Вид собственности | Дома | Квар-тиры | Площадь, тыс. кв. м. | Доля, % |
1. Муниципальное жилье | 85,5 | 12,8 | ||
в т.ч. приватизированное | 11,6 | 1,7 | ||
2. Государственное | 34,5 | 5,1 | ||
3. Частный жилфонд | 82,1 | |||
Итого |
В таблице 2.1. представлены данные, характеризующие принадлежность жилфонда улуса. 82,1% жилфонда представляет собой частный жилищный фонд, 12,8% муниципальное жилье, 5,1% ведомственное.
Общее количество квартир по улусу составляет 10133, из них частных - 7900, муниципальных - 1593, ведоственных - 640. Всего домов по улусу 8235, в.т.ч. частных - 7800, муниципальных - в 25 раз, а ведомственных - в 62 раза меньше частных. Обеспеченность населения жильем составляет 98,1%. Общее количество населения улуса составляет 38029 чел.
Таблица 2.2.
Оборудование муниципального жилого фонда коммунальными услугами
Вид коммунальных услуг | Площадь, тыс. м2 | % |
Водопровод Канализация Центральное отопление Ванные Горячее водоснабжение | 36,5 29,8 77,5 29,8 | 42,7 34,9 90,6 34,9 30,4 |
Уровень благоустройства муниципального жилого фонда отражен в таблице 2.2. Наибольший удельный вес в структуре благоустройства занимает центральное отопление 90,6%, затем водопровод - 42,7%, канализация - 34,9% и водоснабжение - 30,4%.
Таблица 2.3.
Состав муниципального жилого фонда улуса.
Тип зданий | Срок службы (лет) | |||
50-20 | 20-10 | 10-5 | Менее 5 | |
Крупноблочные | - | |||
Шлакоблочные | ||||
Деревянные |
Степень износа основных фондов зависит от срока службы. После 25 лет работы основные фонды переходят в разряд подлежащих капитальному ремонту, что сразу ведет за собой повышение затрат на их обслуживание. Из приведенной таблицы можно сделать вывод, что чем больше ветшают основные фонды, тем больше материальные затраты расходуются на их содержание. Таким образом, наибольший удельный вес занимают деревянные здания со сроком службы от 20 до 50 лет (254), от 10 до 20 лет (841), от 10 до 5 лет (337) и менее 5 лет (76). Далее идут шлако-блочные здания. Незначительно количество крупно-блочных зданий.
|
2.2 Ценообразование в жилищном хозяйстве
Социально-экономические преобразования в России, связанные с переходом к рыночной экономике, обусловили необходимость кардинального изменения всей системы хозяйственных отношений, в том числе в жилищном хозяйстве.
В условиях становления рыночных отношений один из основных элементов рыночного механизма - система ценообразования.
Цены затрагивают и производителя, и потребителя. Проведение той или иной политики ценообразования позволяет решать как экономические, так и социальные задачи, поэтому определение экономических методов прямого и кос венного регулирования цен на различных уровнях, определение объективных и субъективных факторов ценообразования на товары и услуги приобретает первостепенное значение. Вопросы ценообразования в жилищном хозяйстве важны не только потому, что в значительной степени предопределяют перспективы развития этого сектора экономики, но и потому, что несут социальную нагрузку, поскольку прямо влияют на жизненный уровень населения.
Цена должна играть важную стимулирующую роль в развитии и расширении производства, улучшении использования ресурсов, снижении затрат, повышении качества оказываемых услуг, с одной стороны, а также в формировании рациональной структуры потребления этих услуг, - с другой.
|
Однако система ценообразования, основанная на ограничении рентабельности предприятий - поставщиков услуг, не стимулирует жилищные организации к снижению затрат на эксплуатацию жилищного фонда, что не позволяет повысить эффективность их деятельности. Это также практически исключает возможность привлечения инвестиций в отрасль.
При затратном подходе к формированию цены по совокупным расходам производителя (переменные и постоянные) фактор спроса не учитывается, как и способность потребителей оплачивать услуги соответствующей стоимости и качества.
Сегодня перекрестное субсидирование приводит к тому, что одинаковый вид коммунальных услуг предоставляется разным группам потребителей по различным тарифам. Сложнее всего приходится промышленным предприятиям, практически оплачивающим льготные тарифы для населения и бюджетных организаций.
В такой ситуации переход жилищно-коммунального хозяйства на безубыточный режим функционирования невозможен, поскольку нет четких критериев оплаты населением коммунальных услуг - не учтена их себестоимость и не установлен размер прибыли жилищно-эксплуатационных организаций при поэтапном уменьшении бюджетного финансирования.
Значительная дифференциация стоимости коммунальных услуг по регионам и муниципальным округам объясняется нечеткой тарифной и ценовой политикой. Основная задача тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве - определение принципов формирования «стартовой» цены, которая зависит от тарифа на данный вид услуги, а также от влияния спроса и предложения на нее в пределах муниципального образования.
|
При формировании цены на коммунальные услуги необходимо учитывать экономические и технические возможности производителя, а при формировании тарифов и их оптимального уровня - социальные и финансовые аспекты. Следует учитывать также то обстоятельство, что услуги жилищно-эксплуатационных организаций жизненно необходимы населению и получать их люди должны независимо от политической и экономической ситуации в стране. Поэтому при формировании цены необходимо учитывать также жизнеобеспечивающий характер услуг, то есть обязательность, а также минимально возможный уровень их предоставления. С другой стороны, платежеспособный спрос на эти услуги обусловливает возможность расширения их количества и увеличения объема заказов, в результате, естественно, возрастет объем поступающих от потребителей средств. Основой для ценообразования и регулирования тарифов в отрасли является создание правового пространства, которое входит в спектр взаимоотношений субъектов рынка коммунальных услуг.
В настоящее время проблема ценообразования является одной из самых сложных, но ее решение необходимо при разработке основополагающих документов, регламентирующих формирование тарифов на услуги жилищного хозяйства. Основные направления ценообразования на услуги отрасли определены в Концепции ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации, разработанной Госстроем России и утвержденной Правительственной Комиссией по реформированию ЖКХ 29.01.99 г.
Эффективное использование новой тарифной и ценовой концепции будет зависеть от деятельности местных органов управления жилищно-коммунальным комплексом, от их профессионализма и компетентности.
Чтобы исключить постоянное кредитование производства услуг ЖКХ на местах и обеспечить реальную возможность планирования финансово-хозяйственной деятельности жилищно-коммунальных организаций, в данном секторе экономики главным направлением политики ценообразования должен стать принцип перехода к предоплате населением и другими потребителями услуг отрасли при обеспечении необходимых объемов и качества предоставляемых услуг.
2.3. Анализ наличия и движения основных фондов
Важнейшими основными фондами предприятий коммунального хозяйства, используемыми в процессе производства продукции, оказания услуг, являются производственные здания (здания водопроводных станций, электрических подстанций, котельных, гаражей), сооружения (кабельные и контактные сети, скважины, резервуары, водонапорные башни), машины и оборудование (паровые котлы, электрогенераторы, двигатели, преобразователи), транспортные средства (автомобили, автотранспорт), производственный и хозяйственный инвентарь.
Таблица 2.4