Терроризм как коммуникация




 

Немаловажная особенность терроризма - его коммуникативная основа.

Цель терроризма - добиться каких-либо изменений в существующем строе. Для этого необходимо как минимум артикулировать свое требование в системе политических коммуникаций. Маленькая группа подпольщиков вряд ли сможет добиться каких-либо перемен без как минимум нейтрального отношения общества к своей борьбе. Для этого его надо убедить в справедливости претензий террористов. «Предназначение теракта - передать определенное послание», - как отмечает известный исследователь терроризма Б. Хоффман. Именно это и делает терроризм формой коммуникации.

Авторитетные эксперты в области изучения коммуникационной составляющей терроризма А. Шмид и Я. де Грааф пишут: «Без коммуникации терроризма не может существовать».

Поскольку терроризм неразрывно связан с политическим действием, можно вслед за многими учеными, к примеру, Н.Б. Лебедевой, утверждать: «Терроризм - это форма политической коммуникации».

Д.А. Журавлев пишет: «Власти неохотно допускают радикальные высказывания в СМИ, воспроизводящих основной дискурс власти о самой себе и окружающем мире. Террорист, таким образом, - это политический актор, который средствами угрозы и применения насилия, участвует в конкретном политическом дискурсе. Властям невыгодны конкурирующие радикальные дискурсы еще и потому, что в современном информационном обществе глобальные информационные потоки и новые средства передачи сообщения (Интернет) все более размывают коммуникационную власть государства».

Вместе с тем средства массовой информации напрямую или косвенно зависят от государства и, как отмечает И.Н. Панарин, «обычно СМИ выражают точку зрения властей во время освещения терроризма, независимо от типа политической системы государства, где они находятся, а мнения, отличные от правительственных, редко получают эфирное время».

Террористы стремятся достичь определенных целей, для чего им необходимо продемонстрировать свою власть, а власть невозможна без коммуникации. Как замечает Р. Крелинстен: «Если актор не имеет необходимого доступа к каналам коммуникации, он может создать новые каналы и новые институты». Именно этим, по сути, и занимаются террористы, поскольку власти в подавляющем большинстве случаев блокируют доступ радикальных групп к средствам массовой информации.

В итоге возникает следующая проблема: террористы могут получить доступ к каналам массовой коммуникации через СМИ, но лишь настолько, насколько это им позволяют сделать структурные особенности самих СМИ. «Террористы, - развивает свою мысль Р. Крелинстен, - создают параллельные каналы информации, которые вступают в противоречие с официальными заявлениями властей». Значение «феномена параллельных историй» усиливается в том случае, если существует (часто оправданная интересами контртеррористических действий) задержка с передачей информации. Таким образом, одно из основных направлений борьбы с терроризмом перемещается в коммуникационную сферу, на уровень риторики и дискурсов.

Наиболее полно эти особенности проявляются в условиях кризиса, когда прямо сталкиваются интересы правительств и структурные факторы, оказывающие влияние на деятельность СМИ. Именно в этот момент существующий порядок может быть нарушен успешным вторжением альтернативных дискурсов в СМИ.

Средства массовой информации являются главным проводником коммуникации. Поэтому «те, кто чувствует себя исключенным из коммуникационной структуры, стремятся привлечь внимание СМИ посредством потрясающих воображение актов», - делает вывод Д.А. Журавлев.

В общем и целом терроризм может рассматриваться как тактика, включающая использование или угрозу использования насилия с целью коммуникации. В связи с этим необходимо рассмотреть терроризм как коммуникационный процесс, а именно: выявить участников и рассмотреть модели коммуникации, задействованные ими.

Для любого коммуникационного процесса необходим адресат, а в случае с массовой коммуникацией - аудитория.

Обобщенную идеальную коммуникационную модель успешного теракта можно представить себе следующим образом: акция в наиболее чувствительной точке [отправление сообщения] ® сообщение об акции в СМИ (прежде всего электронных) [трансляция сообщения] ® обсуждение акции «аудиторией террора» [декодирование сообщения] ® давление «аудитории террора» на власть [передача декодированного сообщения адресату] ® уступки власти, легитимизация терроризма в той или иной форме [обратная связь].

Предполагаемая «аудитория» террористов меняется в зависимости от их целей, мотивов и задач. Это может быть правительство или политическая партия той или иной страны, конкурирующая этническая или религиозная группа, целая страна и ее граждане, наконец, международное общественное мнение. Теракт может совершаться либо в расчете на определенный сегмент аудитории, либо с целью воздействия на многие группы сразу.

Аудиторию терроризма можно типологизировать в соответствии с разными критериями.

По географическому принципу - местное население и мировое сообщество. По целевой установке - правительства (конечной целью терроризма является давление на власти стран), аудиторию, на которую непосредственно направлен теракт и собственно мировое сообщество. Причем необходимо заметить, что целевая аудитория может иметь двоякое измерение. В случае с этнонациональным терроризмом адресатами сообщения, передаваемого с помощью теракта, являются как этнос, от лица которого выступают террористы, так и представители враждебной этнической группы. Первых террористы хотят убедить в правоте своего дела и побудить к поддержке, а последних - запугать и вынудить пойти на уступки.

Аудиторию терроризма также продуктивно разделять на инсайдеров и аутсайдеров. Инсайдеры это участники движения или люди, активно сочувствующие и разделяющие его ценности. Аутсайдеры - это целевая аудитория и мировое сообщество.

Таким образом, терроризм обладает свойствами коммуникативного процесса. Для передачи сообщения террористы используют СМИ. Особенности средств передачи сообщения неизбежно влияют на само сообщение.

Следовательно, необходимо рассмотреть, каким образом эволюционировал терроризм с учетом развития СМИ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: