Задачи и содержание гуманитарного образования
Э.М. Мирский
...Много говорят о национальных культурах, и классовых культурах, иначе говоря, подчиняют понятие культуры идеалу благоденствия, могущества и безопасности. Такой субординацией понятие культуры фактически переводится на животный уровень, где оно теряет свой смысл... Культура должна быть метафизически ориентированной, либо ее нет вообще. (Й.Хейзинга)
С учетом вышесказанного, можно более конкретно сформулировать цели и задачи либерального образования в наших условиях. Центральная задача – формирование отношения индивида к власти. Именно здесь находится точка преодоления традиции и здесь же возможно расположение точки роста будущего либерального сознания.
Власть, государство, властные институты и идеологемы суть правила игры, по которым каждый раз в конкретных условиях развертываются отношения людей и их групп. Эти правила следует знать и соблюдать, они могут помогать или препятствовать осуществлению поведения человека. Но в самих этих правилах, как и в любой мертвой схеме, нет и не может быть никакого позитивного содержания, ничего, что можно любить или ненавидеть, с чем можно связывать свои надежды и стремления.
В идеологическом плане речь идет в первую очередь о десакрализации власти, об отделении представлений о власти как конкретного функционального элемента любой социальной системы от тех культурных по происхождению ценностей и смыслов, с которыми представления о власти намертво связаны в образовательной традиции.
В самом простом перечислении это выглядит следующим образом:
Страна как место обитания сложившейся группы этносов, обладающих общей культурой и историей не равна государству, будь то исторически конкретная форма осуществления власти или совокупность властных структур на территории страны вообще. Эквивалентное употребление этих понятий всегда содержит довольно прозрачную метафору.
|
Производными от этой метафоры является соответствующая содержательная интерпретация базовых ценностных понятий –“Родина” (с большой буквы), “отечество” и, наконец, понятий, связанных с нравственными оценками поведения индивидов –“патриотизм“, “верность”, “гражданский долг” и т.п.
Говоря о неправомерном сужении таких интерпретаций, обычно совершенно справедливо подчеркивается их непреложная конфликтная (в историческом плане - милитаристская) ориентация. Они приобретают ценностный и даже культурный смысл лишь в контексте противопоставления и борьбы.
Есть, однако, еще одна семантическая линия, приобретающая особое значение в содержании образования. Все перечисленные ценности не требуют от индивида какой-либо активности в повседневной жизни, более того, обычно прокламируют всяческие ограничения самостоятельной активности и инициативы (“Наступи на горло собственной песне”). Грубо говоря, патриотом, верным гражданином страны и т.п. можно быть, не шевельнув за всю свою жизнь и пальцем.
Если поставить в центр внимания описываемые этими понятиями культурные содержания, общая картина приобретает совсем иной в образовательном отношении крайне важный оттенок. Культура - это всегда созидание, идет ли речь о творческом процессе или о его результатах. Для того, чтобы защищать страну, город, дом и т.п. нужно их сначала построить. Страна – это нечто, сделанное нашими предками и нами самими. Патриот – это человек, создавший для страны и сограждан нечто значительное... И в этом смысле свобода как высшая цель образования – это свобода действующего человека, каждое решение и поступок которого подвергаются оценке им самим и его окружением. Эта свобода индивидуальна, а любое объединение индивидов имеет ценность лишь тогда и постольку, когда и поскольку оно предпринимается для совместных действий; при этом каждый член объединения несет ответственность за свои поступки.
|
Таким образом, одним из наиболее перспективных, если не единственным направлением либеральной переориентации образования -”переидеологизации”- выступает культурная интерпретация основных ценностей и символов в его содержании, тех самых символов, которые тоталитарная традиция соотносила исключительно с властью.
Сама культура как вместилище всего наследия страны и ее истории, обладает для такой интерпретации необходимой содержательной полнотой, объединяя в себе материальные, духовные и метафизические компоненты.
Соответственно, естественными в этом случае выглядят и следующие общие определения гуманитарного образования и его задач:
Гуманитарное образование – основа гуманитарного воспитания, т.е. развития у индивида способности выбирать из практически возможных те поступки, которые приемлемы в рамках данной культуры.
Задача гуманитарного образования – научить пониманию, т.е. соотнесению потока бытия, включая и собственные поступки индивида, с категориями и ценностями культуры. Попытки соотнесения изменяют саму культуру.
Посмотрим теперь, насколько эти общие цели, определения и представления допускают хотя бы схематическое развертывание в содержательном материале и могут быть реализованы в системе действий.