БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ




Деньги – товар особого рода, с потребительной стоимостью которого прочно срослась эквивалентная форма стоимости (марксизм); ликвидные активы (неоклассическая теория).

Кривая предложения – это модель, показывающая какое количество товара, производители хотят и могут продать при различном уровне цен.

Кривая спроса – это модель, показывающая, какое количество товара потребители хотят и могут купить при различном уровне цен.

Меновая стоимость - количественное выражение, пропорция, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода.

Полезность - удовлетворение, которое получает потребитель от использования определенного набора блага.

Потребительная стоимость - способность товаров удовлетворять различные потребности индивидов и общества в целом.

Предельная полезность – дополнительное удовлетворение, которое получает потребитель от использования дополнительной единицы блага.

Спрос – форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами.

Стоимость - общественный труд, воплощенный в товаре.

Товар – экономическое благо (в том числе продукт труда), предназначенное для обмена или продажи.

Цена - с тоимость товара, выраженная в денежной форме.

Эластичность предложения по цене - чувствительность реагирования предложения на изменение цены, измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения по цене, который показывает, на сколько процентов изменится количество товара, предложенного на рынке, при изменении цены на один процент.

Эластичность спроса по цене - чувствительность реагирования спроса на изменение цены, измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса по цене, который показывает, на сколько процентов изменится количество товара, на которое предъявлен спрос, при изменении цены на один процент.

ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Чем отличаются марксистский и неоклассический подходы к пониманию сущности товара?
  2. Какими двумя свойствами обладает товар, согласно теории К.Маркса, и почему?
  3. В чем заключается двойственный характер труда, воплощенного в товаре?
  4. Чем определяется величина стоимости товара? Значит ли это, что величина стоимости тем больше, чем ленивее работник?
  5. В чем сущность категорий «полезность», «общая полезность», «предельная полезность»?
  6. Как определяется величина стоимости товара согласно теории маржинализма?
  7. Почему вода, без которой невозможна жизнь человека, имеет такую низкую цену, в то время как алмазы, которые бесполезны для здоровья, так дорого стоят? Каким образом, по вашему мнению, на этот вопрос, известный в экономической науке как «парадокс А. Смита», ответили бы сторонники:
  • теории Маркса;
  • неоклассической теории;
  • теории маржинализма?

 Чем отличаются марксистский и неоклассический подходы к пониманию сущности денег и их функций?

 Почему роль денег закрепилась за золотом и серебром?

 Каким образом, пользуясь уравнением И.Фишера, можно определить количество денег необходимое для обращения?

«Плюсы» и «минусы» монополии. Антимонопольная политика.

В основе появления монополий лежит объективный процесс концентрации и централизации производства и капитала. Тем более, что в некоторых отраслях экономики в силу их технологических особенностей для достижения эффективности производства требуется значительная концентрация ресурсов, которая достигается в рамках единственной фирмы (эффект масштаба), и монополия является естественной. Значительные размеры капитала позволяют фирме-монополисту заниматься научными исследованиями и внедрением новых технологий, но есть ли стимулы у нее для этой деятельности? По этому вопросу у экономистов нет единого мнения.

Общий вывод, к которому пришли все экономисты, заключается в том, что чистая монополия экономически неэффективна. При одинаковых издержках чисто монополистическая фирма сочтет выгодным назначить более высокую цену, производить меньший объем продукции и размещать экономические ресурсы менее эффективно, чем фирмы в условиях чистой конкуренции.

Учитывая двойственный характер монополии, правительства пытается противостоять монополизму и поддержать конкуренцию, проводя антимонопольное регулирование, к которому относится, прежде всего, антимонопольное законодательство.

В России в 2006 г. вступил в силу ФЗ «О защите конкуренции», объединивший два ранее действовавших закона - ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Для установления факта монополизации производства, в том числе при слиянии или поглощении компаний, применяются математические инструменты и критерии: доля одной компании не должна превышать 33% рынка, трех – 50%, пяти – 66,6% (в США).

Для оценки рынка в целом рассчитывается индекс Герфиндаля (H):

H=q12+q22+…+qn2, где

qi – доля фирмы в объеме продукции отрасли, выраженная в процентах,

i=1,2,…n,n- число фирм в отрасли.

Концентрация рынка с индексом Герфиндаля, не превышающим 1000, считается низкой. Индекс, равный 1800 и выше, свидетельствует о высокой концентрации производства.

Государство может в соответствии с антимонопольным законодательством прибегнуть к судебному процессу с целью раздробить монополию на несколько конкурирующих фирм. Если монополия является естественной, необходим контроль за объемом производства, ценами и другими параметрами ее деятельности. В этом случае составляется реестр предприятий-монополистов, проводятся регулярные проверки18.

Вывод: каждая рыночная модель имеет положительные и отрицательные стороны, тенденция к концентрации производства определяет такую функцию государства как защита конкуренции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: