СИТУАЦИОННАЯ ИГРА «АДСКАЯ БАШНЯ»




Цель – осознание трудностей, «подводных камней» командного взаимодействия, выявление конструктивных и неконструктивных форм поведения в команде.

Продолжительность – 20-30 минут.

Необходимые материалы. Детали детского конструктора (желательно крупные блоки разных цветов в количестве не менее 50 штук), карточки с инструкциями для участников, причем, каждая инструкция должна быть записана на отдельной карточке.

 

Процедура. Ведущий ставит перед группой цель за 10 минут построить башню согласно их индивидуальным инструкциям, разъясняет правила, вводит запрет общаться друг с другом при помощи слов, показывать кому-либо свою карточку и только после этого выдает участникам карточки с индивидуальным заданием. Для усложнения ситуации можно потребовать от участников прочитать, запомнить свою инструкцию, убрать и больше не пользоваться ей.

Ведущий поясняет, что вне зависимости от того, что написано в их инструкциях, следует помнить о том, что они – одна команда и их объединяет одна цель – построить башню.

Необходимо акцентировать внимание на том, что с момента выдачи карточек и вплоть до окончания игры НИКТО не должен говорить. Задача каждого – действовать в соответствии с инструкцией, чтобы ни случилось. Время работы команды ограничено – 10 минут.

Затем ведущий приглашает участников к столу, на котором разложены детали конструктора. В идеале стол должен находиться в другой комнате или детали следует выложить на стол после инструктажа. Группа приступает к работе, ведущий следит за соблюдением правил, а наблюдатели – за ходом действий в соответствие со своей инструкцией.

_____________________________________________________________________________

ВАЖНО! Оптимальное количество участников для выполнения данного упражнения – 7 человек. Если тренинговая группа насчитывает большее количество человек, то остальным лучше выдать инструкции наблюдателей. Таким образом, мы избегаем такого «подводного камня», как пассивное присутствие отдельных участников в ситуационной игре.

_____________________________________________________________________________

 

Как правило, наблюдается следующая картина: забыв о том, что группу объединяет одна цель – строительство башни, участники, лишенные возможности обмениваться комментариями и задавать вопросы друг другу начинают ссориться из-за того, что отдельные инструкции противоречат друг другу, навязывают свое видение ситуации. В ходе последующего обсуждения итогов игры выясняется, что большинство участников даже не проявляли интереса к тому, что должен делать их партнер по команде.

ПРИМЕР_____________________________________________________________________

Тоня. Откуда мне было знать, что в строительстве башни можно использовать «кирпичики» только трех цветов: красного, желтого, зеленого? В моей инструкции этого не написано. Поэтому я и рассердилась на Ивана, когда он стал отнимать у меня мои белые и синие «кирпичи».

Илья. У меня на карточке написано: «Четвертый и девятый уровни башни должны быть одинаковыми по цвету». Но о самом цвете ни слова. Вот я и сделал их из белых «кирпичей». Мне и в голову не пришло выяснять, какая инструкция у моих коллег.

Обсуждение. Обсуждение результатов игры можно провести вначале по стандартной схеме, а затем предложить каждому из участников подумать и сформулировать один вывод-рекомендацию по игре, который можно перенести на реальную рабочую ситуацию, и записать его на флип-чарте. Важно, чтобы этот вывод помогал сделать взаимодействие в группе более конструктивным.

Подытоживая, ведущий может провести аналогию игровой ситуации с командным взаимодействием.

ПРИМЕР_____________________________________________________________________

Ведущий. Вы, наверное, уже определили главный «подводный камень» этой игры: хотя инструкции и были разными, они не противоречили друг другу, а работали на одну цель – построение определенной модели башни.

Если провести аналогию с вашей командой, то инструкции в этой игре – это вы сами. Члены команды – ваша индивидуальность, роль, задачи – они могут сильно отличаться друг от друга, но они не противоречат друг другу, они все вместе работают на общую цель. И чтобы работа в команде приносила удовлетворение, нужно понимать и принимать особенности друг друга.

Без стремления понять не будет сотрудничества, а без сотрудничества не будет команды.

Если участники не справились с заданием и переживают по этому поводу, важно напомнить о правиле «Право на ошибку» и переключить их внимание на новый вид деятельности. Им может стать очередная ситуационная игра, которая дает команде шанс реабилитироваться и закрепить полученные знания на практике.

 

1.2.7. СИТУАЦИОННАЯ ИГРА «СЕКРЕТ ДЖОВАННИ» [4]

Проведение предлагаемой ситуационной игры помогает участникам понять, что без участия других членов команды добиться успеха в поставленной задаче довольно сложно, а также совершенствует навыки принятия решений в команде.

 

Цель – развитие навыков командного взаимодействия и принятия решения.

Продолжительность – 20-30 минут.

Необходимые материалы. Приложения и карточки с дополнительной информацией в количестве участников тренинга.

Процедура. Этап 1. Группа садится в круг. Задача участников – раскрыть секрет Джованни. Они получают различную информацию, частью устно, частью письменно. Секрет будет разгадан только тогда, когда вся группа сконцентрируется на работе. Кроме этого, есть несколько человек (обычно два) – экспертов-наблюдателей, которые не участвуют в общей дискуссии. Их задача – фиксировать общение между участниками, степень активности участников, с чем она может быть связана, насколько рассматриваются и проверяются все идеи, ведет ли кто-то расследование один и т. д. Лучше всего, если они руководствуются специальными заданиями, изложенными в индивидуальной инструкции. Для каждого участника понадобится копия приложения к упражнению. Кроме того, на маленьких карточках нужно написать следующие фразы.

 

ВНИМАНИЕ:

• нельзя ничего записывать и составлять в письменном виде картину событий;
• никто не должен выпускать свою карточку из рук.

 

Этап 2. Ведущий зачитывает следующий текст: «Джованни Великий – знаменитый тяжелоатлет. Сегодня он очень взволнован. Взволнован он потому, что отказался выступать сегодня вечером в показательном выступлении, в котором принимает участие его злейший соперник Гарри Питтбул. Джованни сказал: «Я не могу пойти туда, пока я это не нашел».

Этап 3. Каждый участник получает по одной (или две-три) карточки в зависимости от количества участников тренинга. Чтобы решение задачи было успешным, группа должна свести вместе всю имеющуюся на карточках информацию. Каждый игрок должен прочитать вслух, что написано на его карточке. При этом действуют три правила:

· нельзя ничего записывать и составлять в письменном виде картину событий;

· нельзя заставлять другого читать то, что написано у него на карточке, если тот не хочет;

· никто не должен выпускать свою карточку из рук.

 

ВАЖНО! «Секрет Джованни», «Син-Обелиск», «Воскресная ярмарка» и подобные задания отлично помогают диагностировать лидера, оценить потенциал команды и выявить ее болевые точки. Чем сложнее задачка, тем отчетливее становится видно, кто из членов команды готов идти до конца, а кто «сложил лапки», кто прислушивается к мнению коллег, а кто слышит только себя.

______________________________________________________________________________

 

Обсуждение. Начать обсуждение итогов игры следует с самих игроков. Необходимо дать им самим оценить степень эффективности работы их команды, проанализировать динамику в отношении навыков командного взаимодействия. Затем предоставляется слово экспертам-наблюдателям. К ним следует обратиться со следующими вопросами:

- Какие конкретные действия помогали группе прийти к решению проблемы?

- Какие конкретные действия препятствовали группе решить задачу?

- Что именно в поведении лидера заставило к нему прислушаться?

- Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?

- Какие способы поведения оказались наименее результативными?

- Какие способы поведения только мешали общей работе?

- Как следовало бы построить взаимодействие, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

 

 

ВАЖНО: Итогом обсуждения должно стать понимание барьеров, которые препятствуют эффективной и слаженной работе команды.

 

Как правило, даже без помощи ведущего команда приходит к осознанию необходимости интенсификации контактов и обмена информацией между членами команды для создания общей картины проблемы. Участники тренинга понимают, что пока не будет общего, разделяемого всеми видения проблемной ситуации, к решению не прийти. Возрастает понимание значимости коммуникативных навыков – умения слушать и слышать, аргументировать свою точку зрения, смотреть на ситуацию глазами партнера и т.д.

1.2.8. РАЗМИНКА «ЕНОТОВ КРУГ» [5]

Цель – Цель – достижение максимального эффекта доверия к группе, развитие сплоченности.

Продолжительность – 10 минут.

Необходимые материалы. Корсажная лента длиной примерно 3,5 м.

Процедура. Группа образует круг. Ведущий приглашает участников игры встать в круг и, показывая круг из корсажной ленты, предлагает им взяться за него обеими руками и потянуть на себя. Участники должны занять такое поло­жение, чтобы держатся за «круг» вытянутыми руками. Для усиления эффекта доверия ведущий предлагает закрыть глаза, а затем отпустить одну из рук. Участникам предлагается запомнить каждой клеточкой тела ощущение взаимного доверия и поддержки.

 

Ведущий. Команда без командного духа, что тело без души. А командный дух основан на доверии. Очень важно, чтобы в команде была атмосфера открытости и доверия. Буквально сейчас я предлагаю вам почувствовать это на себе.

Вы видите в моих руках обыкновенную корсажную ленту. Ее кон­цы связаны у меня в руках – круг из корсажной ленты. Я прошу вас взяться за него обеими руками и потянуть на себя. Займите такое поло­жение, чтобы вы держались за наш круг вытянутыми руками. Расслабь­тесь, чувствуете, он вас держит? Так, все вместе, мы можем образовать круг, который поддерживает нас. Мы можем настолько ему доверять, что даже закроем глаза... Держит? Конечно, ведь мы привели его в состоя­ние равновесия! Вот чудо – благодаря тому, что мы все доверяем ему держать себя, он держит нас! Оказывается, доверие способно поддер­живать и того, кто доверяет, и того, кому доверяют.

Попробуем отпустить одну руку и держаться за круг только одной рукой. Удобно? Нет? Уже чувствуете себя как будто «связанными»? Вас это обременяет? Неудивительно! Разве можно доверять наполовину? «Половинное доверие», как вы убедились, вызывает напряжение.

Давайте снова возьмемся за круг двумя руками, откинемся назад, держась за него вытянутыми руками, установим его равновесие и закро­ем глаза. Давайте запомним каждой клеточкой нашего тела ощущение взаимного доверия и поддержки.

Этот круг называют «енотовым». Зоологи заметили, что еноты решают важные для них дела, становясь в круг. Вы чувствуете, что круг действитель­но объединяет нас всех. Давайте запомним это чувство и будем вызывать его в себе всякий раз, когда нам предстоит совместная работа! Спасибо!

Шеринг

 

Цель – получение обратной связи от членов команды, закрепление установки на достижение командной цели. Закрепление полученных знаний и позитивного эффекта сплочения.

Продолжительность – 10 мин.

Необходимые материалы. Дипломы или грамоты по количеству участников, цветные маркеры.

 

Ведущий. Хочется завершить эту игру-тренинг чем-то особенным, пусть у каждого останется память о самых светлых и радостных моментах в работе команды и своем участии в них. Я предлагаю вам объединиться в 2 микрокоманды и выполнить следующее задание. Каждая группа сейчас создаст дипломы участникам игры из соседней команды. Вспомните, чем вам запомнилась работа этого человека, чем он вас приятно удивил, порадовал и отразите это в его дипломе участника игры-тренинга. Постарайтесь красочно и содержательно оформить эти дипломы. У вас есть на это 7 минут.

 

Завершается игра вручением дипломов под аплодисменты участников и совместным фото на память о событии.

Литература

1. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / Под науч. ред. В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2007.

2. Завьялова Ж.В., Фарба Е.О., Каденильяс-Нечаева Е., Авдюнина М.Н. Энергия бизнес-тренинга. Путеводитель по разминкам: Пособие для практикующего бизнес-тренера. – СПб.: Речь, 2005.

3. Зинкевич Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т.Д Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004.

4. Зинкевич Т.Д., Фролов Д.Ф. Команда на рынке: стратегия и методы (руководство для эффективных команд). – СПб.: Речь, 2003.

5. Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. – СПб.: Речь, 2007. С. 169.

6. Еремеева Н. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

7. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е. А. Левановой – СПб.: Питер, 2007.

8. Льюис Дж. Управление командой: как заставить других делать то, что вам нужно. – СПб.: Питер, 2004.

9. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. 4-е изд., испр. и доп. – М., «Когито-Центр», 2001.

10. Метафорическая деловая игра: Практическое пособие для бизнес-тренера / Под ред Ж.В. Завьяловой. – СПб: Речь, 2004.

11. Огнев А. С.. Акмеологические основы командообразования // Акмеология, 2004. №4. С. 36 – 65.

12. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. – СПб.: Питер, 2002.

13. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, Институт тренинга, 2002.

14. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 3-е изд.

15. Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. – СПб.: Речь, 2005.

 


[1] Авторская разработка.

[2] Авторская разработка.

[3] Завьялова Ж.В., Фарба Е.О., Каденильяс-Нечаева Е., Авдюнина М.Н. Энергия бизнес-тренинга. Путеводитель по разминкам: Пособие для практикующего бизнес-тренера. – СПб.: Речь, 2005. С. 65.

 

[4] Цит. по: Евтихов О.В. Тренинг лидерства: Монография. – СПб.: Речь, 2007. С. 169.

[5] Зинкевич Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т.Д Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004. С. 205.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: