Разработка нового продукта или нового проекта программного обеспечения, инновационные проекты в области менеджмента и маркетинга характеризуются некоторыми особенностями:
1) главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов;
2) срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их четкое соблюдение, однако они должны также корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего развития проекта;
3) планирование расходов на проект больше зависит от выделенных ассигнований и меньше – от действительного прогресса проекта;
4) основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования мощностей (оборудования и специалистов).
Инновационные бизнес-проекты можно классифицировать следующим образом.
1. Экономические проекты – приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов.
Особенности:
· главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта;
· то же самое относится и к срокам;
· ресурсы предоставляются по мере необходимости в рамках возможного;
· расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по ходу дела.
Это означает, что экономические результаты должны быть достигнуты в фиксированные сроки при установленных расходах, а ресурсы – предоставляться по потребности.
2. Социальные проекта – реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений.
|
Особенности:
· цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная их оценки существенно затруднены;
· сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению;
· расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований;
· ресурсы выделяются по мере потребностей в рамках возможного.
Социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью.
3. Организационные проекты – реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума.
Особенности:
· цели заранее определены, однако результаты количественно и качественно труднее оценить, чем в первых двух случаях, так как они связаны, как правило, с организационным улучшением системы;
· срок и продолжительность задаются предварительно;
· ресурсы предоставляются по мере возможности;
· расходы на проект фиксируется и подвергаются контролю на экономичность, однако требует корректировок по мере прогресса проекта.
Наличие нескольких альтернатив и допущений (относительно выбора технологии, оборудования, мощности, места расположения, финансирования и т.д.) осложняет инвестиционное проектирование.
Как правило, имеющиеся альтернативы следует рас смотреть уже на этапе предварительного технико-экономического обоснования.
Эффективная бизнес-идея, будучи реализованной, приводит к тому, что фирма и инвестор получат достаточную ожидаемую прибыль. Общая модель для определения долей фирмы и инвестора в общей норме прибыли может иметь следующий вид[4]:
|
КИ + КФ = ОК; (1.1)
ПИ + ПФ = ОП; (1.2)
ПИ/КИ >; (1.3)
ПФ/КФ >, (1.4)
где КИ – капитал инвестора;
КФ – капитал фирмы;
ОК – общий капитал, предназначенный для осуществления бизнес-идеи (ОК = КИ + КФ);
ПИ – прибыль инвестора;
ОП – общая прибыль, подлежащая распределению между участниками бизнес-проекта (ОП = ПИ + ПФ);
– норма прибыли капитала инвестора (= ПИ/КИ);
– норма прибыли капитала фирмы (= ПФ/КФ).
С учетом формул (1.1) – (1.4) можно вывести уравнение для определения долей инвестора и фирмы в общей норме прибыли:
* + >. (1.5)
Отсюда доли инвестора и фирмы в общей прибыли вычисляются так:
= (*)/;
= ()/.
Обычно фирма сталкивается с ситуацией, когда имеется не одна, а много бизнес-идей. Однако необходимо определить: какая из них является оптимальной и приносит максимальную прибыль? Исходя из модели бизнес-планирования это та идея, для которой справедлива такая целевая функция:
.
Таким образом, из множества вариантов осуществления бизнес-идеи выбирается тот, который при данном общем капитале и достаточной норме прибыли для инвестора способен принести максимальную прибыль. Это означает, что существуют такие эффекты использования общего капитала, которые не подлежат распределению между инвестором и фирмой, а целиком принадлежат фирме.
Глава 2 ФИНАНСОВЫЙ И МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ПРИ РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА