БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ




Индекс Герфиндаля – показатель степени концентрации рынка, рассчитывается посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли.

Индекс Герфиндаля-Хиршмана - показатель степени концентрации рынка, рассчитанный для 50 наиболее крупных фирм отрасли.

Картель – соглашение об объемах производства (установлении квот) и ценах.

Монополистическая конкуренция – рынок, на котором действует много фирм, производящих дифференцированный продукт.

Несовершенная конкуренция – все рынки, за исключением тех, на которых действует чистая конкуренция.

Общая (валовая) выручка – совокупный доход, полученный фирмой от продажи продукта, рассчитывается как произведение цены на количество проданного продукта.

Общие (валовые) издержки - совокупные затраты фирмы, связанные с производством и продажей продукта, включают постоянные и переменные издержки.

Олигополия – рынок, на котором несколько фирм продают стандартизированный или дифференцированный продукт.

Переменные издержки – затраты фирмы, изменяющиеся в результате изменения объемы выпуска продукта (расходы на сырье, материалы, оплату труда).

Постоянные издержки – затрата фирмы, величина которых не зависит от объема выпуска продукта (арендная плата).

Предельная выручка - изменение общей выручки в связи с продажей дополнительной единицы продукции.

Предельные издержки - изменение общих издержек в связи с производством дополнительной единицы продукции.

Чистая конкуренция - рынок, на котором действует очень много фирм, продающих однородный, стандартизированный продукт.

Чистая монополия - рынок, на котором действует одна фирма, продающая уникальный продукт, не имеющий близких заменителей.

ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Какие признаки отличают различные модели рынка?
  2. Чем совершенная конкуренция отличается от несовершенной?
  3. В чем заключается условие максимизации прибыли, сохраняющее значение для всех видов рынков?
  4. Почему условие максимизации прибыли для фирмы, действующей в условиях чистой конкуренции, отличается от общего принципа?
  5. Каким образом, используя законы диалектики, можно охарактеризовать диалектический характер взаимосвязи конкуренции и монополии?
  6. Почему необходимо антимонопольное регулирование?
  7. Каковы направления деятельности Федеральной антимонопольной службы России?

Теория поведения потребителя

1. Кривые безразличия и бюджетная линия.

2. Точка равновесия потребителя. «Эффект дохода» и «эффект замещения».

После изучения этой темы вы сможете:

  • Объяснить действие закона спроса через эффекты дохода и замещения;
  • Анализировать и комментировать графические модели, иллюстрирующие поведение потребителя.

1. Кривые безразличия и бюджетная линия.

В экономической науке выделяют два подхода к определению полезности. В рамках кардиналистского подхода (У.Джевонс, А. Маршалл) сделана попытка количественного измерения полезности с помощью условных единиц измерения ютилей (utility– в пер. с англ. полезность). Другие экономисты (ординалисты) считают, что полезность является субъективной величиной, ее измерить невозможно, но можно определить порядок предпочтений потребителя. Для оценки относительных предпочтений потребителя они (В. Парето, Дж. Хикс) предложили использовать графические модели: кривые и карты безразличия.

Если предположить, что потребитель покупает только два товара, то, очевидно имеются различные комбинации этих товаров, которые дают равную общую полезность, т.е. в равной степени удовлетворяют потребность потребителя. Например, потребитель покупает яблоки и груши, удовлетворяя свою потребность в фруктах. Отказ от одного товара компенсируется увеличением количества другого. Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, оставаясь при этом на данном уровне удовлетворения потребности (на данной кривой безразличия), называется предельной нормой замещения. Обычно кривые безразличия (U1,U2) имеют выпуклую к началу координат форму (Рис.11), т.к. предельная норма замещения убывает. Увеличение количества яблок приводит к уменьшению их предельной полезности. Уменьшается и количество груш, которым потребитель готов пожертвовать для дальнейшего увеличения потребления яблок.

Набор кривых безразличия для отдельного потребителя и двух различных товаров представляет карту безразличия. Чем выше расположена кривая безразличия, тем большую полезность получает потребитель от использования комбинаций двух товаров, принадлежащих данной кривой (U2>U1, Рис.11).

Однако потребитель имеет фиксированный доход и может использовать определенную сумму денежных средств на покупку товаров. Эти бюджетные ограничения графически изображаются бюджетной линией, показывающей различные комбинации двух товаров, которые потребитель может приобрести при данной величине дохода и цен на товары. Для ее построения требуется рассчитать две точки. ТочкаKпредставляет количество яблок, которое может купить потребитель на весь свой доход, отказавшись от приобретения груш. ТочкаLпредставляет количество груш, которое может купить потребитель на весь свой доход, отказавшись от приобретения яблок (Рис. 11). Параллельное смещение бюджетной линии вправо отражает или увеличение дохода потребителя или снижение цен на товары. Изменение угла наклона бюджетной линии свидетельствует о неодинаковом изменении цен на товары.

2. Точка равновесия потребителя. «Эффект дохода» и «эффект замещения».

Построение кривой безразличия и бюджетной линии в одной системе координат позволяет определить точку равновесия потребителя (Рис.11). В точке E1 бюджетная линияKLкасается кривой безразличияU1, и объемы потребле­ния товаров А иBсоставят соответственноOA1и ОB1единиц. В этой точке выполняется правило максимизации полезности: цена каждого товара пропорциональна его предельной полезности.

Увеличение объема спроса при снижении цены товара можно объяснить действием двух эффектов: эффект а дохода и эффект а замещения. Снижение цены равнозначно увеличению реального дохода потребителя, который, чувствуя себя богаче, увеличивает объем потребления товара. Снижение цены также делает данный товар более привлекательным для потребителя, который увеличивает объем потребления данного товара, замещая этим товаром потребление другого.

Рис. 11

Если цена товара А снизилась, а цена товара Bосталась неизмен­ной, то бюджетная линия становится более пологой и пересекает ось абсцисс в точке М (прямая КМ). Эта новая бюджетная линия касает­ся более высокой кривой безразличия, и оптимум потребителя пере­мещается в точку Е2. В результате снижения цены товара А объем спроса на него увеличится до ОА2единиц, следовательно, прирост спроса составит А1А2. Как разложить этот общий эффект на эффект замещения и эффект дохода?

Выделим сначала действие только эффекта замещения при предположении, что реальный доход потребителя остается неизменным. Реальный доход потребителя может рассматриваться как неизменный, если потребитель остается на одной и той же кривой безразличия.

Проведем воображаемую бюджетную линию К1М1которая параллель­на новой бюджетной линии КМ и касается первоначальной кривой без­различияU1. Эта бюджетная линия отражает новое соотношение цен то­варов А иB, однако точка равновесия Е3соответствует прежнему уров­ню реального дохода. Таким образом, переход точки равновесия потре­бителя из положения Е1в положение Е3вызван изменением цен, и, сле­довательно, прирост потребления товара А в размере А1А3 единиц обус­ловлен эффектом замещения. Переход точки равнове­сия потребителя из положения Е3в положение Е2и прирост потребле­ния товара А в размере А3А2единиц представляет собой эффект дохо­да, поскольку обусловлен ростом реального дохода потребителя в свя­зи с изменением соотношения цен.

Для нормальных товаров эффект замещения и эффект дохода действуют в одном направлении. Эффект дохода в наибольшей степени сказывается в отношении таких товаров, как продукты питания, одежда, сигареты и т.п., расходы на которые составляют значительную часть в бюджете покупателя. Для некачественных товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. Причем, обратный эффект дохода может превысить эффект замещения, в результате чего увеличение цены будет приводить к росту потребления товара. Подобный эффект впервые наблюдал английский экономист Гиффен, имя которого данный эффект носит с тех пор. Изучая в конце XIX в. потребление англичан, он обратил внимание на то, что бедняки покупали хлеба в больших количествах тогда, когда цена на него была выше. Это он связывал с тем, что в бюджете бедных семей расходы на хлеб занимали значительную долю. Повышение цен на товар, спрос на который является неэластичным (товар Гиффена), приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали, и они вынуждены были отказываться от покупок «остальных товаров», увеличивая потребление хлеба, чтобы просто не умереть с голоду. Поэтому кривая спроса английских бедняков на хлеб в конце XIX в. имела «восходящий» вид.

Вывод: теория поведения потребителя углубляет понимание теории спроса и объясняет действие закона спроса проявлением эффекта дохода и эффекта замещения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: