1. Если спортсмен во время атаки пренебрегает собственной безопасностью, отворачивается во время и после атаки, он должен быть наказан по линии «Мубоби».
2. В первый раз объявляется «Мубоби кейкоку», во второй раз – «Мубоби чуй», третий раз приводит к дисквалификации «Мубоби хансоку».
3. В случае присуждения спортсмену «Мубоби хансоку», его сопернику объявляется победа.
Критерии выявления победителя в Иппон-кумитэ.
1.Победа в СЁБУ ИППОН КУМИТЭ присуждается:
- спортсмену, кто первый набрал «Иппон» или два «Вазаари»;
- спортсмену, чей соперник получил «Хансоку», «Сиккаку» или «Кикен».
2. Если по окончании времени поединка ни один из участников не набрал «Иппон», результат определяется общим голосованием судей на основе имеющихся оценок – «Хантей».
3. Решение выносится на основании следующих показателей:
1) наличие «Вазаари»;
2) наличие предупреждений и наказаний;
3) сравнительное превосходство в боевом настрое;
4) количество атакующих движений;
5) тактическое превосходство;
6) этикет.
4. Окончательное решение, основанное на мнении большинства судей, объявляется рефери.
5. Если оба соперника были равны, и судьям было сложно выявить победителя, рефери объявляет ничью – «Хикивакэ» и назначает новый бой «Сайшиай» или дополнительное время поединка «Энчо сэн» по результатам которых судьи обязаны выявить победителя.
Критерии выявления победителя в Дзю-кумитэ.
1.Победа в Дзю-кумитэ присуждается:
- спортсмену, который по окончании времени поединка набрал большее количество баллов;
- спортсмену, чей соперник получил Хансоку, Сиккаку или Кикен.
2. Если спортсмены набрали по окончании времени поединка одинаковое количество баллов, результат определяется общим голосованием судей (Хантей) на основе имеющихся оценок.
|
3. Решение выносится на основании следующих показателей:
- наличие оценок Иппон;
- наличие оценок Вазаари;
- наличие предупреждений и наказаний;
- сравнительное превосходство в боевом настрое;
- количество выходов за пределы татами;
- количество атакующих движений;
- тактическое превосходство.
4. Окончательное решение, основанное на мнении большинства судей, объявляется рефери.
5. Если оба соперника были равны, и судьям было сложно выявить победителя, рефери объявляет ничью – Хикивакэ и назначает новый бой Сай шиай и/или дополнительное время поединка Энчо сэн по результатам которых судьи обязаны выявить победителя.
Дополнительные поединки
В случае ничьей «хикивакэ» в основное время поединка, если иное не определено регламентом соревнований, победитель может быть определен следующим образом:
1. «Сай-шиай» - дополнительный поединок.
2. «Энчо сэн» - продление поединка. В этом случае все оценки и наказания сохраняются и где первая оценка определяет победителя. Если дополнительный поединок также закончился ничейным результатом, победитель определяется по «хантей». При равном количестве голосов победителя определяет рефери.
Командные поединки
1. Количество участников в команде должно быть нечетным.
2. Допускается не более 2 запасных участников.
3. В команде должны быть представлены не менее половины участников.
4. Очередность выступлений участников в команде определяется Положением о соревнованиях.
|
5. Количество побед в индивидуальных поединках, набранных каждой командой, определяет победу или поражение команды. В случае равного количества побед побеждает команда, у которой больше, во-первых, «иппон», во-вторых – Вазаари. В случае, если результаты всех уровней равны, для определения победителя объявляется дополнительный поединок между представителями данных команд.
Время поединка
1. Поединок может длиться 2 или 5 минут чистого времени (допускается иное время для отдельных групп спортсменов, которое определяется положением о соревнованиях).
2. Отсчет времени поединка начинается с команды рефери Хаджимэ (начать) или Цудзукэтэ хаджимэ (продолжить) и останавливается по команде рефери Ямэ (стоп).
3. Рефери может сигнализировать окончание поединка командой Ямэ, но главным фактором окончания поединка является сигнал гонга.
Размещение судей
1. Рефери должен находиться в вершине треугольника, сформированного им и участниками поединка, и передвигаться в соответствии с участниками.
2. Во время поединка судьи держат красный и белый флажки, свисток должен быть во рту. Размещение судей согласно рис. 3.
– позиция арбитра
– позиция рефери
– позиция судей
Рис. 3. Размещение судей на площадке Кумитэ
3. Возможно иное размещение судей на татами, которое отдельно регламентируется Положением о соревнованиях
Критерии судейства
Рефери принимает решение на основания мнения судей согласно табл. 1 ( – победил белый, – победил красный, – ничья)
Табл. 1.
Решение судей | Решение рефери | |
Победил белый | ||
Победил белый или ничья | ||
Победил красный | ||
Победил красный или ничья | ||
Ничья | ||
Ничья или победил белый или победил красный | ||
Победил белый или ничья | ||
Победил красный или ничья |
|
Терминология и жесты
Статья 1: Значение используемых терминов:
1. АКА (СИРО) «НАКАЕ» или АКА (СИРО) «МОТОНОИЧИ» - По этой команде Рефери участники проходят на исходную позицию.
2. «САНКЁ» - команда рефери для принятия спортсменами исходного положения перед началом поединка (присесть на корточки на исходной позиции).
3. «СЁБУ (САНБОН) ХАДЗИМЭ» -Начать поединок. Рефери стоит на официальной линии.
4. «ЯМЭ» -Приостановка боя. Рефери резким движением опускает руку вниз. Хронометрист останавливает время.
5. «ТСУЗУКИТЭ ХАДЗИМЭ» -Возобновление поединка. Рефери стоит на официальной линии, делает шаг назад в Дзенкуцу-дачи и ведёт ладони по направлению друг к другу.
6. «ИППОН» -Одно очко. Рефери выбрасывает руку выше плеча в сторону соответствующего спортсмена.
7. «АЙУЧИ» -Обоюдная атака. Не присуждается ни одного очка. Рефери соединяет кулаки вместе на уровне груди.
8. «ТОРИМАСЭН» -Очки не засчитываются. Сигнал такой как для ХИКИВАКЭ, но в конце ладонями вниз.
9. «УКЭ ИМАСУ» -Приём блокирован. Открытая кисть дотрагивается до локтя противоположной руки.
10. «НУКЭ ИМАСУ» -Удар мимо цели. Закрытая кисть находится в перекрёстном положении с телом.
11. «ЁВАЙ» - Слабая техника. Открытая рука опускается вниз.
12. «ХАЙАЙ» -Первый, кто заработал очко. Открытая кисть вытянутой рукой касается ладони другой руки, соприкасаясь пальцами.
13. «МААЙ» - Плохая дистанция. Обе руки вытянуты параллельно полу, ладонями друг к другу.
14. «КИКЕН» - Отказот поединка. Рефери показывает указательным пальцем на ноги спортсмена.
15. «МУБОБИ» -Замечание по поводу пренебрежения собственной защитой. Рефери показывает указательным пальцем в воздух под углом 60 градусов в сторону спортсмена.
16. «ДЗЁГАЙ» -Выход за площадку. Рефери показывает указательным пальцем под углом 45 градусов на границу площадки на стороне нарушившего.
17. «ЧУЙ-ИТИ» -(устное замечание).Два замечания становятся предупреждением.
18. «ЧУЙ-НИ»: (предупреждение).Предупреждение уменьшает число полученных баллов на 1 балл. Показывается, так же как и ЧУЙ-ИТИ только на предплечье кладутся два пальца.
19. «ХАНСОКУ» -Злостное нарушение любого из пунктов запрещенных действий может повлечь за собой дисквалификацию.
20. «СИКАКУ» -(Дисквалификация).Рефери показывает сначала указательным пальцем на лицо участника, потом наискось и выше него, затем назад, за пределы площадки.
21. «ТАЙМ» - Остановка времени.
22. «ФУКУСИН СЮГО» -Подзываются судьи. Рефери делает знак рукой судье (судьям), подзывая их.
23. «СОРИМАТЭ» -Окончание поединка. Рефери вытягивает руку по направлению к участникам, ладонью между ними.
24. «ХИКИВАКЭ» -Ничья. Рефери выбрасывает обе руки в стороны и слегка вниз ладонями вверх.
25. «ХАНТЭЙ» -Решение судей. Рефери призывает судей принять решение, сигнализируя свистком. Они выражают своё мнение, делая знак флажком или рукой.
26. «АКА (СИРО) НОКАЧИ» -Победа красного (белого). Рефери выкидывает руку наклонно вверх в сторону победителя.
27. «ЭНТЁ-СЭН» -Дополнительное время. Рефери возобновляет поединок командой “СЁБУ ХАДЖИМЭ”.
28. «МИИНАЙ» - Судья не видел оцениваемого действия.