На референдуме 9 февраля 2014 года народ Швейцарии решил ограничить приток трудовых мигрантов из стран ЕС. Но как конкретно реализовать народный «наказ», в каком формате, и что предпринять, чтобы не обрушить всё здание швейцарско-европейской кооперации? Вчера правительство Швейцарии рассказало о своих планах.
С разъяснением шагов, которые будут предприняты швейцарским руководством во исполнение воли народа, выраженной на референдуме 9 февраля 2014 года, 5 декабря 2015 года на пресс-конференции в Берне выступили еще пока президент Швейцарии, министр юстиции и полиции, курирующая вопросы миграции, Симонетта Соммаруга и министр иностранных дел Конфедерации Дидье Буркхальтер.
Они рассказали, что в качестве приемлемой и адекватной формы реализации решений указанного референдума они рассматривают механизм, который будет сформулирован в рамках так называемой «защитной статьи» («Schutzklausel»). Принцип, лежащий в её основе весьма прост: иммиграция в Швейцарию будет продолжаться, но не бесконечно.
Как только поток людей, желающих переехать на жительство в Конфедерацию, достигнет некоего (определенного не заранее, но гибко расчитанного в зависимости от актуальной экономической ситуации) предела, должны автоматически начать работать ограничительные меры, защищающие трудовой рынок страны. Отсюда и понятие «защитная статья».
Если иммиграция не ослабеет и продолжит рост, то тогда должен будет наступить момент, когда приток трудовых кадров из-за границы будет останавлен полностью. Как разъяснили Симонетта Соммаруга и Дидье Буркхальтер данный механизм будет инкорпорирован Швейцарией в общий комплекс правовых документов, регулирующих порядок сотрудничества Берна и Брюсселя в области миграции, причем желательно было бы сделать это в полном согласии с Евросоюзом.
Если ЕС не согласится с таким шагом, то тогда Швейцария введет «защитную статью» в одностороннем порядке. Со своей стороны Симонетта Соммаруга выразила острожный оптимизм, подчеркнув, что, скорее всего, Евросоюз не будет иметь ничего против такого формата имплементации «Законодательной инициативы против массовой иммиграции».
Британский тормоз
Как сказала она далее, «говорить о каком-то прорыве пока рано», прежде всего из-за резко отрицательной позиции Лондона, который настаивал и продолжает настаивать на сохранении режима неограниченной свободы передвижения людей, капиталов, товаров и услуг между Швейцарией и ЕС. Швейцарский президент призналась, что «нам с самого начала было ясно, что переговоры с Евросоюзом будут складываться очень непросто, особенно с учетом развития ситуации в Великобритании, но в целом же на стороне ЕС ощущается наличие позитивной политической воли».
Оба министра напомнили также, что «защитная статья» не является чем-то совершенно новым. В документах, определяющих порядок реализации положений принципа свободы перемещения между ЕС и Швейцарией, такая статья существовала с самого начала, играя роль своего рода предохранителя, находящегося «в нормально открытом положении». Срабатывать этот предохранитель должен только в случае, если объемы иммиграции будут очевидным образом выходить за рамки разумного. Поэтому сейчас речь идет всего-лишь о «чисто техническом решении», уточняеющем и совершенствующем уже имеющиеся механизмы, призванные защищать социальные системы ЕС и Швейцарии от чрезмерных перегрузок и давления.
«Поэтому мы пришли к выводу, что (у этой проблемы) существует техническое решение, полностью совместимое как с действующим швейцарско-европейским Соглашением о свободе перемещения, так и с положениями швейцарской федеральной Конституции», — подчеркнула С. Соммаруга. Наличие согласия Брюсселя с таким вариантом «было бы для Федерального совета (правительства) наилучшим выходом. С другой стороны, кабинет связан временными обязательствами, предусмотренными в тексте „Законодательной инициативы против массовой иммиграции“, то есть на реализацию ее положений правительству отведен точный срок.
А потому уже сейчас оно вынуждено подготовить вариант введния „защитной статьи“ в одностороннем порядке, который понадобится только на случай, если за оставшееся время Берн и Брюссель не придут в этой сфере к согласию и единому мнению». Как настойчиво несколько раз подчеркивала Симонетта Соммаруга, «защитная статья» ни в коей мере не является нарушением действующего швейцарско-европейского Соглашения о свободе перемещения. Нарушение имело бы место только в том случае, если бы Швейцария действительно четко установила численную границу или максимально допустимые квоты на количество трудовых мигрантов, имеющих право приехать в Швейцарию для работы и проживания.
Вместо этого, уточнила президент Швейцарии, принцип «защитной статьи» должен будеть работать в связке не с точными предельными показателями иммиграции (консервативная «Швейцарская народная партия», собственно и запустившая «антииммиграционную законодательную иниициативу», требует, например, жестко ограничить приток мигрантов 40 тысячами в год), но в комбинации с собственными дополнительными экономическими, социальными и политическими мерами, направленными на сокращение потребности экономики в иностранных кадрах при помощи, например, более эффективного задействования трудового потенциала людей старше 50-ти лет и женщин.
Сюда же относятся и так называемые «фланкирующие меры», призванные поставить заслон на пути демпинга в области заработной платы. «Одна только „защитная статья“ не может и должна быть панацеей от всех проблем, связанных с трудом и занятостью. На такие сложные вопросы не бывает простых ответов», — напомнила Симонетта Соммаруга.
Брюссель: «Это очень сложный вопрос…»
Ответ из ЕС последовал незамедлительно. «Мы продолжим процесс консультаций со Швейцарией с целью нахождения взаимоприемлемого решения», — заявил представитель Еврокомиссии в ответ на запрос портала swissinfo. ch. «Это очень сложный вопрос и найти решение будет непросто, но мы продолжим контакты в рамках договоренностей, достигнутых 1-го декабря 2015 года председателем Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером и президентом Швейцарии Симонеттой Соммаругой».
Как указывается далее, Ж.-К. Юнкер и С. Соммаруга, скорее всего, проведут дополнительный раунд личных консультаций еще до конца этого года, хотя дата этой встречи пока не определена. Ранее Евросоюз постоянно подчеркивал, что для него неприемлемы какие-либо ограничения в области свободы перемещения граждан между ЕС и Швейцарией, напоминая, что соглашения первого пакета «билатеральных соглашений», регулирующих сотрудничество Берна и Брюсселя, действуют только вместе. Нарушается один из них, то тогда, следуя принципу «домино», прекращают действовать и все остальные соглашения пакета.
Плацебо для народа?
Председатель «Швейцарской народной партии» («SVP») Тони Бруннер считает, что после пресс-конференции министров «мы находимся там же, где мы были и два года назад. Представленная в Берне концепция „защитной статьи“ является теоретической концепцией, не дающей никаких удовлетворительных ответов на вопрос о том, как Швейцария могла бы реально ограничить иммиграцию».
Швейцарские социал-демократы («SP») также не видят ничего положительного в предложенной концепции, рассматривая ее в качестве «пустышки», своего рода политического «плацебо», призванного символическими мерами «успокоить народ». При этом истинные проблемы, с которыми сталкивается швейцарская промышленность и которые собственно и побудили народ согласиться с мерами, изложенными в «антииммиграционной инициативе», остаются нерешенными. А вот партия швейцарских демохристиан («CVP») считает такое решение правильным.
«Наша партия предлагала ввести такой «предохранитель» еще в апреле 2013 года, а в марте 2015 года мы тоже были первыми среди тех, кто предложил реализовать волю народа с одновременным сохранением оправдавшего себя порядка сотрудничества Швейцарии с ЕС на основе введения «защитной статьи», — сообщила партия в официальном пресс-релизе.
С таких же позиций выступает и «Бюргерско-демократическая партия» («Bürgerlich-Demokratische Partei Schweiz» — «BDP»): «Так называемая „защитная статья“ полностью соответствует концептуальному решению, предложенному нами еще в марте 2014 года», — указала партия в своем коммюнике. Позитивные сигналы поступили и от представителей промышленных кругов Швейцарии.
Так, «Швейцарское строительное объединение» («Der Schweizerische Baumeisterverband») отметило, что «наконец-то мы видим конкретное, политическое реализуемое решение, позволяющее ограничить иммиграцию и сохранить сложившийся порядок сотрудничества с ЕС», в страны которого, как известно, направляется до 60% швейцарского промышленного экспорта. Похожей позиции придерживается и влиятельное промышленное объединение «Swissmem», представляющее интересы предприятий машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей.
|
|
|
2) swissinfo.ch, Швейцария
Дата публикации: 09.02.2014 - 19:35
Минимальным преимуществом в 50,4% голосов швейцарский народ принял консервативную «миграционную инициативу», ставящую под вопрос режим свободы передвижения между Швейцарией и ЕС. В референдуме приняли участие 56% избирателей – новый рекорд.
Законодательная инициатива «Против массовой иммиграции», выдвинутая правоконсервативной Швейцарской народной партией (SVP/UDC) получила, если верить последним еще неофициальным результатам, 50,34% голосов избирателей. Одновременно в ее пользу высказалось большинство кантонов — 14,5 кантонов "за" и 8,5 "против" (напомним, что в Швейцарии есть полукантоны. Потому и дробный результат). Преимущество сторонников ограничения миграции составило всего 19 500 голосов.
Наиболее очевидное согласие инициатива «народников» получила в кантоне Тичино, в то время как все франкоязычные кантоны сказали этой инициативе «нет», поскольку эти регионы сейчас переживают экономический подъем, который тесно связан с сотрудничеством с Францией. Однако мнение немецких кантонов, прежде всего Берна и Цюриха, оказалось решающим. Нынешний референдум отличается необычно высоким процентом избирателей, принявших участие в голосовании — около 56% (обычно этот показатель не превышает 44%).
В связи с большим наплывом избирателей ждать результатов на этот раз пришлось куда дольше, чем обычно. Теперь у Федерального совета, правительства Швейцарии, есть несколько лет, для того, чтобы принять законы, определяющие правовой базис реализации народного вотума. Ясно так же, что Берну и Брюсселю придется провести новые переговоры по «Соглашению о свободе передвижения», принятого в 2002 году.
Контингенты и квоты вместо свободы передвижения
Уже задолго до референдума миграционная инициатива стала причиной ожесточенных общественных дебатов. Она требует возврата к старой политике регулирования притока мигрантов из ЕС при помощи ежегодных квот и предельных норм. Уточним, что к вопросу миграции из третьих стран и проблемы беженцев этот референдум не касается.
В тексте законопроекта говорится, что квоты и нормы должны «устанавливаться с учетом экономических интересов Швейцарии и касаться также работающих в Конфедерации жителей приграничных территорий соседних стран». Кроме того, в документе выражается пожелание, чтобы при решении вопроса о трудоустройстве швейцарским резидентам отдавался однозначный приоритет.
В настоящий момент иммиграция из стран Европейского союза в Швейцарию ничем не ограничена, поскольку таково требование «Соглашения о свободном перемещении граждан», которое было заключено между Берном и Брюсселем в 2002 году и которое является одним из стержневых договоров так называемого «Первого пакета билатеральных соглашений» между ЕС и Швейцарией, ставшего заменой полноценного членства Швейцарии в Евросоюзе.
По статистике, ежегодно в Швейцарию иммигрирует порядка 80 тыс. человек, из них треть из западноевропейских стран. Благодаря такому притоку несколько месяцев назад численность населения Конфедерации преодолела психологически важную планку в 8 миллионов человек. Такая ситуация спровоцировала у части швейцарцев определенное недовольство. Некоторые из них указывают, что быстрый демографический рост приводит, мол, к сильному давлению на инфраструктуру — транспортную и жилищную, ведя, в частности, к непомерному взлету стоимости аренды жилья.
Вторая наиболее популярная тема для критики — это так называемый зарплатный демпинг. Работодатели действительно часто предпочитают нанимать иностранных рабочих, прежде всего в сфере капитального строительства, выплачивая им заработную плату, не соответствующую швейцарским нормам, фактически, наживаясь на тех, кто переехал в Швейцарию по в поисках лучшей жизни. Дабы хоть как-то решить вопрос демпинга в области зарплат, власти Швейцарии ввели так называемые «сопроводительные или фланкирующие меры», цель которых — поставить заслон на пути незаконных практик в области оплаты труда иностранных гастарбайтеров. Однако, как видно, особенно эффективными они не были.
Наконец, нередким в Швейцарии было мнение, в соответствии с которым присутствие иностранцев в стране подрывает основы швейцарской системы социального страхования, в особенности там, где речь идет о выплатах пособий по безработице и социальной помощи. Глухой ропот недовольства явственней всего можно расслышать в приграничных регионах, где потоки машин с иностранными номерами, на которых утром приезжают на работу в Швейцарию, а вечером уезжают к себе домой иностранцы (так называемые «фронтальеры») давно уже стали обычным явлением.