Таможенный контроль и декларирование




Выделение основных разновидностей и структурных элементов, образующих сложную ткань таможенного контроля, создает необходимые предпосылки для раскрытия содержания таможенного контроля, более четкого представления иерархии, составляющей данную деятельность механизмов в их системной взаимосвязи, определения пределов компетенции таможенных органов при его осуществлении.
Нет единого мнения по поводу классификации таможенного контроля на различные категории в соответствии с определенными критериями. Отдельные исследователи одновременно используют понятия «классификации форм таможенного контроля» и «рассмотрение таможенного контроля по видам».

Другие ученые говорят о специализации таможенного контроля как одном из его организационных принципов. По их мнению, таможенный контроль за отдельными видами товаров (нефти и нефтепродуктов, драгоценных металлов и драгоценных камней, химических удобрений и т.д.) требует специализации и профессионального организационно-технического сопровождения.

Е.В. Сергеев называет следующие критерии классификации таможенного контроля по видам:

- вид транспортного средства;

- вид подконтрольного субъекта;

- объект таможенного контроля;

- степень охвата;

- способ проведения;

- время действия;

- число субъектов, участвующих в ходе осуществления таможенного контроля [7].

Аналогичная позиция прослеживается и в работе Н.В. Терехова.
Другие авторы классифицируют таможенный контроль в зависимости от того объекта, на который направлен таможенный контроль, - на таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств; в зависимости от направленности движения товаров - на таможенный контроль ввозимых на территорию России товаров, таможенный контроль вывозимых с территории России товаров и таможенный контроль транзитных товаров; по времени проведения таможенного контроля - на предварительный, текущий и последующий; а также в зависимости от формы таможенного контроля [8].

А.А. Костин классифицирует таможенный контроль в зависимости:
- от субъектов, подпадающих под таможенный контроль;

- от характера осуществления;

- от предмета таможенного контроля;

- от формы осуществления;

- от направления движения товаров;

- от вида транспортного средства, применяемого в ходе перемещения или способа перемещения товаров;

- от осуществления таможенных процедур и структуры таможенного процесса [9].

Таможенный контроль - комплексная, сложная категория. Его реализация неоднородна и выражается во множестве видов (типов, направлений) таможенного контроля.
Под видом таможенного контроля следует понимать разновидность (тип) таможенного контроля, которая является неотъемлемой частью, элементом системы таможенного контроля в целом.
Нами выделены следующие критерии классификации видов таможенного контроля:

- направленность таможенного контроля;

- предметная сфера таможенного контроля;

- объект таможенного контроля;

- субъект таможенного контроля;

- стадии (этапы) проведения таможенного контроля;

- характер таможенного контроля;

- форма таможенного контроля;

- способ таможенного контроля;

- место проведения таможенного контроля;

- использование технических средств таможенного контроля (ТСТК);
- использование водных и воздушных судов таможенных органов;
- вид транспортного средства, перемещающего товар через таможенную границу;

- направление движения товаров;

- таможенная процедура;

- способ перемещения товаров;

- выпуск товара;

- статус товара;

- использование системы управления рисками (СУР);

- участие таможенных органов зарубежных государств;

- таможенная услуга, при предоставлении которой осуществляется контроль;

- объем таможенного контроля.

По направленности таможенного контроля различают таможенный контроль, направленный на выявление и пресечение административных правонарушений; на проверку деятельности лиц, связанной с оказанием услуг в сфере таможенного дела; на корректировку таможенной стоимости; на доначисление таможенных платежей и др.
По предметной сфере можно выделить такие виды таможенного контроля, как:
- контроль таможенной стоимости товара;

- контроль страны происхождения товара;

- контроль правильности заявленного кода товара по товарной

номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;
- контроль предоставления льгот по уплате таможенных платежей;
- контроль за соблюдением запретов и ограничений;
- контроль за пользованием условно выпущенным товаром и др.
В зависимости от объекта таможенного контроля он делится на:

- таможенный контроль в отношении товаров;

- таможенный контроль в отношении документов и сведений о товарах, предоставление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

- таможенный контроль в отношении деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

- таможенный контроль в отношении лиц, пересекающих таможенную границу.

В свою очередь данные разновидности таможенного контроля подразделяются на еще более узкие направления. Например, таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности; контроль подакцизных товаров; контроль лицензируемых товаров и т.д.

Субъектом таможенного контроля всегда является таможенный орган. От имени таможенного органа таможенный контроль осуществляют должностные лица таможенных органов. При этом это может быть таможенный орган различного уровня (ФТС России, региональное таможенное управление, таможня, таможенный пост) либо подразделение таможенного органа (отдел контроля таможенной стоимости, отделение таможенного контроля после выпуска товаров и др.).
В настоящее время и в научной сфере, и в административной правоприменительной практике особую актуальность приобретает дифференциация таможенного контроля по стадиям его реализации. В этой связи выделяют:

- предварительный контроль (до ввоза товаров на таможенную территорию);
- текущий контроль (осуществляемый после ввоза товаров и до их выпуска);
- последующий или контроль после выпуска товаров (проводимый после утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем).
Таможенный контроль после выпуска товаров является сегодня приоритетным направлением системы таможенного контроля в целом.

По характеру таможенный контроль можно разделить на контроль с применением «тяжелых» (таможенный досмотр и др.) и «легких» (таможенное наблюдение и др.) форм контроля.

Дифференциация таможенного контроля по формам продолжает, развивает предыдущую классификацию. Безусловно, таможенный контроль может быть проведен только в определенной форме, четко закрепленной законодателем. Если мы говорим об определенном контрольно-надзорном мероприятии, осуществленном таможенным органом на любой стадии контрольной деятельности и в отношении любого объекта, то речь идет о конкретной административной процедуре проведения таможенного контроля в определенной форме. Перечень форм таможенного контроля является закрытым и содержится в ст. 110 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).

Таким образом, таможенный контроль имеет 12 разновидностей в зависимости от формы, в которой он осуществляется таможенными органами, «воплощается в реальность». Так, различают таможенный контроль в форме устного опроса, в форме таможенного досмотра, в форме таможенной проверки и т.д.

Система таможенного контроля включает также способы таможенного контроля. Специалисты относят к ним:

- истребование документов и сведений;

- таможенную идентификацию;

- экспертизы и исследования;

- задержание товаров.

К данному перечню следует добавить такие способы таможенного контроля, как проведение инвентаризации и приостановление выпуска товаров. Способы таможенного контроля представляют собой мероприятия таможенных органов контрольной направленности, способствующие повышению эффективности таможенного контроля.
Так, по способу контроля можно дифференцировать таможенный контроль на: - таможенный контроль с назначением и проведением таможенной экспертизы; - таможенный контроль с приостановлением выпуска товаров; - таможенный контроль с проведением инвентаризации и т.д.

Согласно п. 3 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
Таким образом, в зависимости от места проведения контрольно-надзорных мероприятий таможенный контроль делится на: - проводимый в зоне таможенного контроля; - проводимый в иных местах.

В свою очередь таможенный контроль, проводимый в зоне таможенного контроля, может быть дифференцирован на проводимый в постоянной зоне таможенного контроля и временной зоне таможенного контроля [10].

В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля (ТСТК), Перечень и Порядок применения которых в РФ установлен Приказом ФТС России от 21 декабря 2010 г. № 2509 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации».

Применение ТСТК осуществляется для ускорения проведения таможенного контроля, повышения его оптимизации и эффективности в целях получения информации о товарах, транспортных средствах, выявления подделки таможенных документов и средств таможенной идентификации, контрабанды и признаков административных правонарушений в области таможенного дела.

Таким образом, таможенный контроль делится на контроль с использованием технических средств таможенного контроля и контроль без применения таких средств.

Согласно п. 2 ст. 107 ТК ТС таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, может проводиться с использованием водных и воздушных судов таможенных органов. Следовательно, данное условие также может выступать в качестве критерия классификации контроля.

Вид транспортного средства, перемещаемого товара через таможенную границу как критерий классификации таможенного контроля позволяет выделить таможенный контроль товаров, перемещаемых водным, воздушным, железнодорожным и автомобильным видами транспорта.
В зависимости от направления движения товаров таможенный контроль можно дифференцировать на: контроль ввозимых товаров, контроль вывозимых товаров, транзитных товаров и контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза.
Охарактеризованная выше классификация близка подразделению таможенного контроля в зависимости от таможенной процедуры, под которую помещен товар. В соответствии с подп. 26 п. 1 ст. 4 ТК ТС таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами. Действующее законодательство называет 17 видов таможенных процедур. Таким образом, таможенный контроль можно дифференцировать в зависимости от таможенной процедуры, в рамках которой перемещался товар.
Кроме того, можно его классифицировать в зависимости от способа перемещения товаров: таможенный контроль товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях; таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами в несопровождаемом багаже; таможенный контроль экспресс-грузов и т.д.
Таможенный контроль может быть дифференцирован также в зависимости от выпуска товаров или условного выпуска товаров. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 4 ТК ТС выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры. Кроме того, законодатель предусматривает в определенных случаях возможность условного выпуска товаров (ст. 200 ТК ТС). Речь идет о принципиальном различии в статусе ввозимого товара: условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем. Таким образом, таможенный контроль можно разделить на таможенный контроль после выпуска и таможенный контроль после условного выпуска товаров. При таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления (товары могут быть выпущены условно только при помещении под данную таможенную процедуру) следует дифференцировать контрольные мероприятия в отношении выпущенных (они имеют статус товаров Таможенного союза) и условно выпущенных товаров (иностранных товаров). Более того, одним из направлений таможенного контроля после выпуска товаров является проверка соблюдения ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами (подп. 3 п. 3 ст. 122 ТК ТС).

Тесно связан с критерием выпуска товаров при дифференциации таможенного контроля критерий статуса товаров для таможенных целей. Данный статус может быть представлен в двух основных вариантах: товар Таможенного союза и иностранный товар.
Понятие товаров Таможенного союза содержится в подп. 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС, понятие иностранных товаров - в подп. 10 п. 1 той же статьи. Следует различать таможенный контроль в отношении этих категорий товаров.
Несмотря на то что система управления рисками является основой проведения таможенного контроля на протяжении последних почти полутора десятков лет, следует отметить наличие сферы таможенного контроля, не охваченной профилями риска. Это закономерно с учетом того, что СУР используется в случаях наличия угрозы несоблюдения законодательства. В иных случаях таможенный контроль осуществляется без ее применения. В частности, речь может идти о контроле таможенной стоимости после выпуска товаров. Таким образом, можно дифференцировать таможенный контроль на контроль с применением СУР и контроль без использования СУР [11].

С учетом того что таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, следует различать: - таможенный контроль, осуществляемый таможенными органами одного государства; - таможенный контроль, осуществляемый таможенными органами нескольких государств - членов ТС; - таможенный контроль, осуществляемый таможенными органами нескольких государств, в том числе государств, не являющихся членами ТС.

«Отягощение» таможенного контроля аспектом участия представителей таможенной администрации иностранного государства обусловлено целями таможенного контроля. В определенных случаях обеспечить соблюдение таможенного законодательства и законодательства государства - члена ТС, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, возможно только при взаимодействии с зарубежными таможенными органами.

Несмотря на это, четкое разграничение нами контрольно-надзорной деятельности таможенных органов и деятельности по предоставлению таможенных услуг, следует признать, находится под таможенным контролем. Например, таможенная услуга по принятию предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД.

По объему (степени охвата) таможенный контроль бывает выборочным и сплошным. Данная дифференциация представляется несколько условной, так как выборочность сопутствует современной системе таможенного контроля при реализации практически любого вида таможенного контроля. Тем не менее понятие сплошного, или «тотального», контроля закономерно применяется специалистами. Оно имеет смысл определенного антонима, противопоставления контролю выборочному.

На наш взгляд, отдельные критерии классификации таможенного контроля (например, направленность; предметная сфера; объект таможенного контроля или стадия его проведения) позволяют называть данные виды таможенного контроля направлениями, так как обусловлены вектором контрольного воздействия таможенных органов как органов исполнительной власти. Безусловно, развитие теоретических основ классификации таможенного контроля позволит повысить его эффективность в правоприменительной административной практике таможенных органов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от

2. 27.11.2009. № 17) (с учетом изменений, внесенных Протоколом от 16.04.2010, Договором от 10.10.2014, Протоколом от 08.05.2015, с из менениями, внесенными Договором от 29.05.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Ст. 6615.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6 ФКЗ, от 30.12.2008 №7 ФКЗ, от 05.02.2014 № ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 15. Ст. 1691.

4. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. # 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с измен. и доп. от 28 декабря 2016 г. № 510-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010 г. № 48 ст. 6252.

5. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с измен. и доп. от 3 июля 2016 г. № 285-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 г. № 50 ст. 4859.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195ФЗ (с измен. и доп. от 7 июня 2017 г. № 118-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 7 января 2002 г. № 1.

7. Приказ ФТС РФ от 22 октября 2003 г. № 920 «Об утверждении Положения о по­рядке принятия предварительных решений о классификации товаров в соот­ветствии с ТН ВЭД и о стране происхождения товара».

8. Приказ ФТС России от 18 апреля 2012 г. № 760 «Об утверждении Администра­тивного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею та­моженных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров по единой Товарной но­менклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза».

9. Приказ ФТС России № 1907 от 24 сентября 2012 г. «О распределении полно­мочий по принятию предварительных решений по классификации товаров по ЕТН ВЭД ТС».

10.

 

Литература:

11. Андриашин Х.А. Таможенное право: учебник / Х.А. Андриашин. М.: Магистр, 2016.-458с.

12.. Бакаев, О.Ю. Таможенное право как формирующаяся юридическая наука / О.Ю. Бакаев // Финансовое право. 2015. -389с.

13.. Бахрах Д.Н. Таможенное право: учебник / Д.Н. Бахрах. М.: Юрайт, 2015.-447с.

14.. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах. М.: Проспект Велби, 2014. -342с.

15. Белоусова И.А. Учебное пособие по декларированию / И.А. Белоусова. Санкт-Петербург. 2015. -441с.

16.. Бекяшев К.А. Таможенное право: учебник / К.А. Бекяшев. М.: Велби, 2014. -127с.

17. Алексеева Д.Г., Антропцева И.О., Бергер Е.В., Игнатьева Е.А., Кальней М.Г., Шаповалов М.А. Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2013.-457с.

18. Вишневский П.Н., Янкевич С.В. Правовой режим перемещения валютных ценностей в Таможенном союзе ЕврАзЭС (на примере векселей) // Реформы и право. 2013. № 3.С.12-34.

19. Илюхина С.С. Информационное обеспечение системы контроля корректировки таможенной стоимости товаров в аспекте реализации стратегии развития таможенной службы России до 2020 года // Таможенное дело. 2015. № 2. С. 6 - 8.

20. Коровяковский Д.Г., Илюхина С.С. Альтернативные способы разрешения споров во внешнеэкономической деятельности в свете вступления России в ВТО // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 4 (35). С. 73 - 78.

21. Коровяковский Д.Г. Правовое регулирование понятия «таможенная информация» в Российской Федерации и в Республике Беларусь: сравнительно-правовая характеристика // Таможенное дело. 2012. № 1. С. 18 - 23.

22. Коровяковский Д.Г. Правовые основы, способы и методы обеспечения экономической безопасности банковской деятельности в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 3. С. 43 - 52.

23. Коровяковский Д.Г. Правовая социализация, правовая культура и юридическое образование как основы формирования и развития демократического правового государства в Российской Федерации // Новый юридический журнал. 2014. № 4. С. 66 - 71.

24. Кобзарь-Фролова М.Н. Особенности и специфика таможенного регулирования в Российской Федерации: ретроспективный анализ и современное состояние /// Финансовое право. – 2016. - № 5. - С. 21 - 26.

25. Маховикова Г.А., Павлова Е.Е. Таможенное дело. - М.: Юрайт, 2016. - 408 с.

26. Соколова Е.А. Исследование совершенствования таможенного контроля товаров и транспортных средств / Е.А. Соколова, Н.А. Ларионова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sovershenstvovaniya-tamozhennogo-kontrolya-tovarov-i-transportnyh-sredstv (дата обращения: 19.15.2017).

27. Е. Сборник принятых предварительных решений таможенных органов - членов Таможенного союза по классификации товаров. Евразийская экономическая комиссий. URL: https://www.eurasiancommission.org/ru/docs/Lists/List/AllItems. aspx.

Материалы судебной практики:

28. Обзор судебной практики по спорам, связанным с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и (или) их должностных лиц, принятых по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров \\ https://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22419:-i-2015-&catid=36:2011-01-24-14-57-16&Itemid=2561(дата обращения: 19.15.2017).

29. Обзор судебной практики по судебным делам, связанным с корректировкой таможенной стоимости, классификацией товаров в соответствии с ТН ВЭД, возвратом таможенных платежей и привлечением лиц к административной ответственности \\ https://verline.ru/news/obzor-polozhitelnoj-sudebnoj-praktiki-po-sudebnym-delam-svyazannym-s-korrektirovkoj-tamozhennoj-stoimosti-klassifikatsiej-tovarov-v-sootvetstvii-s-tn-ved-vozvratom-tamozhennyh-platezhej-i-privlechenie/(дата обращения: 19.15.2017).

30. Халипов С.В. Таможенное право. - М.: Юрайт, 2014. - 374 с.

31. Чермянинов Д.В. Объект и предмет таможенных правоотношений // Административное право и процесс. - 2014. - № 2. - С. 58 - 61.

32. Шохин С.О. Проблема научного осмысления таможенных правоотношений // Таможенное дело. - 2014. - № 3. - С.33-42.

 

 


[1] Андриашин Х.А. Таможенное право: учебник / Х.А. Андриашин. М.: Магистр, 2016.-С.112.

[2] Борисов К. Г. Международное таможенное право. М.,2015. С.112.

[3] Комментарий к Таможенному кодексу 5. М., 2015.С.115.

[4] Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации//Журнал российского права. 2015. № 3.-С.15.

[5] Борисов К. Г. Международное таможенное право. М.,2015.С.115.

[6] Козырин А. Н. Таможенное право России. Учебное пособие. -М., 2015.С.118.

[7] Сергеев Е.В. Таможенный контроль: проблемы правового регулирования: Дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2015.С.114.

[8] Терехов Н.В. Таможенный контроль как средство выявления правонарушений во внешнеторговой деятельности: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2013.С.156.

[9] Костин А.А. Классификация видов таможенного контроля // Таможенное дело. 2015. № 1.С.24.

[10] Бакаев, О.Ю. Таможенное право как формирующаяся юридическая наука / О.Ю. Бакаев // Финансовое право. 2015.С.143.

[11] Бахрах Д.Н. Таможенное право: учебник / Д.Н. Бахрах. М.: Юрайт, 2015.С.196.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: