ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ




НАСЕЛЕНИЯ

 

Общие положения

 

6.1 Предприятия розничной торговли, открытой сети общественного питания и бытового обслуживания населения (в дальнейшем - предприятия сервиса) являются наиболее массовой группой общественных зданий, где необходимо создание условий доступности для маломобильных групп населения.

Предприятие сервиса должно обеспечить маломобильным категориям пользователей полноценные условия получения (реализации) услуги наравне с другими категориями населения.

6.2 В предприятиях сервиса рекомендуется предусматривать для обеспечения обслуживания маломобильных групп населения на дому дополнительные помещения для обслуживающего его персонала, специализированный блок для оформления и получения заказа, помещения для комплектации заказов, хранения заказов и сдаваемых в ремонт, стирку или химчистку вещей.

6.3 При проектировании предприятий, доступных для маломобильных категорий пользователей (посетителей, потребителей) следует учитывать общие требования к формированию архитектурной среды, изложенные в сводах правил СП 59.13330 и СП 35.136. Дополнительно следует учитывать специфические требования к отдельным типам учреждений, приведенные ниже.

 

Предприятия розничной торговли

 

6.4 Для личного транспорта инвалидов на автостоянках посетителей при предприятиях розничной торговли следует выделять места для транспортных средств инвалидов. Они должны размещаться не далее 50 м от входов, доступных для маломобильных покупателей. При многоуровневой автостоянке, встроенной или пристроенной к основному зданию, места для автомашин инвалидов на кресле-коляске следует предусматривать на уровне основного входа в здание.

6.5 В зависимости от принятого в задании на проектирование приема организации обслуживания маломобильных покупателей возможны два варианта проектирования внутренней архитектурной среды:

· Вариант “А” – по пункту 1.8.

· Вариант “Б”. Создание условий для покупки товаров полного ассортимента в специально выделенном помещении для маломобильных покупателей. Дополнительные помещения или специальные зоны для обслуживания данного контингента должны размещаться в удобной связи с наружными входами.

6.6 Торговое оборудование должно обеспечивать доступность всем контингентам покупателей, в том числе лицам на креслах-колясках для выбора товара (рисунки 6.1 и 6.2).

6.7 Комплектация и расстановка оборудования в торговых залах, должна быть рассчитана на обслуживание лиц, передвигающихся на креслах-колясках самостоятельно и с сопровождающими, инвалидов на костылях, а также инвалидов по зрению. Столы, прилавки, расчетные плоскости кассовых кабин следует располагать на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола. Максимальная глубина полок (при подъезде вплотную) не должна быть более 0,5 м.

В тех торговых залах, где для покупателей предусмотрены полки высотой более 0,9 м, следует обеспечить дополнительные полки или часть основного прилавка пониженной высоты от 0,7 до 0,8 м от пола.

6.8 Все размеры проходов (кроме одностороннего) должны обеспечивать возможность полного разворота на 3600, а также фронтального обслуживания инвалидов на кресле-коляске вместе с сопровождающими.

Ширина прохода для универсамов, супермаркетов и оптовых рынков (торговая площадь свыше 650 м2) должна быть не менее 2 м.

6.9 В блоке касс как минимум один из контрольных кассовых постов в зале должен быть оборудован в соответствии с требованиями доступности для инвалидов. Ширина прохода около такого кассового поста должна быть не менее 1,1 м.

Информационный знак доступности кассы должен располагаться на высоте, видной для покупателя на кресле-коляске.

6.10 Для акцентирования внимания покупателей с недостатками зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные (рекомендуемая высота размещения горизонтально или под наклоном на витринах и полках на высоте от 0,7 до 1,4 м от уровня пола), световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера в соответствии с требованиями СП 136.13330. Пиктограммам и указателям для выделения отдельных товарных групп в торговом зале рекомендуется присваивать различные лидирующие цвета. Не следует одновременно использовать красный, зеленый, синий и фиолетовый цвета.

Рекомендуемые сочетания цветов следует принимать по СП 136.13330.

В удобном для посетителя - инвалида по зрению месте и в доступной для него форме должна располагаться информация (тактильная мнемосхема) о расположении торговых залов и секций, об ассортименте товаров, а также средства связи с администрацией.

 

Предприятия питания

6.11 В предприятиях питания и их зонах, предназначенных для специализированного обслуживания маломобильных посетителей, рекомендуется предусматривать обслуживание официантами.

При отсутствии в здании пассажирских лифтов обеденные залы рекомендуется размещать на первом этаже. Оборудование мест, приспособленных для маломобильных посетителей, размещенных на основном этаже (преимущественно первом), должно соответствовать аналогичному оборудованию мест размещенных на недоступных для инвалидов этажах (уровнях).

6.12 В помещениях общественного питания расстановка мебели и оборудования должна обеспечивать беспрепятственное движение инвалидов. Ширина прохода около прилавков для сервирования блюд должна быть не менее 0,9 м. Для обеспечения свободного огибания при проходе кресла-коляски ширину прохода рекомендуется увеличивать до 1,1 м.

6.13 В предприятиях питания рекомендуется отводить до 5% мест, но не менее одного, для лиц, передвигающихся на креслах-колясках и с недостатками зрения, с площадью не менее 3 м2 на каждое место. Размещение и габариты мест - рисунки 6.2-6.8.

6.14 В помещениях общественного питания должно быть 5%, но не менее одного обеденного стола высотой 0,65-0,8 м. Такие столы должны иметь необходимую ширину между ножками и необходимую глубину столешницы с опорой посередине в соответствии с требованиями СП 136.13330. стойки баров и кафетериев должны иметь пониженную часть – высотой от пола не более 0,8 м и шириной 0,8-1,0 м для обслуживания инвалида на кресле-коляске.

6.15 В предприятиях питания, связанных с длительным пребыванием посетителей (рестораны, столовые), гардеробные стойки в местах обслуживания маломобильных посетителей следует устраивать в соответствии с рекомендациями СП 136.13330.

6.16 Вестибюли, холлы, аванзалы, уборные, умывальные и другие вспомогательные помещения, доступные для маломобильных посетителей, следует проектировать с учетом требований СП 59.13330 и рекомендациями СП 136.13330.

6.17 Информация о предприятии (тип, класс, форма обслуживания, доступность для маломобильных посетителей), а также меню должны быть легко определяемы и доступны для инвалидов на креслах-колясках и лиц с недостатками зрения. Меню должно иметь контрастные надписи простым шрифтом и шрифтом Брайля. В качестве альтернативы может использоваться меню предприятия в версии для слабовидящих, доступной в сети Интернет.

6.18 Специализированные средства информации для МГН должны решаться в соподчинении с основной дизайнерской концепцией интерьера.

Предприятия бытового обслуживания

6.19 Если предприятия бытового обслуживания (приемные пункты, дома мод, ателье, мастерские, парикмахерские, предприятия стирки, химчистки и т.д.) не включены в систему целевого оказания услуги на дому, то для нужд маломобильных групп населения следует проектировать (приспосабливать для использования) помещения для посетителей в зданиях предприятий приближенного бытового обслуживания и комплексы бытового обслуживания, включающие широкий перечень услуг, а также пункты проката предметов домашнего быта.

6.20 Ввиду небольших мощностей эти предприятия могут размещаться во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях первых этажей жилых зданий.

 

Здания и сооружения вокзалов пассажирского транспорта

6.21 В зданиях вокзалов расположение помещений не должно создавать у МГН растерянности и беспомощности при движении от входа к кассам, зонам ожидания, туалетам, выходам на перрон. Расположение залов в подземном уровне или на втором (антресольном) этаже должно быть оправдано расчетными объемами движения, рельефом или функционально-композиционными соображениями. Такое решение требует устройства специальных тоннелей для пассажиров или конкорсов, галерей, балконов и мостиков для доступности платформ. Для маломобильных пассажиров требуется дополнительное устройство лифтов или вертикальных и наклонных пристенных подъемников.

6.22 В зонах интенсивного пешеходного движения может предусматриваться специальная тактильная разметка для пассажиров-инвалидов по зрению. Рекомендуется, по возможности, предусматривать изолированную полосу параллельного движения (при входах в здание, выходах на перроны или посадочные платформы, в сложных транспортных узлах – выходах из метро, входах со стороны остановок наземного городского транспорта и т.п.).

В опорах конкорсов следует устраивать как грузовые подъемники, так и лифты для маломобильных пассажиров грузоподъемностью 600 кг и более для размещения инвалида с сопровождающим и его багажом. Размеры кабины должны вмещать больного на носилках скорой медицинской помощи с санитарами.

6.23 К зонам для маломобильных пассажиров в залах ожидания доступные пути движения должны сопровождаться четкой и доступной информацией для всех групп МГН.

Не менее одного киоска, телефона, автоматного автомата и др. должны быть доступны для инвалидов. Все эти устройства должны иметь знак доступности, который должен быть идентичен по всему зданию.

6.24 Зону ожидания и отдыха в залах ожидания следует предусматривать в стороне от основных потоков пассажиров (магистральных проходов), изолировать от наиболее шумных помещений и по возможности соединять с перронами специальными выходами.

Залы ожидания должны иметь удобную связь с вестибюлем, рестораном (кафе-буфетом) и выходами на перрон, располагаясь, как правило, в одном с ними уровне

6.25 В непосредственной близости от зоны ожидания и отдыха следует предусматривать специальные туалеты для инвалидов – в отдельной кабине или в составе туалетов для пассажиров, но не менее чем по одной кабине для мужчин и женщин, комнату матери и ребенка.

6.26 Зону ожидания и отдыха, если отсутствуют ведомственные нормы проектирования, следует предусматривать из расчета 5% общего числа мест для сидения в залах ожидания,

Вблизи зоны ожидания и отдыха следует предусматривать также площадь для хранения штатных кресел-колясок и место дежурного по залу или устройство связи с ним..

6.27 В зонах входа-выхода, ожидания и отдыха для пассажиров-инвалидов следует обеспечивать условия оптимального визуального и акустического восприятия общих систем информационного обеспечения пассажиров (табло с расписанием движения транспорта, общая система оповещения и индукционные системы, системы радиоинформирования).

6.28 Для оборудования зоны отдыха и ожидания рекомендуется предусматривать трансформируемое оборудование (кресла с откидными спинками для сна, откидные столики для чтения и приема пищи, оборудованные местной подсветкой).

6.29 В непосредственной близости от зоны отдыха и ожидания рекомендуется разместить несколько блоков индивидуальной камеры хранения и телефон местной и междугородней связи, а также специальное текстовое устройство и/или факсимильный аппарат для получения и передачи информации лицами с нарушениями слуха. Все оборудование должно быть установлено в зоне досягаемости инвалидов.

6.30 Следует предусмотреть сигнальные визуальные и тактильные указатели, радиоинформаторы для входов и выходов, туалетов, вестибюля, кассового и операционного залов, камеры хранения, ресторана, пункта медицинской помощи, милиции, справочного бюро.

6.31 На открытых автостоянках у вокзалов следует выделять места для личного автотранспорта инвалидов. Количество таких мест следует принимать из расчета: 4% при общем числе мест на стоянке до 100; 3% при числе мест от 100 до 200; 2% при числе мест от 200.

6.32 В автоматических камерах хранения не менее 3% мест, расположенных в нижнем ряду, должны резервироваться и приспосабливаться для пассажиров-инвалидов.

6.33 Не менее 5% окон и прилавков (но не менее одного) операционных помещений (касс, камер хранения, справочных служб, автоматов продаж и т.д.) рекомендуется размещать на высоте 0,7-0,8 м. Перед зоной обслуживания должно быть предусмотрено достаточное пространство для маневрирования кресел-колясок с учетом возможного их сопровождения (рисунок. 6.7).

6.34 При расчете ширины перронов следует учитывать возможность параллельного движения инвалидов на креслах-колясках и багажных тележек по объездам выходов из тоннелей, опор навесов и осветительных мачт.

6.35 На перронах вдоль краев платформы следует применять тактильные предупредительные полосы контрастного цвета с поверхностью платформы в соответствии с ГОСТ 12.4.026, а также тактильные для пассажиров с недостатками зрения в соответствии с ГОСТ Р 52875.

На перронах необходимо предусматривать возможность дублирования визуальной и звуковой информации, в том числе о расположении вагонов.

6.36 В аэровокзалах (рисунок 6.8) доступность перронов вылета/прибытия следует обеспечивать: размещением специального выхода для маломобильных пассажиров в центральной части здания или с помощью движущихся тротуаров (других механизированных средств передвижения) к удаленным выходам.

При посадке в самолет с уровня земли (высадке) для подъема или спуска маломобильных пассажиров следует предусматривать специальное устройство - приставной механизированный трап-эскалатор или автолифт.

6.37 На вокзалах и аэровокзалах рекомендуется предусматривать помещение для специальной службы сопровождения и помощи инвалидам и другим маломобильным пассажирам, а также зону хранения малогабаритных колясок, используемых для обслуживания инвалидов при прохождении регистрации, контроля, досмотра и перемещения по проходу салона самолета.

6.38 В автовокзалах для обслуживания маломобильных пассажиров не рекомендуется использование островных перронов. Перроны с береговым, полуостровным или пирсовым расположением в автовокзалах междугородних перевозок должны оборудоваться стационарными или передвижными подъемниками для посадки/высадки инвалидов из автобусов, не оборудованных подобными средствами.

6.39 Для пересадочных узлов вокзальных комплексов целесообразно использоваться подъемные платформы с вертикальным и наклонным перемещением инвалидов, которые могут быть с платформой или кабиной, пандусы, в том числе переносные (съемные), траволаторы, эскалаторы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: