ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИИ ПЕРВИЧНОЙ СЕТИ ПОСТОЯННОГО ТОКА САМОЛЕТОВ
(9)Первичная сеть постоянного тока самолетов типа Ту-134, Ан-24, Ан-12, Як-40 в полете питается:
- от генераторов постоянного тока, установленных на авиационных двигателях;
- в аварийных случаях от бортовых (9) авиационных аккумуляторных батарей;
- на земле от аэродромных источников постоянного тока АПА или (3) аэродромных выпрямительных устройств АВ-2М.
Вторичная сеть электроснабжения самолетов образуется путем преобразования постоянного напряжения 27В первичной сети постоянного тока в переменное напряжение.
Однофазные преобразователи (ПО-250, ПО-500А, ПО-750, ПО-4500) (13) преобразуют постоянное напряжение 27В в напряжение 115В 400Гц.
Трёхфазные преобразователи (ПТ-200Ц,ПТ-1000ЦС, ПТ-1500Ц) (14) преобразуют постоянное напряжение 27В в напряжение 36В 400Гц.
(15)Статические преобразователи ПТС-250, ПТС-80АМ, преобразуют постоянное напряжение 27В в переменное 36В 400Гц.
Статические преобразователи ПОС-25, ПОС-125, СПО-4 преобразуют постоянное напряжение 27В в однофазное напряжение115В 400Гц.
Комбинированные преобразователи (ПТО) - в трехфазное 36В и однофазное 115В.
Для питания радиоаппаратуры используется сеть однофазного переменного тока 115В частотой 400Гц.
Для питания электрических приборов используется сеть переменного тока 36В частотой 400Гц.
Для аварийного электроснабжения 115В 400Гц используются однофазные преобразователи ПОС-125, ПОС-1000 или ПО-750А в зависимости от серии самолета.
Преобразователь ПО-750 используется для питания системы измерения количества топлива при заправке самолета топливом.
ВКЛЮЧЕНИЕ НАЗЕМНОГО ИСТОЧНИКА ПИТАНИЯ ПОСТОЯННЫМ ТОКОМ
Перед подключением (11) аэродромного источника питания к разъёму ШРАП-500К необходимо (1) установить переключатель "ВСУ-РАП" в нейтральное положение.
|
После подключения источника к розетке проверить напряжение, для чего переключатель вольтметра поставить в положение "РАП". Напряжение должно быть 27,5÷29,5В. Установить переключатель "ВСУ-РАП" в положение "РАП". При этом наземный источник включается в бортсеть, отключаются аккумуляторы, если они были включены, выключается сигнализация сети от аккумуляторов. В цепи есть защита от перепутывания полярности. Запрещается расстыковывать ШРАП при работе аэродромного источника питания на бортовую сеть самолета, т. е. включенном положении переключателя "РАП".
(7)Рис. 1. Щиток электроснабжения самолета Ту-134
Аэродромный источник питания самолетов может быть подключен на сеть самолета без аккумуляторов на борту.
(7)Включение аэродромного источника питания на сеть самолета Ту-134 производится установкой переключателя «ВСУ-РАП» в положение РАП на пульте управления энергетикой у штурмана.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕРВИЧЕОЙ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 200В 400Гц
В системы переменного тока самолета Ту-154Б входят:
- основная (первичная) система электроснабжения переменным трехфазным током напряжением 200/115В частотой 400Гц,
- система (вторичная) электроснабжения трёхфазным током напряжением 36В частотой 400 Гц,
- аварийные источники питания - преобразователи МА-100М с выходным однофазным током напряжением 115В частотой 400Гц и ПТ-200Ц с выходным трехфазным током напряжением 36В частотой 400Гц.
|
Первичная сеть переменного тока самолетов типа Ту-154в полете питается:
- от генераторов переменного тока, установленных на авиационных двигателях;
- на земле от аэродромных источников переменного тока АПА или аэродромных мотор-генераторов.
Вторичная система электроснабжения переменным током самолета Ту-154М служит для питания переменным током 36В 400Гц потребителей, использующих трехфазный переменный ток линейным напряжением 36В и однофазный переменный ток напряжением 115В.
Во вторичную систему электроснабжения входят:
- система электроснабжения трехфазным переменным током 36В от трансформаторов;
- система электроснабжения трехфазным переменным током 36В от преобразователей;
- система электроснабжения однофазным переменным током 115В от преобразователя.
Вторичная система электроснабжения получает питание от первичной сети 200В 400Гц.
Источником электроэнергии для системы электроснабжения переменного тока напряжением 36 вольт самолета Ту-154Б является основная система электроснабжения переменным током 200 вольт, 400Гц, энергия которой преобразуется двумя трансформаторами ТСЗЗОС04Б в электроэнергию переменного трехфазного тока напряжением 36 вольт, 400Гц. Трансформаторы включаются автоматически после того, как встанет под ток основная система электроснабжения. Напряжение и частота в системе не регулируется и зависят от напряжения и частоты основной системы электроснабжения.
Аварийным источником системы энергоснабжения переменным током 36В самолета Ту-154Б является преобразователь ПТ-200Ц, который питается от аккумуляторной батареи. В нормальном режиме ПТ-200Ц используется для автономного питания резервного авиагоризонта. Запускается ПТ-200Ц автоматически при включении резервного авиагоризонта.
|
Преобразователь MA-100M самолета Ту-154Б или статический преобразователь ПОС-125 самолета Ту-154М, обеспечивает аварийное питание УКВ радиостанций и аппаратуры измерения температуры выходящих газов двигателей 2ИА-7А однофазным переменным током 115В.
Источником электроэнергии для системы электроснабжения переменного тока напряжением 36 вольт самолета Ту-154М являются статические преобразователи ПТС-250, а аварийным источником - трансформаторы ТСЗЗОС04Б
В качестве аэродромного источника питания используются аэродромные передвижные агрегаты (6)АПА-50М мощностью 60кВА, (4)ВПЛ-30МД мощностью 30кВА или (5)АМГЭ-60 мощностью 60кВА.
(10)Для подключения аэродромного источника переменного трехфазного тока на самолете установлен разъем ШРАП-400-3Ф в хвостовой части самолета (шп. №60).
(8)Рис. 2. Пульт управления электроснабжением 115/200В самолета Ту-154М
(12)Источником электроэнергии для системы электроснабжения постоянным током тока напряжением 27 вольт самолета Ту-154 являются 3 выпрямительных устройства ВУ-6А, а (9) аварийным источником постоянного тока – 4 аккумулятора 20НКБН-25.
Рис. 3. Блок-схема электроснабжения самолета Ту-154Б