюрих, Цуг и Базель, голосовавшие "за". Еще задолго до референдума "миграционная инициатива", выдвинутая Швейцарской народной партией (SVP), приводила к ожесточенным общественным дебатам. Ибо в ней были прописаны неоднозначные требования, в частности: возврат к старой политике ежегодных квот и норм для регулирования притока мигрантов из Европы, принятие всех решений только с учетом экономических интересов Швейца­рии, и главное (за что было отдано немало голосов на референдуме) — квоты для работающих в Конфедерации жителей приграничных регионов соседних стран. Значилось также условие, что при решении вопроса о трудоустройстве швейцарские граждане должны иметь приоритет. Политически спокойная, социально благополучная Швей­цария всегда казалась островком европейского счастья. В нее пытались прорваться не только граждане из бедных и воюющих стран. Ее облюбовали иммигранты из всех стран Евросоюза, что швейцарцы особенно ощутили за последние два года. В 2002 г. между Швейцарией и Евросоюзом было подписано соглашение "О свободном перемещении граждан", согласно которому иммиграция из стран ЕС ничем не ограничена. Почти 25% всей рабочей силы в стране составляют мигранты, при этом уровень безработицы довольно низкий — около 3%. Ежегодный приток рабочей силы в Швейцарию составляет более 80 тыс. иностранцев — это один из самых высоких уровней миграции в Европе. К началу текущего года население Конфедерации составило более 8 млн чел. Быстрый прирост населения ощутили почти все граждане — транспорт стал переполненным, цена на жилье взлетела, а система социального страхования оказалась под угрозой из-за выплат пособий по безработице и социальной помощи. Швейцарцы считают, что нынешнее правительство стало относиться к проблемам иммиграции слишком лояльно и легкомысленно. А ведь массовый приток в страну новых людей вызвал рост транспортных потоков, безжалостную эксплуатацию природных ресурсов, уничтожение природы ради жилищного строительства, нерегулируемый промышленный рост, в свою очередь обостривший конкурентную борьбу на рынке труда и приведший к "зарплатному демпингу". Новые и старые "разломы" Тема миграции для граждан Швейцарии всегда была чувствительной, а к иммигрантам они относятся с определенной долей опаски. За что в мире их часто обвиняют в ксенофобии. Впервые приостановить поток иммигрантов Швейцария намерилась в период экономического бума после второй мировой войны. Тогда бурный рост в индустриальном секторе привлек в страну сотни тысяч рабочих, главным образом, из южных стран Европы. Попытки в начале 1960-х ввести иммиграционные квоты результата не принесли. Наоборот, доля иностранцев в общей структуре населения страны к середине 1970-х уже составляла 17%. Тогда же на волне народной нелюбви к иностранцам в Швей­царии образовались первые партии правого толка с программами защиты швейцарской национальной идентичности. В 2014 г. законодательная инициатива под названием "Против массовой иммиграции" была выдвинута правоконсервативной Швейцарской народной партией (SVP). Ее идеология — защита исконных швейцарских ценностей, которым угрожает процесс европейской интеграции и унификации. На протяжении последних 20 лет именно SVP выступает главным инициатором дебатов о миграции. Антиевропейская и антимиграционная риторика SVP способствует ее растущей популярности в стране. В 1992 г. партия была фактически единственным противником присоединения Швейцарии к ЕС, но добилась референдума, на котором граждане страны проголосовали против членства в нем. А в 2009 г. по инициативе SVP прошел знаменитый скандальный референдум, на котором 57% швейцарцев проголосовали за запрет строительства минаретов. Как ни парадоксально, но референдум обнажил старые "язвы" благополучного общества. Одна линия "разлома" образовалась между городом и деревней, ибо продвинутое городское население поддерживает свободу миграции, а патриархальная деревня и ее консервативный сельский житель, оценивающий благосостояние через призму бытовых неудобств, нашел причину своих проблем в растущем числе иммигрантов. Другая линия "разлома" напомнила Конфедерации старые политические баррикады — "картофельный ров", шутливое обозначение исторической границы разногласий между франкоговорящими и немецкоговорящими кантонами. Сегодня, после многих лет единства, эти части страны разделились по вопросу отношений с Европой. Тем не менее, жители Швей­царской Конфедерации гордятся своей системой "прямой демократии" и всячески ее поддерживают. Они не устают собирать подписи за проведение референдумов, участвовать в них и собственноручно регулировать множество вопросов обеспечения жизни общества. Так, в мае 2014-го народ Швейцарии будет голосовать по вопросу введения в стране обязательного минимального размера оплаты труда (МРОТ), а на 2015 г. запланирован референдум из серии "миграционных" — по инициативе экологической организации будет голосоваться законопроект "Нет!" перенаселенности — за сохранение природных ресурсов". В тексте инициативы записано требование, чтобы обусловленный миграцией прирост населения не превышал 0,2% за каждые три года. Также предусматривается запрет на заключение международных соглашений, противоречащих данному критерию. "Билатеральные" последствия Реакция со стороны Евро­пейского Союза на решение швейцарцев ограничить поток миграции последовала незамедлительно. Глава Европарламента Мартин Шульц выразил разочарование итогами референдума и призвал правительство в Берне найти форму для согласования результата голосования с двусторонними договорами с ЕС. В одном из интервью он сказал, что "нельзя пользоваться преимуществами внутреннего рынка ЕС и в то же время вводить квоты на свободу передвижения". Европейская комиссия опубликовала официальное заявление, в котором кроме сожаления по поводу поддержки на референдуме миграционной инициативы сказано также, что "Европейский союз проанализирует последствия принятия этой инициативы для общего формата отношений ЕС и Швейцарии". Швейцария, не являясь членом Европейского Союза, регулирует свои отношения с ЕС посредством двух пакетов двусторонних отношений. Основой первого является Договор 1999 г. о свободе перемещения трудовых кадров и граждан между ЕС и Швейцарской Конфедера­цией. Это означает, что Швей­цария, зависимая от иностранных высококвалифицированных кадров, может приглашать любых специалистов из стран ЕС, а те имеют право свободно приезжать, жить и работать в Швейцарии без ограничений. По результатам последнего референдума, доступ граждан из стран ЕС в Швейцарию будет ограничен квотами, и неизвестно, как управится без притока трудовых кадров одна из самых успешных экономик мира. Кроме того, пакеты соглашений между ЕС и Швейцарией составлены по "принципу гильотины", когда все пункты договоров действуют только вместе, а невыполнение одного соглашения ведет к аннулированию всех остальных. Поэтому решение референдума об ограничении миграции кадров из ЕС автоматически нарушает соглашение о свободе перемещения — как с одной, так и с другой стороны. Именно это соглашение регулирует отношения между подписантами в таких областях, как транспорт, торговля, сельское хозяйство, фундаментальная наука. Больше всего от гипотетического (пока) прекращения действия пакета соглашений между ЕС и Швейцарией пострадает экономика последней. Известно, что швейцарская система налогообложения и свободный доступ к рынкам ЕС составляют основу для привлечения бизнеса в страну. Отсечение одной из двух составляющих может повлечь за собой трудно прогнозируемые результаты. Кроме того, именно Европейс­кий Союз является главным торговым партнером Швейца­рии — на страны ЕС приходится 56% общего швейцарского экспорта. Швейцарское объединение профсоюзов, экономисты и крупные компании предупреждают, что имплементация результатов референдума поставит под удар экспортно-ориентированные отрасли швейцарской экономики, что приведет к исчезновению десятка тысяч рабочих мест. В свою очередь Швейцарское банкирское объединение опасается, что быстрорастущая банковская отрасль — ключевой залог швейцарской конкурентоспособности — не справится без притока высококвалифицированного иностранного персонала. Уже сегодня 25% работников банков являются гражданами стран ЕС. А в области фармацевтики и биохимии этот показатель достиг уровня 45%. Евросоюз может, конечно, в ответ на швейцарские квоты и миграционный регламент использовать свое право на введение визового режима и прочие запрещающие меры. Однако швейцарские эксперты-оптимисты подчеркивают, что ЕС не меньше чем Конфедерация заинтересован в сотрудничестве. И полагают, что стороны в процессе переговоров смогут прийти к общему знаменателю. Но кто-то должен теперь оплачивать воплощение миграционной инициативы в жизнь. Потре­буется новый бюрократический аппарат и бюджетные средства для создания рабочих и прочих переговорных групп. Вот только выиграет ли от этого страна?

 

5) Frankfurter Allgemeine Zeitung, Германия

Дата публикации: 06.02.2014

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: