Для подключения аэродромного источника питания необходимо:
1. Установить переключатель “ВСУ-РАП” на панели энергетики бортинженера самолета Ту-154Б в нейтральное положение, а на самолете Ту-154М переключатель “РАП” в положение выключено.
2. Подсоединить аэродромный источник питания к разъему ШРАП-400-3Ф самолета.
3. Проверить частоту и напряжение аэродромного источника питания по каждой фазе с помощью частотомера и вольтметра на панели энергоузла, для чего установить переключатель вольтметра по сетям в положение “РАП”, а переключатель вольтметра по фазам - последовательно в положение “АВ”, “ВС” и “АС”. Если напряжение находится в пределах 202-210В, а частота - в пределах 392÷408Гц, то источник питания можно подключать на бортсеть. (2) Если напряжение и частота источника отличаются от указанных пределов, то во избежание выхода из строя энергосистемы самолета запрещается включать его на борт сеть.
4. Установить переключатель “ВСУ - РАП” в положение “РАП” на самолете Ту-154Б, а на самолете Ту-154М переключатель “РАП” в положение включено.
5. При наличии напряжения в сети постоянного тока +27В наземный источник ~200В подключится на все три сети самолета. Следовательно, должны быть включены хотя бы одна аккумуляторная батарея 20НКБН-25 и одно ВУ-6А.
Периодически следует контролировать напряжение и частоту аэродромного источника питания и, в случае приближения параметров источника питания к пределам, подрегулировать их параметры на пульте управления аэродромным источником питания. Ток нагрузки контролируется по амперметру на панели энергоузла пульта бортинженера самолета установкой переключателя амперметра «ТОК» в положение “ВСУ-РАП” и по каждой фазе установкой переключателя амперметра «ФАЗЫ» в положение “А”, “В” и “С”. Ток по каждой фазе не должен превышать 200А.
Наземный источник электропитания контролируется с помощью самолетного оборудования: блоком чередования фаз БЧФ-208 и блоком защиты и управления БЗУ-376СБ, а на самолетах последних серий БРЗУ-115ВО.
БЧФ-208 служит для защиты от (2) включения наземного источника с неправильным чередованием фаз. (Случай неправильного чередованием фаз - левого вращения генератора ВПЛ-30МД).
БЗУ-376 отключает РАП при повышении и понижении напряжения в сети и выходе частоты тока за установленные пределы, а также при недопустимом увеличении потребляемого тока свыше 170А с 0,5, 4-х и 10-ти секундной выдержкой по времени соответственно.
![]() |
Рис. 4. Схема включения генератора ВСУ и РАП на бортсеть самолета Ту-154Б
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Техническая эксплуатация летательных аппаратов: Учебник для вузов / Под ред. Н.Н. Смирнова / - М.: Транспорт, 1990. - 423с.
2. Руководство по технической эксплуатации двигателя ТА-6А. МГА.
4. Денисов В.Г., Козарук В.В., Новиков В.С. и др. Техническая эксплуатация пилотажно-навигационных комплексов.. - М.: Транспорт, 1992. - 296с.
5. Писаренко В.Н. Техническая эксплуатация АЭС и ПНК. Самара СГАУ 2004г. – 688с
1. Причины не подключения аэродромного питания самолета Ту-134
Перепутывания полярности, включенные аккумуляторы, неустановленный переключатель "ВСУ-РАП" в нейтральное положение(?).
2. Причины не подключения аэродромного питания самолета Ту-154
Включения наземного источника с неправильным чередованием фаз. Если напряжение и частота источника отличаются от указанных пределов, то во избежание выхода из строя энергосистемы самолета запрещается включать его на борт сеть.
3. Что вырабатывает АВ-2М
Аэродромные выпрямительные устройства АВ-2М питают первичную сеть постоянного тока
4. Что вырабатывает ВПЛ-30МД
В качестве аэродромного источника питания используются аэродромные передвижные агрегаты ВПЛ-30МД мощностью 30кВА
5. Что вырабатывает АМГЭ-60
В качестве аэродромного источника питания используются аэродромные передвижные агрегаты АМГЭ-60 мощностью 60кВА
6. Что вырабатывает АПА-50
В качестве аэродромного источника питания используются аэродромные передвижные агрегаты АПА-50 мощностью 60кВА
7. Где контролируется аэродромное питание на самолете Ту-134
Щиток электроснабжения самолета Ту-134. Включение аэродромного источника питания на сеть самолета Ту-134 производится установкой переключателя «ВСУ-РАП» в положение РАП на пульте управления энергетикой у штурмана
8. Где контролируется аэродромное питание на самолете Ту-154
Пульт управления электроснабжением 115/200В самолета Ту-154М. панель энергетики бортинженера самолета Ту-154
9. Назначение аккумуляторов
Аварийным источником постоянного тока – 4 аккумулятора 20НКБН-25.
10. Назначение ШРАП-400
Для подключения аэродромного источника переменного трехфазного тока на самолете установлен разъем ШРАП-400-3Ф в хвостовой части самолета
11. Назначение ШРАП-500
разъём ШРАП-500К для подключения аэродром. Источника питания постоянным током
12. Назначение ВУ-6
Источником электроэнергии для системы электроснабжения постоянным током тока напряжением 27В являются 3 выпрямительных устройства ВУ-6А
13. Назначение ПО-4500
Однофазные преобразователи преобразуют постоянное напряжение 27В в напряжение 115В 400Гц
14. Назначение ПТ-1000Ц
Трехфазные преобразователи преобразуют постоянное напряжение 27В в напряжение 36В 400Гц
15. Назначение ПТС-250
Статические преобразователи преобразуют постоянное напряжение 27В в переменное 36В 400Гц