БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ




Собственность - система экономических отношений, складывающихся между людьми по поводу владения, пользования, распоряжения благами и услугами.

Способ производства - диалектическая взаимосвязь и единство производительных сил и производственных отношений.

Приватизация государственного и муниципального имущества - возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Производительные силы - совокупность средств производства и людей, обладающих знаниями, производственным опытом, навыками к труду и приводящими средства производства в действие.

Производственные отношения - совокупность отношений, объективно складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления благ и услуг.

ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. В чем заключается отличие понятий «способ производства» и «экономическая система»?
  2. В чем состоит диалектический характер взаимосвязи производительных сил и производственных отношений?
  3. Каким образом можно объяснить развитие человеческого общества с помощью

закона соответствия производительных сил характеру и уровню развития

производственных отношений?

4. Что такое собственность? Каковы ее типы?

5. Согласно афоризму французского мыслителя Ж.П. Прудона, «Собственность есть

кража». Как бы вы могли прокомментировать это утверждение?

6. Какой тип собственности представляется вам наиболее соответствующим

потребностям экономики современной России? Почему?

7. Целесообразна ли унификация форм собственности в рамках мировой экономики?

Раздел 3. Микроэкономика

В этом разделе рассматриваются основные элементы рынка: товар, деньги, спрос, предложение, цена, конкуренция, а также законы стоимости, спроса и предложения, которые объясняют экономическое поведение и взаимодействие рыночных субъектов. В нем кратко изложены основные положения теории спроса и предложения, теории поведения (равновесия) потребителя, объяснен механизм рыночной конкуренции и его связь с монополией, выделены особенности рынков труда, земли, капитала.

Тема 3.1. Сущность рынка. Основные элементы рынка. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие

1. Признаки и функции рынка. Виды рынков.

2. Различия экономических школ в теоретическом обосновании товара и его свойств.

3. Различия экономических школ в теоретическом обосновании денег и их функций. Уравнение И.Фишера.

4. Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса.

5. Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения.

6. Эластичность спроса и предложения.

7. Механизм взаимодействия спроса и предложения. Рыночное равновесие.

После изучения этой темы, вы сможете:

  • Определить содержание товара и денег с позиций различных экономических школ;
  • Выделить факторы спроса и предложения;
  • Объяснить механизм формирования рыночной цены и поведение рыночных субъектов - потребителей и производителей исходя из принципов законов стоимости, спроса и предложения, рыночной конкуренции;
  • Рассчитать коэффициенты эластичности и определить тип эластичности спроса и предложения;
  • Применять графические модели для анализа экономических ситуаций.

1. Сущность и функции рынка. Виды рынков.

Рыночная экономика - форма организации общественного хозяйства, основанного на товарном производстве, обеспечивающем взаимодействие производителей и потребителей посредством рынка. Она основана на частной собственности на средства производства, которая определила экономическую обособленность, самостоятельность производителей. Условиями ее развития являются общественное разделение труда, специализация и кооперация труда и, как следствие, обмен результатами деятельности. Появление денег завершило процесс формирования товарного производства, для успешного функционирования которого необходимо наличие рыночной инфраструктуры: рынка товаров и услуг и рынка факторов производства (ресурсов).

Рынок выполняет функции:

  1. информационную, т.к. предоставляет информацию о ценах, количестве и качестве продукции и т.д.;
  2. посредническую, т.е. помогает покупателю и продавцу найти друг друга;
  3. ценообразующую. Не существует одинаковых условий производства, не может быть и одинаковых затрат. Рынок признает только общественно необходимые затраты, но чутко реагирует на изменения в потребностях и доходах;
  4. регулирующую, т.е. с помощью механизма внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции решает что, в каком количестве и как производить;
  5. санирующую, т.е. повышает эффективность устойчивость экономики в целом, т.к. в условиях конкуренции выживают только сильные, эффективные фирмы.

Последние три функции рынок выполняет благодаря действию закона стоимости.

Рынки могут быть классифицированы по различным критериям: по региональному признаку (например, мировой и местный), по отраслевому признаку (рынок нефти, компьютеров), по степени конкуренции (конкурентный и монополизированный) и т.д.

товара. Между изменением цены (P) и изменением объема спроса (Qd) существует обратная зависимость, которая графически описывается кривой спроса, представленной в виде линейной функцииQd=a-bP(Рис.4), в виде степенной функцииQd=aPb, гдеb<0 (Рис.5). Согласно закону спроса: если цена какого-либо товара повышается, то спрос (при прочих равных условиях) будет предъявлен на меньшее количество данного товара и наоборот;

- количество покупателей;

- средний доход потребителя. Различают товары: нормальные, спрос на которые с ростом дохода увеличивается, и низкокачественные (низшего ранга) - на которые уменьшается;

- цены на товары-заменители (субституты): если снизится цена на кофе, уменьшится спрос на чай;

- цены на дополняющие (комплементарные) товары: высокие цены на запасные части и услуги по ремонту сдерживает спрос на ряд марок автомобилей;

- вкусы потребителей;

- ожидания потребителей. В условиях инфляции потребители привыкают к постоянному росту цен и не снижают, а напротив, увеличивают свой спрос на товары, опасаясь дальнейшего повышения цен на них (адаптивные инфляционные ожидания);

- природные факторы, объясняющие сезонные колебания спроса.

Изменение цены ведет к изменению объема (величины) спроса и графически

показывается перемещением по кривой спроса из одной точки в другую. Изменение всех других факторов ведет к изменению спроса и графически показывается перемещением самой кривой спроса вправо (в положение D1), если спрос увеличивается, влево, если уменьшается (в положениеD2). Данный вывод иллюстрирует Рис. 6.

5. Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения.

Предложение (supply)– количество товара, которое производитель готов продать на рынке. Его факторами (детерминантами) являются:

- цена товара. Между изменением цены (P) и изменением объема предложения (Qs) существует прямая зависимость, которая графически описывается кривой предложения, представленной в виде линейной функцииQs=a+bP(Рис.7), в виде степенной функцииQs=aPb, гдеb>0 (Рис.8). Согласно закону предложения: если цена какого-либо товара повышается, то его предложение (при прочих равных условиях) увеличивается и наоборот;

- количество производителей;

- цены на ресурсы;

- технологии производства товара;

- налоги и дотации. Причем, увеличение налогов сокращает производство и предложение товара на рынке, а увеличение дотаций, напротив. Способствует расширению производства товара;

- цены на товары-заменители и дополняющие товары;

- ожидания производителей;

- природные факторы, обусловливающие сезонный характер производства сельскохозяйственной продукции.

Изменение цены ведет к изменению объема (величины) предложения и графически

показывается перемещением по кривой предложения из одной точки в другую. Изменение всех других факторов ведет к изменению предложения и графически показывается перемещением самой кривой предложения вправо в положение S1, если предложение увеличивается, влево в положениеS2, если уменьшается (Рис.9).

Механизм взаимодействия спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Изображение моделей спроса и предложения в одной системе координат позволяет найти точку их пересечения, показывающую значения равновесной цены (Ре) и равновесного количества товара (Qe). В точке равновесия Е (при равновесной цене Ре) объем спроса равен объему предложения (Рис.10).

Рис.10

Рыночный механизм обладает способностью восстанавливать нарушенное равновесие. Увеличение спроса (графически показываемое смещением кривой спроса в положение D1), например, не означает возникновение дефицита товара, т.к. приводит к повышению цены (Pu) и стимулирует рост объема предложения товара (Qu). Новое состояние равновесие будет характеризоваться большими значениями равновесной цены и равновесного количества товара. Но и уменьшение предложения товара (графически показываемое смещением кривой предложения в положениеS1) не означает возникновение избытка товара, т.к. приводит к увеличению цены, что снижает объем спроса на товар. Новое состояние равновесия характеризуется меньшим значением равновесного количества товара (Qv) и большим значением равновесной цены (Pv).

Так работает механизм «невидимой руки» А. Смита. Вмешательство же правительства в процесс ценообразования может разрушить рыночное равновесие. Так, если правительство установит цену на уровне ниже значения равновесной цены, на рынке возникнет дефицит товара. Если же установленная правительством цена будет выше ее равновесного значения, на рынке будет наблюдаться избыток товара.

А. Маршалл выделял три периода рыночного равновесия:

1. мгновенное равновесие, при котором предложение неизменно, т.е. абсолютно неэластично, иEрs=0;

2. краткосрочное равновесие, при котором фирмы могут увеличить предложение товара, используя существующие мощности;

3. длительное равновесие, когда для увеличения предложения требуется открытие новых фирм, заменяющих старые. Предложение абсолютно эластично,Eрs→∞.

Вывод: механизм взаимодействия спроса и предложения определяет объем и структуру производства, уровень цен и доходов, является основой смешанной экономики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: