Правовое регулирование внешне экономической деятельности




 

Законодательство РФ определяет внешнеэкономическую деятельность, как внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них)4.

Таким образом, сравнив различные подходы к определению ВЭД, можно сделать вывод, что основные разногласия в понимании ВЭД состоят в обобщении или разделении такого рода деятельности по субъектному составу, а общим является понимание ВЭД как совокупности различных видов экономической деятельности, осложненных иностранным элементом.

Ввиду заявленной темы, прежде чем перейти к изучению вопросов непосредственного правового регулирования ВЭД, важно разобраться с понятием «начала права». Прежде всего, важно различать такие категории как «начала права» и «принципы права», так как они не являются тождественными. Принцип -понятие более узкое, имеющее только гносеологический смысл, в то время, как начало - помимо гносеологического понимания в качестве принципа права, имеет еще и онтологическое значение. В онтологическом смысле начала права это объективные факто­ры правообразования.

К объективным факторам, лежащим в основе правового ре­гулирования ВЭД можно отнести необходимость эффективного международного сотрудничества в экономической сфере. Также одним из таких факторов является необходимость регулирования потока товаров и услуг (как входящего, так и исходящего), возникающего между различными государствами в реалиях современной экономической глобализации[4].

Роль международных актов в системе правового регулирования ВЭД сложно переоценить, ведь часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации относит общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры к правовой системе РФ3.

Среди международных правовых актов, регулирующих ВЭД и ратифицированных РФ - Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.), Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (1988 г.), Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 г.), Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (1986 г.), Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886 г.), Всемирная конвенция об авторском праве (1952 г.), Ев­разийская патентная конвенция (1994 г.), Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883 г.).

Помимо перечисленных актов существует также целый ряд международных договоров, не ратифицированных РФ, что зачастую может создавать коллизионные правовые ситуации в этой сфере. Также одной из проблем применения международных правовых норм, регулирующих ВЭД являются пробелы в действующем законодательстве, которые еще предстоит заполнить. С одной стороны, такие трудности создают коллизионные ситуации и увеличивают количество споров в судах, но с другой стороны, в таких правовых «пробелах» заложен потенциал развития право­вого регулирования в этой сфере. Многие из вышеперечисленных актов возникли достаточно давно и работают по сей день, в то время, как под воздействием объективных глобализационных процессов мировая экономика меняется с огромной скоростью. Внедрение необходимых на современном этапе экономического сотрудничества новелл - отличный шанс закрыть те самые несоответствия в правовых системах различных государств, тем самым выводя внешнеэкономические отношения на качественно новый уровень.

Что же качается национальных законов в этой сфере, то среди них Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.), «О таможенном тарифе» (1999 г.), «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (1999 г.), «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003 г.), и др.

Органы субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, в соответствии со своей компетенцией и в случаях, предусмотренных законом, могут принимать акты, регулирующие внешнеэкономические отношения.

В ст. 10 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» установлено, что любые российские и иностранные лица обладают правом на осуществление внешнеторговой деятельности. Такая деятельность регулируется Гражданским кодексом РФ и Законом «О международном коммерческом арбитраже»[5].

Таким образом, можно сделать вывод, что ВЭД - достаточно обширная сфера, состоящая из множества отдельных, но в то же время и тесно связанных между собой частей. Эту деятельность можно рассматривать как в глобальном смысле, так и в качестве частных механизмов экономического сотрудничества, осложненного иностранным элементом.

К основным началам правового регулирования данной сферы можно отнести как глобальные объективные политические и экономические процессы между отдельными государствами (или возможно даже внутри человечества, как единой цивилизации, разделенной на локальные части), так и частноправовые отношения конкретных лиц, способных в современных реалиях вести свою частную деятельность практически в любой точке Земли.

Внешнеэкономическая деятельность субъектов международного о права подлежит как публично-правовому регулированию, так и частноправовому регулированию. Публично-правовое регулирование внешнеэкономических сделок осуществляется, во-первых, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Данный закон регламентирует основные положения в области внешнеторговой деятельности, разграничивает компетенцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации во внешнеторговой деятельности, устанавливает сферу государственного воздействия на внеш­неторговую деятельность посредством применения таможенно-тарифного и нетарифного методов, а также запретов и ограничений в сфере внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью и мер административного и экономического характера.

Во-вторых, внешнеэкономическая деятельность регулируется нормами специального экспортно-импортного законодательства, а именно: Поста­новлением Правительства РФ от 31.10.1996 № 1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. № 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий». Следует заметить, что квотирование устанавливается только с целью защиты в случаях, когда есть угроза причинения ущерба отечественным производителям конкурирующих товаров или как ответная мера на дискриминационные действия зарубежных торговых партнеров. Лицензирование представляет собой разрешение на внешнеторговые операции в отношении товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу Российской Федерации не допускается. Лицензии выдаются Министерством экономического развития России на основании квот на определенное количество товара и являются срочными, та как имеют срок действия, указанный в самой лицензии.

В-третьих, внешнеторговая деятельность подлежит регулированию нормами Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». При этом отметим, что был принят Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля», который ввел ряд положений в целях оптимизации валютного контроля при осуществлении внешнеторговых сделок с товарами путем сокращения документооборота, а также уточнения компетенции таможенных органов как агентов валютного контроля, для перехода на оформление паспорта сделки в электронном виде, сокращения объема информации, необходимой для оформления паспорта сделки.

В-четвертых, Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» закрепил основные принципы перемещения товаров при их ввозе, вывозе и транспортировке по территории Российской Федерации. Также установлены правила, по которым определяется страна происхождения товара, применяются таможенные процедуры в условиях функционирования Таможенного союза. Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» установлена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и ставки ввозных таможенных пошлин «Единого таможенного тарифа» Таможенного союза [6].

В-пятых, регулирование внешней торговли, в том числе, осуществляется нормативными правовы­ми актами Евразийского экономического союза, регулирующими правоотношения в области при­менения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Основным нормативным актом, регулирующим данную сферу правоотношений, является Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.). Данным документом регламентируется применение инструментов защиты внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции.

Важно отметить, что публично-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации в настоящее время направлено на укрепление внешнеэкономических отношений и защиту внутреннего рынка.

Наряду с публично-правовым регулированием, существует и частноправовое регулирование внешнеэкономических сделок. Такое регулирование, прежде всего, осуществляется внутренним национальным законодательством государства, в Российской Федерации оно представлено частью 3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Так, глава 68 ГК РФ «Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям» непосредственно регламентирует требования к форме внешнеэкономической сделки, выбор права сторонами, как при заключении договора, так и после его заключения, которое будет применяться к их правам и обязанностям по этому договору. К другим частноправовыми источниками регулирования внешнеэкономической деятельности относятся Принципы международных коммерческих договоров (далее - Принципы УНИДРУА), Международные правила толкования торговых терминов (далее - ИНКОТЕРМС), типовые контракты, в которых предусмотрены стандартные условия. Подводя итог нашему исследованию, следует указать на то, что в настоящее время во внешнеэкономической деятельности широкое применение получили общие принципы права, «lex mercatoria» и торговые обычаи. Наблюдается переход от государственно-правового регулирования к саморегуляции сторон международных контрактов. Указанная тенденция обусловлена существенным возрастанием значения принципа автономии сторон и изменением концепции свободы договора, реализуемого в рамках международных коммерческих отношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: