Виды основных фондов | 2000 г., тыс. руб. | Удельный вес, % | 2001 г., тыс. руб. | Удельный вес, % |
Здания | ||||
Сооружения | ||||
Машины и оборудование | ||||
Транспортные средства | ||||
Итого |
Из таблицы 2.4 видно, что в структуре основных фондов наибольший удельный вес занимают здания, транспортные средства, машины и оборудование и сооружения.
Основные фонды в Мегино-Кангаласском улусе сильно изношены. Почти 50% жилого фонда нуждается в капитальном ремонте, 70% машин и оборудования нуждается в полной замене. Только в 2001 г. началось некоторое обновление фонда транспортных средств. Учитывая, что ГСМ, уголь, нефть возят на автотранспорте, обновление транспортных средств выгодно для предприятия.
Причинами изменения среднегодовой стоимости основных фондов по Мегино-Кангаласскому улусу в являются ввод новых зданий на сумму 17,3 млн.руб., сооружений – на 2,3 млн.руб., приобретение машин и оборудования, транспортных средств на сумму 37,4 млн.руб. В выбытии основных фондов наибольший удельный вес принадлежит транспортным средствам.
Таблица 2.5.
Анализ наличия и движения основных средств за 2001 г. (млн. руб.)
Виды основных средств | Движение основных средств | |||
Наличие на 01.01.01г. | Введено в 2001 г. | Выбыло в 2001 г. | Наличие на 01.01.02 г. | |
Здания Сооружения Машины и обор. Транспорт | - | |||
Итого |
Таблица 2.6
Анализ использования основных фондов
Показатели | 2000г | 2001г | Отклонение | |
Абсол. | В % | |||
1. Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб. | 163,3 | 43,3 | 36,1 | |
2. Доходы от оказания услуг по тарифу, млн. руб. | 56,8 | 77,9 | 21,1 | 13,7 |
3. прибыль (убыток), млн. руб. | -67 | -75 | -8 | -11,9 |
4. коэффициент износа основных фондов | 0,35 | 0,32 | -0,03 | -0,9 |
5. коэффициент годности | 4,6 | |||
6. коэффициент обновления | 0,2 | 0,34 | 0,14 | 70,0 |
7. коэффициент выбытия | 0,17 | 0,11 | -0,06 | -35,3 |
Продолжение табл. 2.6 | ||||
8.фондоотдача | 0,45 | 0,47 | 0,02 | 4,45 |
9. фондорентабельность | -0,55 | -0,45 | -0,1 | -18,2 |
|
Анализ показывает, что в отчетном году фондоотдача увеличилась по сравнению с прошлым годом на 0,02 руб. Это произошло за счет изменения величины стоимости основных фондов в целом и по отдельным группам, а также повышения эффективности их использования.
2.4. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Анализ проводится на основании данных формы № 1" Бухгалтерский баланс". Важнейшие характеристики финансового состояния нашего предприятия состоят в следующем:
1) общая стоимость имущества организации, равная итогу баланса за вычетом убытков. На начало 2001 г. она составила 137662 тыс.руб., на конец года - 200277 тыс.руб.;
2) стоимость иммобилизованных (внеоборотных) средств или недвижимого имущества, равная итогу раздела I актива баланса. На начало 2001 г. она составила 120070 тыс.руб., на конец года -163390 тыс.руб.;
3) стоимость мобильных (оборотных) средств, равная итогу раздела II актива баланса на начало года. На начало 2001 г. она составила 46390 тыс.руб., на конец года - 43391 тыс.руб.;
4) стоимость материальных оборотных средств. На начало 2001 г. она составила 4980 тыс.руб., на конец года - 7966 тыс.руб.;
|
5) величина собственных средств организации, равная итогу раздела 1У пассива баланса. На начало 2001 г. - 1211 тыс.руб., а на конец года - 166685 тыс.руб.;
6) величина заемных средств. На начало 2001 г. - 567 тыс.руб. В течение года их величина не изменялась;
7) величина собственных средств в обороте, равная разнице итогов раздела 1У и 1 баланса. На начало 2001 г. составила 119503 тыс.руб., на конец года - 162823 тыс.руб.
Таблица 2.7
Производственные запасы (тыс.руб.)
Код строки баланса | На начало 2001 г. | На конец 2001 г. | Отклонение |
Стр. 211 | +2911 | ||
Стр. 213 | - | - | - |
Стр. 214 | - | +73 | |
Стр. 215 | - | +27 | |
Стр. 217 | - | -25 |
Увеличение производственных запасов свидетельствует о наращивании производственного потенциала организации, о стремлении за счет вложений в производственные запасы защитить денежные активы организации от обесценивания под воздействием инфляции.
Ниже, в таблице 2.8 приводится перечень показателей, наиболее полно и всесторонне характеризующих рыночную устойчивость предприятия. Приводятся способы расчета, а также оптимальные значения этих показателей.
Таблица 2.8
Показатели рыночной устойчивости
Наименование показателей | Способ расчета | Нормальное ограничение |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств | V1= V1= | 0,37 |
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования | V2= V2= | 5,2 0,6-0,8 |
Коэффициент финансирования | V3= V3= | 2,6 1 |
Коэффициент финансовой устойчивости | V4= V4= | 0,63 |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств показывает, сколько заемных средств организация привлекла на 1 руб. вложенных в активы собственных средств. По Мегино-Кангаласскому улусу на 1 руб. вложенных в активы собственных средств в 2001 г. было привлечено заемных на 0,37 руб.
|
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования по улусу равна 5,2, что говорит о том, что пятая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников.
Коэффициент финансирования показывает, какая часть деятельности финансируется за счет собственных средств. В данном случае большая часть 2,6 финансируется за счет собственных источников.
Коэффициент финансовой независимости показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования. По предприятиям улуса этот коэффициент составил 63 %.
Таблица 2.9
Динамика структуры изменения прибылей
№ | Сферы деятельности | 2000 г., тыс.руб. | Уд.вес,% | 2001г., тыс.руб. | Уд.вес,% |
Баня | 0,9 | 0,7 | |||
Прачечная | - | - | - | - | |
Гостиница | 228,1 | 0,4 | 0,4 | ||
Саночистка | 3317,3 | 5,8 | 4,6 | ||
Ремгруппа | - | - | - | - | |
Котельная | 64,5 | 65,6 | |||
Автотранспорт | 6089,3 | 10,7 | 12,1 | ||
Жилфонд | 7663,5 | 13,4 | 9,3 | ||
Пр. отрасли в т.ч. | 2367,8 | 4,5 | 7,3 | ||
9.1 | Парикмахерская | 27,2 | - | 43,3 | - |
9.2 | Водопровод | 1393,3 | - | - | |
9.3 | Лесопункт | 947,3 | - | - | |
Итого |
Структурный анализ прибыли показывает, что основным источником формирования прибыли на данном предприятии является прибыль от реализации работ и услуг. Она представляет собой конечный результат деятельности предприятия не только в сфере производства, но и в сфере обращения. Из таблицы 2.9 видно, что наибольшую прибыль дает котельная (65,6%), автотранспорт (12,1%) и жилфонд (9,3%).
Таблица 2.10
Динамика изменения структуры убытков
№ | Сферы деятельности | 2000 г., тыс.руб. | Уд.вес,% | 2001г., тыс. руб. | Уд.вес,% |
Баня | -1625 | 2,4 | -1977 | 2,6 | |
Гостиница | -15,4 | 0,02 | -235 | 0,3 | |
Саночистка | -286,2 | 0,4 | -1572 | ||
Ремгруппа | -540 | 0,8 | - | - | |
Котельная | -29413,5 | 44,5 | -19840 | ||
Автотранспорт | 660,7 | -1413 | 1,8 | ||
Жилфонд | -33569,1 | 50,8 | -51258 | 66,8 | |
Пр. отрасли в т.ч | +17,4 | 0,8 | +389 | 0,5 | |
8.1 | Парикмахерская | +1,2 | - | - | - |
8.2 | Водопровод | +97,3 | - | +367 | - |
8.3 | Лесопункт | -81,1 | - | +22 | - |
Итого | -66092,5 | -75906 |
Можно сделать вывод о том, что затраты на производство превышают прибыль, а это означает убыток. Наибольший удельный вес по убыткам занимает жилфонд и котельные.
Из таблицы видно, что по сравнению с 2000 г. в 2001 г. затраты по жилфонду повысились на 17306 тыс.руб., или на 41%. Увеличение затрат имело место почти по всем статьям, особенно значительно возросли затраты по статье "Теплоэнергия" - на сумму 13353 тыс.руб., или на 49%. Это произошло в основном за счет увеличения отпускной цены на теплоэнергию.
Таблица 2.11
Структура затрат по ЖЭУ
Виды затрат | 2000 г., тыс.руб. | Уд.вес, % | 2001 г., тыс.руб. | Уд.вес, % |
Материалы | 0,7 | 0,6 | ||
Водоснабжение | 2,3 | |||
Канализация | 9,7 | 10,1 | ||
З/плата и отчисл. | 4,9 | 5,1 | ||
Электроэнергия | 69,3 | |||
Содержание АУП | 1,3 | 1,6 | ||
Автоуслуги | 0,8 | |||
Прочее | 10,3 | 11,3 | ||
Итого |
Таблица 2.12
Структура затрат бани
Виды затрат | 2000 г., тыс.руб. | Уд.вес, % | 2000 г., тыс.руб. | Уд.вес, % |
Материалы | 2,1 | 1,1 | ||
Водоснабжение | 1,7 | 2,3 | ||
Канализация | 1,4 | 13,2 | ||
З/плата и отчисл. | 18,9 | 22,6 | ||
Электроэнергия | 58,2 | 53,6 | ||
Содержание АУП | 2,4 | 7,1 | ||
Автоуслуги | 7,4 | - | - | |
Прочее | 7,9 | 0,1 | ||
Итого |
Затраты по услугам бани не дотируются, поэтому для обеспечения безубыточной работы бани цены на услуги должны быть по калькуляции себестоимости.
Наибольший удельный вес в затратах по бане занимает теплоэнергия.
Показатели, характеризующие рентабельность:
- рентабельность с продаж. Показывает, сколько прибыли (убытков) приходится на единицу реализованной продукции. По улусу на единицу реализованной продукции убыток составил в 2001 г. 13%;
- общая рентабельность. Равна отношению прибыли (убытка) отчетного периода на выручку от реализации продукции, работ, услуг. По улусу она составила 5%;
- экономическая рентабельность. Показывает эффективность использования всего имущества. Всего по улусу этот показатель оказался равным 13%;
- фондорентабельность. Показывает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов. Показатель по улусу в 2001 г. составил 22%.
Интересным нам представляется и анализ структуры актива и пассива баланса. Активы хозяйствующего субъекта состоят из оборотных и внеоборотных средств.
Общую структуры активов характеризует коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов. По Мегино-Кангаласскому улусу он составил 0,386.
Ниже в таблице 2.13 проводится анализ структуры и динамики оборотных активов за 2001 г. Это позволяет сулить о том, каким образом предприятие использует внеоборотные активы.
Таблица 2.13
Анализ структуры и динамики оборотных активов
Показатели | Абс. величина | Удельный вес | Изменения | |||
На нач. 2001 г. | На кон. 2001г. | На нач. 2001 г. | На кон. 2001 г. | Абс. | В % | |
Нематер. активы | - | - | - | - | - | - |
Осн. ср-ва | ||||||
Незаверш. Строит-во | - | - | - | - | - | - |
Долгсрочн. финансовые вложения | - | - | - | - | - | - |
Прочие об. активы | -2999 | -7 | ||||
Итого |
На основе проведенных расчетов можно сделать вывод о том, что деятельность хозяйствующего субъекта ориентирована на создание материальных условий расширения основной деятельности, т.к. большая часть внеоборотных активов сконцентрирована в основных средствах. Их доля на начало года составила 72%, а на конец 79%, произошел рост на 7%.
3. Совершенствование действующей системы финансирования ЖКХ
3.1. Реформа ЖКХ в Республике Саха (Якутия)
В ходе осуществления в стране реформы ЖКХ выявилось множество проблем, от решения которых зависит успех ее проведения:
- разделение функций заказчика и подрядчика;
- определение экономически обоснованных тарифов на предоставляемые услуги ЖКХ;
- проведения мониторинга качества и количества предоставляемых услуг в ЖКХ;
- функционирование предприятий ЖКХ в условиях жесткого дефицита бюджетного финансирования на покрытие затрат по содержанию, ремонту и обслуживанию жилищного фонда.
При отсутствии отраслевой методики учета и планирования затрат на предприятиях ЖКХ, учитывающей современные тенденции ценообразования, искажается реальная картина, снижается возможность целенаправленного воздействия на сокращение издержек на услуги ЖКХ, что не позволяет свободно переводить средства с одной статьи затрат на другую.
В этих условиях предприятие вынуждено искать пути снижения расходов на содержание и ремонт жилищного фонда, а также другие направления хозяйственной деятельности, которые могут уменьшить финансовый голод.
Такими направлениями в деятельности Мегино-Кангаласского улуса являются:
- максимальное сокращение потерь при оплате услуг предприятий-поставщиков основных коммунальных услуг путем установки приборов контроля расходования тех или иных видов услуг;
- установка регуляторов давления, что обеспечило бы заметное снижение расхода холодной воды;
- установка приборов учета теплоэнергии. Как показывает опыт, эффект от этого мероприятия может появится лишь при комплексном решении вопросов ресурсосбережения;
- выполнение текущего и капитального ремонта жилищного фонда как силами сторонних организаций, так и собственными силами;
- создание и постоянное пополнение собственного парка специализированных машин по обслуживанию, ремонту и содержанию жилищного фонда, что позволило бы предприятию практически отказаться от весьма дорогостоящих услуг подобных специализированных организаций и сократить расходы на транспорт.
Финансирование жилищного фонда, принятого в муниципальную собственность от различных ведомств, является одной из самых острых проблем улуса. В настоящее время в муниципальную собственность принято более 20 тыс.кв.м. жилья от различных ведомств, убытки от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства составили в 2000 г. 24 млн.руб., или более 15% объема расходов местного бюджета.
В связи с отсутствием средств финансовый отдел администрации улуса вынужден финансировать ЖКХ не в полном объеме, а лишь на 50-60%. Это создает очень напряженную обстановку в улусе. Задолженность бюджета перед этими предприятиями постоянно растет. Ситуация еще более усложняется в связи с постоянным ростом цен и тарифов на коммунальные услуги. С целью уменьшения убыточности жилья были пересмотрены ставки квартирной платы населения. Теперь они составляют 35% от фактических затрат на содержание жилья. На наш взгляд существует два пути выхода из этой ситуации:
- или оставлять в улусном бюджете средства на финансирование жилого фонда в полном объеме, и не изымать, как это делается сейчас, в вышестоящий бюджет;
- или население должно будет оплачивать свои коммунальные услуги в размере 100%, что неизбежно сразу приведет к обнищанию значительной массы населения.
В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов местных бюджетов претерпевает существенные изменения. В связи с тем что дефицит бюджета увеличивается год от года предстоит сделать болезненный шаг - сократить число бюджетополучателей. Наряду с выделением приоритетных направлений расходования бюджетных средств нужно сокращение непервоочередных и низкоэффективных расходов.
Делая вывод вышесказанному, можно утверждать, что сейчас трудно прогнозировать дальнейшее развитие жилищной реформы. Ясно только одно: от того как сложится баланс между трудностями, порождаемыми самой Концепцией жилищной реформы, и положительными сдвигами, наблюдаемыми в последнее время, зависит судьба преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве России.
3.2. Совершенствование действующей системы финансирования ЖКХ
В процессе реформирования жилищно-коммунального хозяйства изменения коснулись всех сфер функционирования отрасли: ее структуры, форм организации работ, взаимоотношений между собственниками основных фондов и предприятиями ЖКХ, а также финансово-экономической системы.
Учитывая социальную значимость ЖКХ и отсутствие заинтересованных инвесторов, финансирование строительства и реконструкции крупных объектов ЖКХ сегодня могут обеспечить лишь органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета и бюджетов других уровней. Поэтому состояние местного бюджета и возможность привлечения органами местного самоуправления целевых внебюджетных источников финансирования играют первостепенную роль.
Органы местного самоуправления при формировании бюджетов должны, по нашему мнению, выделять отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения федеральных социальных стандартов предоставления жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, муниципальным образованиям необходимо иметь не только годовые, но и долгосрочные программы развития объектов ЖКХ, что позволит привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы и повысить эффективность и качество оказываемых услуг.
Реструктуризация финансово-экономической системы заключается в переходе от бюджетного дотирования к оплате потребителями большей части жилищно-коммунальных услуг при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей, а также в экономическом стимулировании улучшения качества обслуживания.
В структуру оплаты жилья населением начиная с 1996 г. были включены две новые составляющие:
- плата за наем, производимая нанимателем в качестве отдельного платежа;
- компенсация затрат на проведение капитального ремонта, включаемая в платеж нанимателя за содержание и ремонт жилья.
Кроме того, введена дифференциация размера оплаты жилья в зависимости от качества и местоположения здания. Причем эта дифференциация учитывается в платеже за наем при сохранении величины ставки оплаты за содержание и ремонт жилья.
По нашему мнению, развитие конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг позволит снизить их стоимость и перейти от нормативно-затратного метода их определения к рыночному. При этом в конечном итоге величина оплаты жилья будет отражать рыночную стоимость предоставляемых по договору найма жилищных услуг, а не покрытие полных затрат на их предоставление.
Рассмотрим отдельные элементы платежей населения за жилье.
Плата за наем включает компенсацию инвестиционных затрат собственника на строительство и реконструкцию жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договору найма.
При этом размер оплаты определяется не величиной затрат на содержание жилищного фонда, а его потребительскими качествами, устанавливаемыми дифференцированно с учетом необходимости перехода в перспективе на возмещение нанимателем инвестиционных затрат в течение срока службы жилищного фонда.
Средства, собранные в виде платы за наем жилых помещений, поступают в распоряжение их собственника. Эти средства целесообразно использовать для проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда.
Большое значение имеет определение научно обоснованной базовой ставки оплаты за наем жилого помещения. Ее расчет должен производиться исходя из размера отчислений на реновацию муниципального и государственного жилищного фонда с учетом социально-экономической ситуации в муниципальном образовании, а также состояния бюджета.
При расчете базовой ставки учитываются следующие данные: средние размеры ежемесячных отчислений на полное восстановление жилых зданий по каждой группе капитальности; общая площадь жилых зданий каждой группы капитальности; доля платежей населения в отчислениях на полное восстановление 1 м2 жилищного фонда.
Каждое жилое помещение отличается особым набором потребительских свойств, от которых зависит объем жилищных услуг и которые отражаются в рыночной стоимости этих услуг. Однако на первом этапе введения платы за наем жилья, по нашему мнению, целесообразно разбить весь муниципальный жилищный фонд на ограниченное число групп, для которых и необходимо рассчитать ставки платы за наем в соответствии с потребительскими свойствами. Естественно, что они будут существенно различаться.
Число параметров экспертной оценки потребительских свойств жилья, значения коэффициентов по каждому из этих параметров должны определяться положениями о расчете ставок платежей за наем жилых помещений, которые утверждают органы местного самоуправления.
При решении вопроса об уровне платежей за наем целесообразно, как нам представляется, исходить из двух возможных вариантов:
- первый, когда плата за наем собирается либо собственником, либо организацией, уполномоченной собственником выполнять функции сбора платежей;
- второй, когда сбор осуществляют несколько служб заказчика и отсутствует проблема перераспределения собранных средств, направляемых затем на капитальный ремонт.
В настоящее время уже не вызывает сомнения то обстоятельство, что ставка оплаты жилья, предоставляемого по договору найма, в государственном и муниципальном жилищных фондах должна включать не только плату за содержание и ремонт жилья, в том числе капитальный, но и плату за его наем.
По нашему мнению, на начальном этапе базовая величина платы за наем должна основываться на размере амортизационных отчислений на полное восстановление жилищного фонда в среднем по муниципальному образованию. Базовая ставка должна дифференцироваться в зависимости от качества и местоположения жилья, а также состояния жилищного рынка.
Целесообразно установить повышенные ставки оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, а также увеличить тарифы на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.
Рассмотрим следующий элемент платежей населения за жилье - отчисления на капитальный ремонт.
Учитывая, что норматив отчислений на капитальный ремонт для населения не должен зависеть от объемов работ, планируемых на конкретный год, целесообразно использовать следующий порядок расчета этих отчислений, включаемых в ставку оплаты за содержание и ремонт жилья:
- определяется балансовая стоимость восстановления 1 м2 государственного и муниципального жилищного фонда;
- рассчитывается средневзвешенная норма амортизационных отчислений на капитальный ремонт 1 м2 общей площади в год.
Практика заключения договоров подряда на содержание и ремонт жилья, заключаемых на конкурсной основе, свидетельствует, что при этом удается уменьшить цену услуг примерно в два раза по сравнению с действующими нормативами при сохранении объема и качества предоставляемых услуг.
В связи с тем, что оплата жилья дифференцируется в зависимости or его потребительских качеств, отчисления на капитальный ремонт, включаемые в ставку платежей за содержание и ремонт жилья, целесообразно, по нашему мнению, устанавливать едиными по муниципальному образованию.
Проблемой является процесс перераспределения жилья при невозможности оплаты расходов по его содержанию. Процесс не должен приобретать неуправляемый характер - и в этом важная роль принадлежит органам местного самоуправления. Переселение жителей должно осуществляться только по решению суда или на добровольной основе.
Таким образом, основными целями реформирования ЖКХ в настоящее время являются:
- снижение издержек на производство услуг и тарифов на их оплату при обеспечении стандартов качества;
- развитие конкурентной среды в ЖКХ;
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг;
- упорядочение существующей системы льгот, обеспечение адресной направленности выделяемых на социальную защиту населения средств.
Активная роль органов местного самоуправления в вопросах функционирования ЖКХ обусловлена, прежде всего тем, что они утверждают показатели, влияющие как на финансовое состояние ЖКХ, так и на социальное положение местного населения. В число таких показателей входят:
- нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
- ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ).
В связи с изменением финансовой и социальной ситуации органы местного самоуправления должны проводить всестороннюю экспертизу финансовой обоснованности тарифов на товары, работы и услуги.
Органы местного самоуправления имеют право в течение переходного периода устанавливать предельные размеры платежей населения за жилье и коммунальные услуги. Если же эти платежи ниже федерального стандарта, это не может служить основанием для перераспределения средств через бюджетную систему.
Для реформирования ЖКХ важным, на наш взгляд, является совершенствование системы договорных отношений, создающих юридические предпосылки для привлечения инвестиций в развитие отрасли. При этом формируются новые взаимоотношения, субъектами которых выступают:
- инвестиционные, строительные и эксплуатационные организации, осуществляющие финансирование строительства, содержание объектов ЖКХ и управление ими;
- собственники жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, представляющие их органы и управляющие компании;
- потребители услуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников жилья и др.
Реформирование ЖКХ, с одной стороны, приводит к повышению роли органов местного самоуправления в решении финансовых вопросов отрасли, но, с другой, - требует определенной свободы для предпринимателей, занятых в этом сегменте рынка.
Право управления муниципальным жилищным фондом в последние годы активно передается службам заказчика, выполняющим функции управляющих организаций, которые по поручению собственника осуществляют сбор платежей, заключение договоров с подрядными организациями и контроль за их исполнением, а также заключение договоров найма.
Поскольку службы заказчика выступают от лица собственника жилищного фонда, то они обязаны обеспечить жилищно-коммунальное обслуживание населения в подведомственном жилищном фонде и своевременный расчет с поставщиками услуг. В то же время в ряде случаев службы заказчика задерживают расчеты с организациями-подрядчиками, нарушая условия договоров. Это ведет к усложнению финансового положения коммунальных предприятий, задержке выплаты заработной платы работникам данных предприятий и возникновению социальной напряженности в трудовых коллективах.
Как нам представляется, основными причинами возникновения таких ситуаций являются:
- стремление служб заказчика к монополизации рынка жилищно-коммунальных услуг;
- недостаточный контроль со стороны органов местного самоуправления за деятельностью служб заказчика;
- некачественное выполнение работы по разделению и своевременному переводу средств от платежей населения предприятиям - производителям услуг.
В этой связи необходимо взвешенно и продуманно подходить к оценке деятельности созданных в муниципальных образованиях служб заказчика.
В целях оптимизации системы управления ЖКХ необходимо, по нашему мнению, обеспечить рациональное разделение функций и организацию договорных взаимоотношений между субъектами, являющимися собственниками жилищного фонда и объектов коммунального назначения, и субъектами хозяйствования - организациями ЖКХ с соответствующим разделением прав, обязанностей и ответственности сторон.
Как нам представляется, основное назначение системы договоров по предоставлению услуг жилищно-коммунальной сферы заключается в обеспечении защиты нрав потребителей. Контроль за содержащимися в договоре параметрами качества обслуживания потребителей и их выполнением осуществляет собственник основных фондов, который при нестандартных ситуациях обращается в органы надзора и контроля местного самоуправления. Значение контрольной функции органов местного самоуправления по мере развития договорных отношений будет, по нашему мнению, возрастать,
Учитывая тесную взаимосвязь между различными предприятиями и организациями, осуществляющими жилищно-коммунальное обслуживание, формирование договорных отношений между ними позволит конкретизировать ответственность предприятий и организаций за нарушение установленных параметров качества обслуживания. В договорах целесообразно указывать конкретные гарантии качества услуг и санкции за нарушение договорных обязательств.
Важно подчеркнуть, что величина тарифа за предоставление услуг не должна превышать утвержденного органами местного самоуправления уровня, обеспечивающего полное возмещение затрат предприятий и служб ЖКХ, включая инвестиционную составляющую. В таком случае служба заказчика или управляющая компания также включают данные услуги в муниципальный заказ.
Важную роль в реформировании ЖКХ играет многоканальность источников его финансирования, в том числе привлечение инвестиций в форме внебюджетных средств.
При инвестировании в жилищную сферу бюджетных средств необходимо осуществлять обязательную оценку эффективности проектов, отражающую влияние результатов реализации инвестиционных проектов на доходы и расходы местных бюджетов.
Целесообразно, как нам представляется, создавать муниципальные финансово-кредитные системы, обеспечивающие поддержку целевых программ в сфере ЖКХ.
В целях решения жилищной проблемы в настоящее время используются безвозмездные субсидии, долгосрочные кредиты для строительства и приобретения жилья, а также обустройства земельных участков при строительстве на коммерческой основе.
В настоящее время банки предоставляют три вида жилищных кредитов:
- земельный - краткосрочный или долгосрочный кредит на приобретение и обустройство земли под предстоящее жилищное строительство;
- строительный - краткосрочный кредит, предоставляемый для финансирования строительных работ;
- долгосрочный - для приобретения жилья.
Кредит обеспечивается залогом недвижимого имущества заемщика, его имущественных прав на недвижимое имущество и прочее. Подтверждением возвратности является предоставление заемщиком документов о его платежеспособности.
Выдача строительного кредита осуществляется путем открытия кредитной линии, при этом ссуда выдается заемщику по частям, соответствующим стоимости законченных этапов строительно-монтажных работ.
Конкретные условия жилищного кредитования устанавливаются банком по согласованию с заемщиком.
3.3. Совершенствование методологической базы установления цен на оказываемые услуги в ЖКХ
Как было сказано в предыдущей главе, правильность и обоснованность определения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства является весьма важной проблемой для успешной реализации жилищной реформы.
На наш взгляд:
- основой детального анализа особенностей тарифообразования должны стать формирование баланса материальных потоков или технический аудит;
- расчет себестоимости коммунальных услуг необходимо производить по валовому продукту на основании показаний приборов учета;
- в основу реструктуризации оплаты услуг ЖКХ необходимо положить принцип неразрывности материальных потоков, их технологическую взаимосвязь и дифференцирование каждого материального потока по категориям;
- необходимо аннулировать практику завышения отпускных тарифов, производи гелями, получающими дотации из бюджета, и отказаться от идеи перекрестного субсидирования, обосновывая единый тариф для всех групп потребителей;
- процесс нормирования и тарифообразования необходимо связать с процессом оснащения жилищного сектора приборами учета.
При этом следует исходить из следующих положений:
- без приборов учета величина потребления назначается по фактической подаче с учетом местных потерь;
- при наличии прибора группового учета оплата производится по его показаниям, сумма оплаты при этом делится на всех проживающих;
- при установке индивидуальных приборов расчет производится на основании их показаний;
- при наличии и групповых, и индивидуальных приборов жильцам, не имеющим индивидуальных приборов, величина потребления рассчитывается как осредненная разница между показаниями группового и всех индивидуальных приборов.
Из сказанного можно сделать следующие выводы:
а) основой ценовой политики в ЖКХ должны стать дифференцированные тарифы, исчисляемые, исходя из эксплуатационных норм;
б) основа для покупки и оснащения жилищного фонда приборами учета- законодательное исключение из оплаты непроизводительных потерь продукции;
в) основа тарифообразования: схема высокий тариф - низкая норма.