Родительское собрание «Детские неврозы и капризы».




Специальные исследования показали, что в течении последних лет около 20 % детей, поступающих в школу, имеют различные функциональные нарушения нервно-психического здоровья пограничного характера (т. е. находятся на грани нормы и болезни). С началом обучения в школе, когда нервно-психическая и физическая нагрузка на организм ребенка резко возрастают, расстройства нервной системы приобретают выраженный характер. Такие учащиеся не могут сосредоточиться на выполнении задания, постоянно отвлекаются. Плохо запоминают материал, испытывают трудности в общении с одноклассниками и педагогами. Речь идет о так называемых нервных детях, у которых уже есть невроз или вероятность им заболеть. Дети-невротики отличаются повышенной возбудимостью, раздражительностью, плаксивостью. Они чрезмерно беспокойны, суетливым, драчливы, постоянно кричат, сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче, обижаются, плачут, пускают в ход кулаки- все поведение ребенка основывается на эмоциях. Эти ученики обычно выделяются в классе. Их называют трудными, упрямыми, неуправляемыми. Встречаются и такие, которым наоборот свойственна заторможенность деятельности, они нерешительны, неуверенны в себе, испытывают страх перед новыми людьми и обстоятельствами, все делают медленно, с большим количеством ненужных движений, не успевают за темпом работы в классе, рассеяны и не собраны.

Тревожными симптомами развивающегося невроза считают нарушение сна, ночные страхи, страх темноты и боязнь оставаться одному в комнате, энурез, постоянное шмыганье или хрюканье, навязчивые движения (передергивание и пожимание плечами, нервные тики) - все это свидетельствует о том, что нервная система ребенка находится в состоянии перенапряжения.

Нередко взрослые считают перечисленные особенности поведения результатом плохого воспитания и предъявляют повышенные требования к такому ребенку, обвиняют его в лени, неаккуратности и.т. д. Это, как правило, не приводит к желаемым результатам, напротив, усугубляет состояние нервозности.

Нужно заметить, что в самом деле не всегда трудности в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста свидетельствует о развитии невроза. Упрямство, строптивость, своеволие могут быть симптомами возрастного кризиса семи лет. Кризисы закономерны, являются необходимым результатом и условием объективного хода развития детской психики. В переходных возрастах симптомы кризиса в той или иной мере проявляются у всех детей, только у одних они сглажены и почти не заметны, а у других- принимают форму бунта. Здесь нет отклонений в психическом здоровье, напротив, симптомы возрастного кризиса свидетельствуют о том, что ребенок перешел на более высокую ступень развития и готов к более «серьезным» видам деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими. Причина кризисов заключается в том, что система педагогических, воспитательных требований, предъявляемых ребенку, отстает от нового уровня развития его потребностей и возможностей. Изменение этих требований и отношения к ребенку в целом, как правило, приводит к тому, что кризис постепенно затухает.

Главными и решающими факторами, определяющими возникновении этого заболевания, являются неблагоприятные микросоциальные условия жизни и воспитания ребенка: конфликты в семье, отсутствие последовательности и единства взглядов по вопросам воспитания у родителей и других значимых для ребенка родственников; рассогласованность воспитательных позиций родителей и педагогов; недостаток любви и тепла в семейных отношениях; чрезмерные требования, не соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка; безнадзорность и заброшенность; алкоголизм родителей; сильные стрессы (развод родителей, утрата близкого человека и т. д.) неуравновешенность и нервозность самих родителей, и прежде всего мамы ребенка. С полной уверенностью можно сказать, что у нервных родителей растут нервные дети.

Что нужно делать, если у ребенка есть признаки невроза? Прежде всего, не надо спешить давать ребенку «успокаивающие» таблетки. Это всегда успеется. Если причина невроза лежит в микросоциальных условиях, то сначала надо изменить характер общения с ребенком и отношение к нему в семье.

Вот несколько рекомендаций родителям:

1. Постарайтесь быть более внимательным к своему ребенку, проявляйте больше любви и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него;

2. Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте возможность ему выговориться, обсудите с ним то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в том или ином случае, помогите понять причину поступков других людей. Важно помнить, что с ребенком младшего школьного возраста можно рассуждать, он в состоянии понять ваши доводы, анализировать вместе с вами ситуацию. Главное при этом- с пониманием и уважением относиться к проблемам ребенка, не считать их чем-то несерьезным, вести разговор спокойно и доверительно, а не повышенных тонах в форме назиданий.

3. Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Когда ребенок уже в постели, присядьте рядом, погладьте по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чем-то приятном. Избегайте при этом бурных проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребенок перевозбудился перед сном. Если на ребенка успокаивающе действует вода, полезны перед сном душ или ванна.

4. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка своих опасений относительно обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно передадутся ребенку, послужат причиной формирования «школьной» тревожности- устойчивого состояния тревоги и страха в отношении всего, что связано со школой и учением.

5. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один «разгрузочный» день в неделю. В это день дайте себе слово, что не будите кричать на ребенка и ругать его, даже если он перевернет все вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержаны в этот день. Если получиться, можно устраивать такие дни чаще, с тем чтобы постепенно отвыкнуть разговаривать с ребенком на повышенных тонах. Вы заметите, что он начинает вас «слышать», легче понимает и выполняет ваши требования.

6. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы. Не слишком ли многого вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте «пропустить» требования к своему ребенку через собственные детские переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными. Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое!

7. Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим дня ребенка. Здесь необходимо запомнить три важных правила:

• У ребенка должен быть полноценный сон. Несмотря ни на что, в 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов.

• Ребенку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения.

• Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видео игры. Кровавые боевики и фильмы-ужасы- не для вашего ребенка, их нужно полностью исключить.

Список рекомендаций можно было бы продолжить. Вероятно, главной рекомендацией в этом случае может быть следующее: больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда все получится. Родителям следует помнить, что здоровая нервная система-залог успешного обучения в школе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: