Развитие средств массовой информации и эволюция терроризма




 

Средства массовой информации прошли в своем развитии несколько ступеней, которые почти полностью совпадают с этапами в развитии терроризма.

Терроризм напрямую зависит от коммуникации, а, следовательно, и от средств передачи сообщения. Возникновение новых СМИ (связанное в первую очередь с научно-техническим прогрессом) вызывало пусть и не мгновенное, но кардинальное изменение в системе коммуникаций. Вследствие глубинного изменения структуры коммуникации, вызванного подобными событиями, разумным представляется назвать их «революциями в СМИ».

Новый этап в развитии не отменял использования коммуникационных моделей предыдущих этапов, а дополнял и временами видоизменял их.

Первая «революция в СМИ» - это появление типографского печатного станка (поначалу парового), произошедшее в первых десятилетиях XIX в. Соответствующий этап терроризма связан с деятельностью народовольцев и Боевой организации Партии социалистов-революционеров в Российской Империи, а также с действиями анархистов по всему миру. Уже тогда террористы понимали необходимость коммуникации с помощью СМИ: выпускали собственные листовки, желали благоприятного освещения своих действий в других печатных органах. Они понимали, что простая пропаганда действием неэффективна без пропаганды словом.

Вторая «революция в СМИ» произошла в конце 1960-х годов с запуском в США первого телевизионного спутника. Вместе с изобретением портативной видеокамеры и передатчиков, позволявших транслировать материал через спутник, это кардинальным образом изменило способы поиска и подачи новостей. Появилась возможность вести репортаж в прямом эфире.

Началом современного терроризма, в свою очередь, можно считать появление еврейского терроризма, направленного против колониальной власти Великобритании, препятствующей возникновению государства Израиль. Как пишет Б. Хоффман, «Еврейская террористическая группа «Иргун» попыталась обратиться к мировой аудитории, вынося локальный конфликт за пределы своей страны и даже метрополии». С этого момента важное (зачастую первое) место в деятельности современных террористических групп занимает интернационализация своей проблемы. Этого террористы пытались добиться в основном с помощью освещения своих действий в интернациональных (западных) СМИ. Еврейский терроризм и вызванный им палестинский стали образцом для большинства антиколониальных и этносепаратистских движений. С появлением на арене палестинских террористических группировок новый этап в развитии терроризма, связанный со второй «революцией в СМИ», развернулся в полной мере.

На рубеже 60-70-х годов XX в. палестинские группировки сделали ставку на проведение терактов в сферах, олицетворяющих высокие технологии (например, авиаперевозки). Датой появления на свет террористов нового поколения считается 22 июля 1968 года. В этот день три палестинских террориста из Народного фронта освобождения Палестины захватили авиалайнер израильской компании Эл Ал, следовавший по маршруту Рим - Тель-Авив. Этот теракт получил широкую огласку.

Именно стремление к интернационализации проблемы посредством крупных актов и их освещению в СМИ привело к успеху палестинцев. Как заявляет Зеди Лабиб Терзи, в свое время главный наблюдатель Организации освобождения Палестины в ООН, «первые несколько случаев угона [самолетов] в большей степени оказали влияние на осознание проблемы, привлекая внимание СМИ и общественности всего мира, чем 20 лет выступлений в ООН».

В привлечении внимания мировой общественности палестинцы добились поразительных успехов. Как отмечает А. Глюксманн, «палестинская «поэзия», темная и мятежная, завоевала СМИ всего мира». Палестинцы, как ранее и израильтяне, поняли, что главное в их борьбе - это создание образа: образа себя, как борцов за справедливость; образ своей борьбы, как движения к свободе.

Одним из пиков палестинского терроризма был теракт на Олимпийских играх 1972 г. в Мюнхене. Не вдаваясь в подробности и абстрагируясь от моральной и этической стороны вопроса, можно заметить, что этот теракт стал величайшим успехом палестинцев. Весь мир напряженно следил за событиями в Мюнхене. И даже тот, кто никогда не слышал о палестинцах, теперь узнал о них очень многое. В массовом сознании возник образ, в котором смешивались не только трагедия и шок, но и заинтересованность. Террористы добились того, что, несмотря на глобальное осуждение теракта, о них и их проблеме заговорили.

Теракт в Мюнхене некоторыми авторами признан началом нового этапа в развитии терроризма - ТВ-терроризма. Однако более логично видеть в Мюнхене лишь продолжение тенденций предыдущих 5 лет, чем событие, ставшее водоразделом. Точно так же нельзя говорить о том, что третья «революция в СМИ», произошедшая в 1980 г. с появлением CNN (первого новостного канала формата 24 часа в день / 7 дней в неделю), оказала значимое влияние на развитие коммуникационной составляющей терроризма. Террористы лишь стали в большем масштабе эксплуатировать особенности СМИ, такие как погоня за сенсацией и рейтингами. Логика же коммуникации осталась прежней. Террористы теперь стремились привлечь внимание CNN, поскольку этот канал стал оказывать серьезное влияние на формирование образа окружающего мира у лиц, принимающих решения, во многих странах. Эта особенность получила название «эффект CNN».

Новые вещательные технологии привели к возможности мгновенной передачи информации в эфир из любой точки Земли. Но зачастую, выигрывая в оперативности, новости теряют в качестве. Это оказало немаловажное влияние на терроризм и его восприятие обществом. По справедливому замечанию Б. Хоффмана: «Неясность определения того, что такое терроризм, поддерживается в том числе и СМИ, чьи попытки передать сложную и запутанную информацию со всего света при наименьших затратах эфирного времени привели к беспорядочному клеймлению словом «терроризм» проявлений насилия самого широкого спектра».

Кроме того, получив возможность практически мгновенной передачи информации, многие СМИ начали позиционировать себя как центр власти. Телерадиовещательные компании стали не только передавать новости, но и пытаться оказывать реальное влияние на политику властей, в частности в ситуации кризиса.

Следует остановиться чуть подробнее на некоторых основных особенностях телевидения, которое на протяжении более полувека остается основным источником информации для большинства людей.

Несмотря на активное наступление Интернета, телевидение сохраняет свои позиции за счет большей доступности и дешевизны; более удобной для восприятия аудиовизуальной формы подачи информации; а также за счет большей структурированности в подаче основной информации. Газеты постепенно утрачивают свои позиции, однако их роль в прошедшие десятилетия была чрезвычайно важной.

В качестве базовых характеристик телевидения в настоящее время можно выделить следующие.

Во-первых, это акцент на развлекательный характер, а также на насилие и кровь.

Во-вторых, выборочная передача новостей, которая определяется не только и не столько важностью передаваемой информации, сколько в том числе и такими соображениями, как стоимость освещения (комплексные затраты на производство медийного продукта), а также тем, кто в данный момент находится на месте событий.

В-третьих, существование новостных телеканалов формата 24/7, нацеленных на постоянную «погоню» за новостями.

Кроме того, скорость передачи информации изменила характер ответственности за ее появление в эфире - если раньше она лежала на редакторе в студии, то теперь, в большей степени - на корреспонденте «в поле». Данная особенность современных СМИ привела к тому, что некоторые авторы напрямую ставят вопрос о необходимости усилить функцию «сторожа» в СМИ (редактора, отвечающего за отбор сообщений и форму представления новостей), поскольку в итоге именно они (редакторы) определяют то, каким образом и в каких выражениях будет передано сообщение о терроризме.

В этих обстоятельствах подача новостей обусловлена, прежде всего, скоростью передачи информации в эфир или печать, а также поиском дополнительного материала для оправдания расходов и потраченного труда и последующего заполнения ниши в эфирном времени или печатной странице. Подобная ситуация, хоть и непреднамеренно, просто создана для манипуляций и замыслов террористов.

С появлением Интернета связана четвертая «революция в СМИ», ставшая подлинной революцией в средствах массовой коммуникации. И одновременно с развитием Интернета шло становление «нового терроризма», которому присущи следующие черты:

) преобладание в качестве основной организационной формы - сетевой;

) первостепенное значение религиозного терроризма, в том числе радикально исламистского (джихадистского);

) новое отношение к насилию - ориентация на акции террористов-смертников;

) значительная роль информационных и коммуникационных технологий;

) объединение посредством религиозно-мировоззренческих, а не конкретных политических установок;

) меньшая зависимость от поддержки со стороны государств;

) апелляция к глобальной аудитории единоверцев и единомышленников.

Появление сети Интернет привело к возникновению термина «новые СМИ», включающие в себя новые средства массовых коммуникаций (в первую очередь, сам Интернет). Также термин «новые СМИ» частично применим к интернет-сайтам телеканалов и газет. Вместе с тем логика построения новостных сообщений на сайтах газет, телеканалов и служб новостей осталась той же, что существовала до появления Интернета. Особенности «новых СМИ» тесно переплелись с характеристиками «нового терроризма» в наши дни.

Три новые технологии 1990-х годов позволили террористам вырваться из «мертвой хватки» коммерческих и государственных СМИ в сфере массовых коммуникаций - это Интернет, дешевое и быстрое производство и размножение видеопродукции; возможность эксплуатации частных ТВ-станций террористами.

С развитием «новых СМИ» и распространением передовых технологий «традиционных СМИ» на весь мир, экстремистам уже не обязательно было обращаться к западным СМИ посредством тех каналов коммуникаций, которые они использовали в 1970-1990-е годы.

Среди «традиционных СМИ» особняком стоит канал «Аль-Джазира», чье влияние на формирование повестки дня в странах «Большого Ближнего Востока» оказалось столь велико, а представленный в эфире спектр мнений столь широк, что исследователи даже говорят о возникновении «эффекта Аль-Джазиры», названного по аналогии с «эффектом CNN».

Сеть Интернет стала кардинально новым средством массовой информации. Она - яркое проявление информационных сетей, которые опутывают весь мир, делая его все более «тесным».

Террористы активно эксплуатируют следующие особенности Интернета:

- легкий доступ;

- незначительные масштабы регулирования и цензуры со стороны государственных органов или полное отсутствие подобного контроля;

- потенциально огромные масштабы аудитории;

- анонимность коммуникации;

- быстрая передача информации;

- мультимедийность среды, позволяющая комбинировать различные типы информации: текстовую, графическую, аудио и видеоматериалы.

Также Интернет позволяет преодолеть то, что можно назвать «управление восприятием» - террористы могут позиционировать себя точно такими, какими хотят казаться, без фильтров, налагаемых традиционными СМИ. Интернет также позволяет создавать ажиотаж в сети относительно нужных террористам аспектов событий. При использовании Интернета террористы получают возможность еще больше влиять на освещение своей деятельности в традиционных СМИ, поскольку последние часто обращаются к сайтам террористических движений за информацией.

Однако использование Интернета террористами связано с рядом проблем. Предоставление текстовой информации и фотографий может происходить практически мгновенно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: