Практическое занятие №1
По теме: «СМИ в информационном обществе: опыт передовых стран».
Информация как определяющий фактор современного развития.
- Информационные ресурсы и важнейшие каналы их распространения.
- Информационное общество: современные концепции, определения, реальность.
Информационные ресурсы — это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.
Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.
Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительный недорогой доступ;
повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговли и др. за счет своевременного использования необходимой информации.
Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Отличительные черты:
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационныхпродуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
|
нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.
Периодизация развития информационного общества: от цифрового текста к Интернету и интернетизации СМИ, от Интернет-версий к дуализму выпуска СМИ – в традиционных средах: бумажной, голосовой и аудивизуальной и в цифровом виде, от электронного общества к мобильному.
В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.
Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).
Вторая информационная революция (в середине XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции, Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации.
Третья информационная революция (в конце XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания.
Четвертая информационная революция (в 70-х гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации.
В настоящее время в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут пользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Это привело к необходимости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс начался с середины XX в.
Основные черты информационного общества.
В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации.
В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие:
наличие компьютеров,
уровень развития компьютерных сетей
доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.
Однако, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.
Остановимся на основных тенденциях развития информационного общества.
Изменение структуры экономики и структуры труда
В информационном обществе деятельность человека будет во многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся информацию. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации, избавить человека от рутинной работы, позволит ускорить принятие оптимальных решений, автоматизировать обработку информации не только в производственной, но и в социальной сферах. В результате этого процесса движущей силой развития общества станет производство информационного, а не материального продукта.
Этот процесс должен привести к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект.
Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий:
создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;
появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;
выработка единых правил поведения в сетях и поиск н них информации.
Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой колоссальную и быстрорастущую систему, число пользователей которой приближается к 200 миллионам человек. Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются.
Свобода доступа к информации и свобода ее распространения.
Обсуждаемая проблема лежит больше в политической и экономической плоскости, нежели в технической, поскольку современные информационные технологии чисто технически открыли безграничный простор д.1я информационных обменов. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения - обязательное условие демократического развития, способствующее экомическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности.
Огромное значение имеет свобода распространения информации культурно-просветительного характера. Она способствует росту культурного и образовательного уровня общества.
Рост информационной культуры
Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Она включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т. д. Существенный элемент информационной культуры - владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми - важный признак человека информационного общества.
Изменения в сфере образования.
Большие изменения произойдут в информационном обществе в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием — сделать его более доступным тля каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты. В силу своего динамизма информационное общество потребует от своих членов непрерывного на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества.
Изменения уклада жизни людей.
Формирование информационного общества существенно отразится на повседневной жизни людей. О том, насколько глубокими будут эти изменения, можно только догадываться. Так, массовое внедрение телевидения в 60-70-х годах XX века существенно изменило быт людей, причем не только е лучшую сторону. С. одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой - сократилось живое общение, стало больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения. Недавнее достижение Интернет-технологий -поход за покупками реальных товаров в виртуальный Интернет-магазин - может развиться в информационном обществе вплоть до ликвидации современной системы торговли.
Информатизация.
Один из этапов перехода к информационному обществу - компьютеризация общества, которая предполагает развитие и внедрение компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов обработки информации и ее накопление.
Таким образом, под информатизацией общества понимают реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования членами общества достоверной информации, что в значительной мере зависит от степени освоения и развития новых информационных технологий.
|
|
Роль и значение информационных революций
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.
Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:
• переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;
• миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
• создание программно-управляемых устройств и процессов.
Для создания более целостного представления об этом периоде целесообразно познакомиться с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи информации.
Справка о смене поколений ЭВМ.
1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база — электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах.
2-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база — полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.
3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база — интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.
4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база— микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ.
5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.
Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.
Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Телекоммуникации — дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.
Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой — к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.
Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.
Средства массовой информации в условиях перехода развитых стран к информационному обществу. Воздействие факторов глобального и национального характера на становление информационного общества.
4. Сетевой принцип как основа структурных сдвигов современной экономики. Конвергенция СМИ. Цифровое содержание и услуги – важнейшая особенность информационной экономики.
Важнейшая особенность природы СМИ, оказывающая серьезное влияние на медиаэкономику, – их зависимость от технологического прогресса в информационно-коммуникационной сфере. Последние десятилетия подтверждают, что традиционно восприимчивые к технологическому прогрессу и политическим изменениям медиасистемы сегодня отличаются особым динамизмом. В истории средств коммуникации и массовой информации скорость, с которой Интернет завоевал массовую аудиторию, беспрецедентна. Прошло 38 лет, прежде чем аудитория американского радио достигла 50 млн. человек. Телевидение прошло этот же путь за 14 лет. Интернету понадобилось только четыре года, чтобы число его пользователей в США составило 50 млн. человек.
Комплексные последствия прогресса информационно-коммуникационных технологий для сферы СМИ сегодня еще невозможно оценить однозначно. Очевидно, что развитие ИКТ означает технологическую эволюцию традиционных медиасистем. На примере превращения кабельных сетей в самостоятельный сектор медиаиндустрии мы уже видели, что рождение новой технологии распространения телесигнала привело к появлению новой формы телевизионного бизнеса, предлагающей зрителям новый продукт и новые услуги. Аналогичная цепочка выстраивается и при рассмотрении хода технологического прогресса в других секторах СМИ. Обобщенно ее можно представить следующим образом:
Технологические изменения СМИ > структурные изменения в медиасекторе > новые медиапродукты > новые медиауслуги.
Пока еще не существует положительного ответа на вопрос, является ли технологический прогресс, технологическая эволюция одновременно и технологической революцией, ведущей к появлению новых экономических структур и новых практик СМИ. Опыт передовых медиарынков в США, странах Северной Европы, Японии не дает однозначного ответа на этот вопрос. Интернет-СМИ все еще не представляют собой принципиально нового явления – во всяком случае, ни с точки зрения финансирования, ни с точки зрения рыночных бизнес-моделей, о чем пойдет речь ниже. Переход к цифровым технологиям в создании, распространении и хранении информации сам по себе не приводит к появлению новых продуктов и услуг на медиарынке, хотя и означает развитие многочисленных дополнительных возможностей. Интеграция СМИ, стимулируемая внедрением цифровых технологий, приводит к принципиально новым результатам, следовательно, необходимо понимать, насколько пионерными являются последствия обоих процессов для СМИ.
Современные ИКТ создают единое технологическое и экономическое пространство, в котором взаимодействуют прежде разделенные коммуникационные услуги и информационные продукты. В основе происходящих изменений лежит процесс дигитализации – перевода всех форм информации в цифровой формат. Единая цифровая среда стимулирует конвергенцию технологий и отраслей экономики.
Важнейшим фактором преобразования современного общества и его экономической сферы становятся информационно-коммуникационные технологии. Как отмечает М. Кастеллс, «нужно рассматривать весь процесс революционного технологического обновления в общем социальном контексте, в котором происходит сам технологический прогресс и который в свою очередь его определяет»[1]. В современном обществе прогресс технологий приводит к росту инноваций, время между совершением открытия и его внедрением сокращается, в результате многие сферы находятся в процессе непрекращающихся трансформаций.
Структурные изменения, происходящие в средствах массовой информации, основываются на нескольких близких по своей природе технологических процессах.
Первый процесс – это дигитализация (от англоязычного термина digitalisation –цифровизация), то есть перевод содержания СМИ во всех его формах – текстовой, графической, звуковой – в цифровой формат, понятный современным компьютерам. Дигитализация позволяет содержанию легко «транспортироваться» по любому каналу электронной коммуникации. В результате Интернет из сети, просто соединяющей компьютеры, превращается в особую информационную и коммуникационную среду, в которой медиапродукты благодаря своему цифровому формату способны преодолеть традиционные «ограничители» старых СМИ. Ни время, необходимое для распространения печатных изданий, ни финансовые ресурсы, на это затрачиваемые, ни пространство, ограничивающее распространение газеты, телевизионного или радиосигнала, не являются более преградами ни для тех, кто создает информацию, ни для тех, кто ее потребляет. Дигитализация, устраняя различия между отдельными СМИ и уравнивая их содержание, прокладывает дорогу и их конвергенции.
Второй важнейший процесс, лежащий в основе современных изменений СМИ, – это конвергенция. Все чаще сам термин «конвергенция» становится синонимом магистральных преобразований в медиасфере. Особое внимание, уделяемое этому явлению в происходящей трансформации информационно-коммуникационной сферы, объясняется его разнообразными и, на первый взгляд, не связанными между собой последствиями. Конвергенция является процессом, который в ближайшие десятилетия может полностью изменить не только структуру систем СМИ в развитых странах, но и всю медиаэкономику.
Конвергенция (от лат. converge –приближаюсь, схожусь) – термин, принятый в естественных и общественно-политических науках для обозначения процессов схождения, взаимоуподобления. В медиаэкономике используется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических платформ (компьютеров, телевизоров, телефонов), а также передаваемых ими содержательных (информационных) продуктов.
Как видим, ближайшим к понятию конвергенции СМИ термином является слияние. Хотя применительно к медиаиндустриям речь часто идет о разных процессах, суть их самым точным образом передается именно этим словом. Конвергенция одновременно происходит в разных сферах СМИ и на разных уровнях, но при этом суть процесса сводится к явлению слияния, интеграции
На технологическом уровне конвергенция – это слияние технологий распространения и производства информации, которое позволяет разным СМИ – кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи – доставлять аудитории одинаковые типы содержания. В основе технологической конвергенции СМИ, как уже отмечалось, лежит процесс перевода содержания в цифровую форму. На практике это означает, что печатное слово, цвет, звук и движущееся изображение сохраняются посредством бесконечно большого числа комбинаций «0» и «1». Цифровой формат содержания позволяет осуществлять его распространение в различных формах вне зависимости от конкретной индустрии СМИ и технологических платформ. Важнейшей общей чертой к настоящему времени остается «привязка» новых СМИ к экрану – будь то экран телевизора, компьютерного монитора или экранное окошечко мобильного телефона. Технологическая конвергенция предполагает также, что важнейшей характеристикой современной коммуникации становится интерактивность. Еще одним результатом конвергенции становится возрастающая миниатюризация информационной и коммуникационной техники.
На уровне медиаиндустрии конвергенция проявляется в том, что предприятия по производству домашней электроники, компьютеров, оборудования для телекоммуникационного и аудиовизуального секторов вступили в период слияния. Однако конвергенция этим не ограничивается. Отрасли, связанные с производством содержания, наполняющего телекоммуникационные сети и принимаемые различными технологическими терминалами, в возрастающей степени интегрируются с отраслями, производящими оборудование для СМИ. Необходимость создавать контент – разнообразные типы цифрового содержания для новых каналов распространения, повысила значение информационной и «имиджевой» индустрии. Она же объясняет причины возникновения новых альянсов между технологическими секторами и секторами печатной, издательской, видео- и киноиндустрии. Таким образом создаются огромные многонациональные предприятия, объединяющие под одной крышей прежде не связанные секторы экономики.
Среди альянсов можно выделить горизонтальные, т.е. такие, в которых происходит интеграция секторов, предлагающих аналогичные телекоммуникационные услуги. Речь идет о слиянии телекоммуникационной и кабельной индустрии, возникновении единого кабельно-телекоммуникационного сектора и сектора мобильной связи. Вертикальные альянсы образуются между предприятиями, действующими в сфере новых (цифровых, интерактивных) и старых (аналоговых) средств массовой информации. Главным подтверждением этой тенденции является создание крупнейшего в мире конгломерата AOL – Time Warner, объединившего производство содержания (журнальные предприятия, киностудии) с провайдером доступа в Интернет (см. приложение 2). Известны и такие примеры, как интеграция компании Viacom, оператора-дистрибьютора в сфере кабельного ТВ, и Paramount, хорошо известной в медиабизнесе киностудии и продюсерской телекомпании. Можно также привести пример поглощения компаний US West, американского филиала компании Bell, и кабельных операторов Wometco Cable и Georgia Cable крупнейшей компанией-производителем теле-, видео- и кинопрограмм Time Warner сцелью создания интерактивной сети, распространяющей аудиовизуальные услуги и видеоигры.
Таким образом, следствием конвергенции на экономическом уровне становится рождение новых предприятий – мультимедийных концернов. От газетных баронов – ведущих представителей медиабизнеса прошлого века – современные СМИ движутся ко все большей интеграции с телекоммуникационным сектором, с промышленностью по производству бытовой техники и информационных технологий, с программной индустрией, производящей программное обеспечение для персональных компьютеров. В результате создается новый интегрированный рынок, на котором неразрывными связями скрепляются производство оборудования и содержания, мультимедийные услуги, сетевое обслуживание и создание программных продуктов.
На профессиональном журналистском уровне конвергенция проявляется в нескольких формах. Во-первых, она приводит к слиянию прежде достаточно отдаленных и разобщенных средств массовой информации. Производя один материал, журналист может предложить его и газете, и онлайновому изданию, и телетекстовой службе информации телеканала. В результате становится трудно определить, о каком же конкретно СМИ идет речь. В рамках прежних представлений практически невозможно дать единое определение таким проявлениям журналистской деятельности, как радио в Интернете, энциклопедия «Британника» на компакт-диске, видеофильм, заказанный зрителем на свой телевизор по каналу кабельного ТВ, электронное рекламное сообщение, принятое миниатюрным коммуникатором, совмещающим функции карманного калькулятора и персонального компьютера. В новой инфокоммуникационной среде происходит переадресация функций старых СМИ новым, «перемена ролей» у разных каналов коммуникации, возникают возможности получать одинаковое содержание разными каналами. В результате радикально меняются прежние представления о каналах коммуникации и информации.
Во-вторых, изменяются требования к самому журналисту. Современные профессиональные требования к журналистам предполагают наличие у них мультимедийных навыков – умения производить материалы для любого СМИ. Об этом подробнее речь пойдет ниже.
В-третьих, конвергенция СМИ, появление общих для разных каналов содержательных продуктов ведет к рождению новых интегрированных жанров – инфотейнмента, эдютейнмента и других.
Проблемы информационного неравенства. Доступ к СМИ – новое право человека в информационном обществе.