Введение
Разработка бизнес-плана – важное условие для начала организации бизнеса и его функционирования. В идеале каждое предприятие должно иметь разработанный набор целей и задач, продумать стратегию преобразования целей в действия. В маркетинге принято считать, что наличие бизнес-плана является одним из инструментов повышения доходности предприятия и защищает от неоправданных рисков.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и собственных перспективах и возможностях. При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности для различных фирм. Необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшив риск в достижении поставленных целей.
Таким образом, разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для предпринимателя. Общепризнанной формой разработки стратегии и тактики является бизнес-план.
Целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды, в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
· Определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
|
· Сформировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определить лиц ответственных за реализацию каждой стратегии;
· Выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
· Оценить соответствие персонала фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
· Определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
· Оценить материальное и финансовое положение фирмы, соответствие материальных и финансовых ресурсов достижению поставленных целей;
· Предусмотреть трудности и “подводные камни”, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, т.е. в конечном счете отвечает на самый нужный для предпринимателя вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы которые окупят все затраты сил и средств.
Чтобы стать жизнеспособным и прибыльным, любое дело нуждается в чем-то большем, чем деньги, оно нуждается в планировании. Точное планирование на основе анализа фактического состояния деятельности позволяет предвидеть возможные проблемы и, таким образом, преодолеть их в будущем. Планирование бизнеса это непрерывный процесс и важнейший инструмент внутрифирменного управления, результатом которого является бизнес-план.
|
Считается, что успех аптечного бизнеса зависит на 50% процентов от места, где расположена аптека, на 30% от людей, которые в ней работают и на 10% от того, какие конкуренты расположены поблизости. Десять процентов недостающих до 100 – это то, как стартует аптечный бизнес. И если аптечный бизнес в начале своего становления будет опираться на грамотно составленный бизнес план – дело будет 100% удачным.
Глава 1 ОСНОВЫБИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
Цели, задачи и классификация бизнес-проектов
Бизнес-план представляет собой документ, который описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности предприятия или фирмы, анализирует все проблемы, с которыми они могут столкнуться, определяет способы решения этих проблем. Именно на основании данного документа партнеры и инвесторы предоставляют денежные средства.
В условиях рыночной экономики бизнес-план – необходимый инструмент технического, экономического, финансового и управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками, инвестиционными, страховыми, сбытовыми и другими организациями, посредниками, потребителями.
Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы решить, по крайней мере, четыре принципиальные задачи:
1) Изучить перспективы развития будущего рынка сбыта продукции, чтобы производить только то, что можно продать;
2) Оценить затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела;
|
3) Обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации, и предложить различные мероприятия по минимизации проектных рисков в случае нежелательного развития событий;
4) Определить критерии и показатели, по которым можно будет регулярно определять, идет ли дело на подъем или катиться к развалу.
Бизнес-план – документ перспективный, и составлять его рекомендуется на три-пять лет вперед.
Несмотря на отсутствие законодательства, прямо обязывающего и нормативно регулирующего разработку бизнес-планов, сегодня в России принято значительное количество указов и других законодательных актов, формирующих деловую среду предпринимательства. Функционирование в ней предполагает необходимость разработки бизнес-плана для получения финансирования проекта. В кризисных условиях переходного периода бизнес-план предприятия должен, прежде всего, решать задачи улучшения его финансового состояния или финансового оздоровления (санации).
Целевая функция бизнес-плана, встающая перед руководством компании при разработке этого документа, заключается в том, что необходимо решить: какую цель (или цели) преследует эта разработка и возможность сформулировать эту цель в письменном виде.
Целью бизнес-плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций в рамках уже существующей организации (фирмы), или определение стратегических и тактических направлений и ориентиров фирмы в мире бизнеса. При этом предусматривается постановка следующих стратегических и тактических задач:
1) Организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния организации;
2) Выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности организации с акцентированием внимания, как на сильных, так и на слабых сторонах;
3) Формирование инвестиционно-проектных целей этой деятельности на планируемый период.
Бизнес-план при решении этих многофакторных задач позволяет достичь следующих результатов:
· Обоснования экономической целесообразности направлений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов);
· Расчета ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на вложенные средства;
· Определения намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии;
· Подбора персонала, способного реализовать данный план.
Процесс бизнес-планирования – это последовательное изложение системы реализации проекта, т.е. тех ключевых моментов бизнеса, которые, во-первых, могут быть проверены, причем не только экономистами-профессионалами, но и инвесторами, решающими, в какой бизнес вложить определенную сумму собственных денег; во-вторых, аргументированно убедить инвестора или партнера в выгодности данного бизнеса и необходимости участия в нем или, напротив, предостеречь от вложения денег из-за слишком большого и неоправданного риска.
По объему, полноте изложенных фактов, документально подтвержденных и научно обоснованных аргументов бизнес-план может быть трех видов.
1. Полный, содержащий все расчеты, справки, свидетельства и другие материалы. Такой бизнес-план должен храниться у руководителя фирмы и предъявляться ограниченному числу заинтересованных лиц – самым серьезным участникам бизнеса, например, инвестору, банкиру.
2. Достаточный, т.е. содержащий все разделы бизнес-планы по предлагаемому варианту и не обязательно включающий подробные расчеты по альтернативным вариантам. Он носит доказательный характер относительно реализации проекта и развития фирмы.
3. В виде резюме, т.е. кратких выводов по каждому разделу бизнес-плана, без обоснования и расчетов (может быть приложением к деловому предложению). Такой бизнес-план, содержащий от одной до четырех страниц текста «с ответами без решений», имеет значение некоей «визитной карточки» или даже рекламы самой фирмы либо разрабатываемой продукции (проекта, программы, услуги).
Процесс бизнес-планирования выявляет необходимые звенья (элементы) правовой и финансовой обеспеченности для превращения экономического замысла в материальное воплощение.
Ключевыми моментами бизнес-планирования (содержанием бизнес-плана) являются:
· Обоснование необходимости выпуска продукции (услуг);
· Обоснование возможности выпуска продукции (услуг);
· Выявление потенциальных потребителей;
· Определение своего сегмента рынка;
· Определение конкурентоспособности продукта на внутренних и внешних рынках;
· Достижение показателей различных видов эффективности;
· Обоснование достаточности капитала у инвестора бизнес-идеи;
· Выявление возможных источников финансирования[1].
Таким образом, бизнес-план в общем виде предполагает: изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта; определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости фирмы; предвидение рисков предпринимательской деятельности; конкретизацию перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей; развитие перспективного (стратегического) взгляда на организацию и ее рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.
Назначение бизнес-плана состоит, как правило, в том, чтобы привлечь внимание инвесторов и убедить их вложить денежные средства в проект.
Существуют общие цели предпринимательства, не зависящие от организационно-правовой формы предприятия и видов деятельности, а именно:
o Обеспечение устойчивых доходов;
o Рост производства;
o Расширение рынка сбыта и сфер влияния.
Выбор целей конкретного предприятия должен исходить, с одной стороны, из его текущего состояния, а с другой – из возможностей предприятия в данной экономической ситуации. Детализация зависит от планового горизонта: цели, ориентированные на далекую перспективу, имеют достаточно общие формулировки, а на ближайший период – конкретные.
В любом случае цели должны быть количественно определенными, ограниченными во времени, реалистичными и достижимыми.
Есть три способа достичь конкретности в формулировке цели:
- Придать цели количественную определенность (например, увеличение прибыли);
- Разбить основную цель на несколько конкретных задач, которые необходимо решить для ее достижения, указать необходимые затраты;
- Установить конкретные сроки достижения целей и решения задач.
В идеальном варианте следовало бы использовать все эти способы, т.е. построить «дерево целей», придать каждой его ветви количественную определенность и разработать план действий, привязанных к срокам, средствам и исполнителям.
Бизнес-проекты могут классифицироваться по различным основаниям, как представлено ниже:
1. По классу:
1.1 Мегопроекты – это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и ограничением времени исполнения. Такие программы чаще всего являются международными, национальными, межотраслевыми, отраслевыми и, как правило, формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном, республиканском, областном, муниципальном.
1.2 Мультипроекты – это проекты, состоящие из ряда более мелких проектов, осуществляемых на предприятии. Данные проекты связаны с определенной концепцией и направлением стратегического развития предприятий и превращением их в прибыльные, финансово устойчивые, эффективно функционирующие фирмы.
1.3 Монопроекты – это различные инвестиционные, инновационные и другие проекты, имеющие определенную цель и ограничения по финансам, ресурсам, времени, качеству и требующие создания единой проектной команды.
2. По содержанию:
2.1 Технические проекты – это проекты, направленные на обоснование целесообразности внедрения какой-либо техники или технологии в рамках экономического субъекта.
2.2 Организационные – это проекты, направленные на обоснование целесообразности внедрения новой или изменения существующей организационной структуры экономического субъекта.
2.3 Экономические – это проекты, направленные на улучшение экономических показателей экономического субъекта путем внедрения каких-либо предложений.
2.4 Социальные – это проекты, направленные на улучшение социального климата в рамках экономического субъекта.
2.5 Смешанные – это проекты, сочетающие в себе признаки нескольких видов проектов.
3. По длительности:
3.1 Краткосрочные – это проекты, длительность жизненного цикла которых составляет не более трех лет (для России - менее одного года).
3.2 Среднесрочные – это проекты, длительность жизненного цикла которых составляет от трех до пятнадцати лет (в России редко выделяют данный вид бизнес-проектов).
3.3 Долгосрочные – это проекты, длительность жизненного цикла которых составляет свыше пятнадцати лет (в России - свыше одного года).
3.4 Бессрочные – это проекты, длительность жизненного цикла которых на современном этапе развития техники и технологии установлена быть не может (к этой группе относятся практически все инвестиционные бизнес-проекты).
4. По масштабу
4.1 Мелкие – это проекты, которые охватывают одно или несколько малых предприятий или подразделений одного крупного предприятия и не требуют больших вложений денежных средств. В качестве инвестора может выступать как само предприятие, так и какое-либо финансово-кредитное учреждение.
4.2 Средние – это проекты, которые охватывают ряд экономических субъектов (крупных предприятий, отраслей) и требуют больших вложений денежных средств. В качестве инвестора могут выступать государственные органы управления областью, города или района, а также ряд как отечественных, так и зарубежных финансово-кредитных учреждений.
4.3 Большие – это проекты, которые охватывают один или несколько экономических районов государства и требуют больших денежных средств распределенных во времени и пространстве. В качестве инвестора могут выступать только федеральные органы государственного управления.
5. По сложности:
5.1 Простые – это проекты, разработка и внедрение которых не требует специальных знаний разработчика и высокой квалификации предпринимателя.
5.2 Сложные – это проекты, разработка которых требует специальных знаний и высокой квалификации разработчиков, а внедрение является довольно простой задачей.
5.3 Очень сложные – это проекты, разработка и внедрение которых требует специальных знаний и высокой квалификации как разработчика, так и членов группы внедрения.
6. По степени обязательности:
6.1 Обязательные – это проекты, которые требуются для выполнения правил или норм. Они могут быть предназначены для критического обновления активов, для поддержания существующих активов в рабочем состоянии. К этому типу относятся контрактные проекты, которые призваны обеспечить контрактные обязательства, например, инвестиционные проекты по охране окружающей среды.
6.2 Необязательные – это проекты, которые направлены на необязательное развитие, например, замена оборудования.
7. По срочности:
7.1 Неотложные – это проекты, которые либо вообще недоступны в будущем, либо теряют свою привлекательность при отсрочке, например, разного рода приобретения.
7.2 Откладываемые – это проекты, привлекательность и доступность, которых меняется незначительно, например, реактивация остановленных скважин.
8. По степени связанности:
8.1 Альтернативные – это такие проекты, оценка которых происходит одновременно, но которые взаимоисключают одновременное их осуществление. Эти проекты являются конкурентами на ресурсы фирмы. Примерами могут служить проекты, которые полностью исчерпывают имеющиеся на данный момент ресурсы фирмы.
8.2 Независимые – это такие проекты, отклонение или принятие одного из которых не влияет на принятие решения в отношении другого проекта. Эти проекты могут осуществляться одновременно, а их оценка производится самостоятельно. Например, реконструкция двух подразделений фирмы.
8.3 Взаимосвязанные – это проекты, принятие одного из которых зависит от принятия другого. Эти проекты оцениваются одновременно друг с другом, как один проект, в результате принимается одно решение. Например, освоение нового месторождения и комплекса мероприятий по рекультивации земли после его отработки.
9. По видам:
9.1 Инвестиционные – это проекты, целью которых является привлечение инвестиций для практического внедрения предлагаемого бизнес-проекта.
9.2 Инновационные – это проекты, целью которых является обоснование целесообразности внедрения каких-либо инноваций на конкретном экономическом субъекте.
9.3 Научно-исследовательские – это проекты, цель которых более полно исследовать и оценить какое-либо научное открытие без привязки к конкретному экономическому субъекту.
9.4 Учебнообразовательные – это проекты, цель которых обучить разрабатывать бизнес-проект на каком-либо условном или условно-практическом материале.
9.5 Смешанные – это проекты, сочетающие в себе несколько видов проектов[2].
Классификацию проектов можно было продолжать и дальше, но ввиду отсутствия практической целесообразности мы ограничимся шестью приведенными выше признаками.
Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех перечисленных оснований их классификации, но прежде всего от масштаба, длительности и сложности проекта.
К инвестиционным проектам обычно относятся такие, в которых главной целью является вложение средств в различные виды бизнеса с целью получения прибыли.
Схема классификации инвестиционных проектов приведена в таблице 1.
Таблица 1 – Схема классификации инвестиционных проектов
Монопроект | Мультипроект | Мегапроект | |||
типы | социальные | экономические | организационные | технические | смешанные |
виды | учебно-образовательные | инновационные | комбинационные | ||
длительность | краткосрочный (1-2 года) | среднесрочные (3-5лет) | долгосрочный (более 5 лет) | ||
Идея – самый дешевый ресурс и самый большой дефицит. Без идеи предпринимательство существовать не может.
Отбор конкретных идей из числа накопленных осуществляется по таким критериям, как:
· Эффективность идеи (чистая прибыль, время окупаемости затрат и др.);
· Цены (по сравнению с конкурентами и аналогами);
· Перспективы завоевания прочного положения на рынке (процент рыночного сегмента);
· Длительность подготовительного периода (от начала воплощения предпринимательской идеи до момента передачи потребителю товара, составляющего предмет этой идеи);
· Размеры и источники требуемого капитала;
· Возможность инвестирования капитала;
· Степень доступности оборудования, необходимого для организации производства (идеи);
· Доступность требуемого сырья и в необходимых количествах;
· Наличие рабочей силы требуемого профиля и достаточного уровня квалификации.
1.2 Структура и порядок разработки бизнес-плана
Состав, структура и детализация бизнес-плана определяются функциональной спецификой и размером фирмы (предприятия), активностью рынка сбыта, продвинутостью конкурентов, а также стратегической целью и локальными задачами конкретного бизнеса, перспективами роста предприятия.
В зависимости от цели составления бизнес-плана (для обоснования инвестиций, привлечения партнеров и т.п.) его разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.
Блок-схемы назначения и применения бизнес-плана за рубежом и в нашей практике могут различаться в деталях, но в принципе они одинаковы (Приложение 1).
Рассмотрим более подробно содержание разделов и подразделов бизнес-плана.
1. Введение
а) наименование компании, адрес и телефон владельца;
б) с кем связываться: имя и телефон владельца;
в) о компании: сфера деятельности (отрасль) и занимаемый сектор рынка;
г) предлагаемое кредитору или инвестору обеспечение (привилегированные и обычные акции, облигации и т.д.)
д) намерения бизнеса: сроки и цель займа, закладная;
е) сводка целей использования займа.
2. Резюме
а) содержит описание проекта, конкурентоспособность, основную суть проблемы;
б) предпочтительный объем: одна-четыре страницы.
3. Содержание
а) названия разделов;
б) нумерация страниц для облегчения поиска.
4. Описание отрасли
а) перспективы и возможный рост отрасли: тенденции ее развития – прошлые, настоящие, будущие; новые направления развития; указание источников информации;
б) рынки и покупатели: оценка размеров рынка и объема продаж, новых требований и рыночных тенденций;
в) компании-конкуренты: доля рынка, сильные и слабые места, прибыльность, тенденции развития;
г) региональные, национальные и экономические тенденции: изменения в спросе населения, соответствующие экономические показатели.
5. Описание делового риска
а) суть бизнеса: основные направления деятельности, статус бизнеса (местный, региональный, национальный, международный);
б) цель выхода на рынок: определение групп клиентов; нынешний характер бизнеса; средний доход, желаемое и возможное изменение его величины;
в) преимущества бизнес-концепции по сравнению с конкурентами: ниша, занимаемая компанией, на рынке; уникальность, оценка рыночного сегмента;
г) территориальное расположение бизнеса: местонахождения (удобно оно или нет для клиентов), размер занимаемых площадей, дислокация офиса;
д) материальные и кадровые потребности: общие потребности в оборудовании, возможности предоставления временных или постоянных рабочих мест;
е) краткое резюме: круг вовлечения в бизнес лиц (собственники, партнеры, работники).
6. Цели бизнеса
а) в первый год: особые цели (например, увеличение объема продаж, изменение уровня прибыльности, доли на рынке, открытие новых офисов, оказание новых услуг и т.д.);
б) в последующие периоды: возврат инвестиций, развитие сети, продажа бизнеса.
7. Маркетинговый план
а) стратегия продаж: форма оплаты кадрового состава, агентов, служащих (сдельная, повременная); цели продаж, инструменты продаж, поддержка продаж; ориентация на клиентов;
б) методы и техника продаж;
в) ценообразование: расходы, разница между собственностью и отпускной ценой, прибыль;
г) продвижение: реклама, промоушн, паблик рилейшнз, техника обретения известности, доверия, связей;
д) политика обслуживания: политика, которую примет бизнес в отношении выдачи и сбора кредитов, ценообразования, типов клиентов;
е) гарантии: варьирование гарантий выполнения услуг и других гарантий в зависимости от характера бизнеса и договора с клиентом;
ж) метод проверки: метод наведения справок о клиентах и о том, что они слышали о компании.
8. Прогноз объема продаж
а) помесячный прогноз на грядущий год: объем продаж
б) годовой прогноз на ближайшие два-четыре года: объем продаж, его изменения.
9. План производства
а) краткое описание производственного процесса;
б) потребности производства: строения, склады, возможности для расширения или улучшения местоположения;
в) оборудование: новое или бывшее в употреблении, арендованное или купленное, его возможности;
г) комплектующие материалы;
д) необходимый инвентарь: сезонные потребности, стоимость, метод контроля;
е) поставки: величина скидок, разнообразие выбора;
ж) требования к персоналу: полная, частичная занятость, уровень навыков, требуемые знания;
з) стоимость оборудования, сырья и материалов: оценка и стоимость;
и) оценка капитала: требуется ли начальный капитал и постоянное его пополнение.
10. Осуществление операций
а) планы покупок: размеры скидок, виды ресурсов, качество, цена;
б) система инвентаризации: сезонные изменения, масштабы, способ контроля;
в) необходимые площади: размер необходимых помещений, потребность и возможность расширения;
г) потребность в кадрах и оборудовании: отбор персонала; необходимое оборудование;
д) стратегия осуществления операций.
11.Структура компании
а) частное индивидуальное предприятие, партнерство, акционерное общество и т.д.
б) распределение долей (акций): список пайщиков (акционеров);
в) договоры и соглашения: список заключенных договоров (контрактов); контракты, связанные с управлением; соглашения с акционерами и партнерами; контракты на обслуживание, аренду;
г) директора и чиновники: имена и адреса, роль в компании;
д) основа группы управления: краткое резюме о владельцах и их служащих;
е) поддержка профессионалов: нанятые по договору профессионалы по специальным вопросам, в том числе юрист, бухгалтер, банкир, страховой агент;
ж) организация работы: порядок отчетности;
з) обязанности и ответственность ведущего персонала: краткое описание работы.
12. Программа развития и исследования
а) улучшение продукта или услуги: направления процессов улучшения продукции и технологий, оптимизации стоимости и уменьшения риска;
б) мониторинг: организация системы анализа и контроля.
13. Оценка риска
а) реакция конкурентов;
б) список возможных критических внешних факторов;
в) список вероятных критических внутренних факторов;
г) оперирование с риском: вероятный план оперирования с наиболее выраженным риском.
14. Общий обзор
а) состояние внешней среды;
б) согласование действий руководителя и менеджмента с основными событиями, важными для начала и развития бизнеса.
15. План действий
а) действия по достижению целей этого года: помесячный или поквартальный обзор специальных действий;
б) даты принятия основных решений, план-график продаж.
16. Финансовый прогноз
Если бизнес уже какое-то время функционирует, необходимо представить баланс и декларации о доходах.
а) баланс содержит три раздела: имущество, долги и долю собственника;
б) прогноз доходов и расходов (прибыли и убытков);
в) прогноз денежного потока;
г) выкладки по деньгам; продажи (ожидаемое количество продаж в месяц); приход (исходя из объема продаж);
д) анализ рентабельности – основа для каждого бизнеса.
17. Финансирование и превращение в капитал
а) условия займа: сумма, сроки, дата выдачи;
б) цель займа: детальное описание составных элементов бизнеса, которые будут финансироваться;
в) доля собственника;
г) цель займа: для отдельного проекта или для компании в целом.
18. Оперирование займом
а) на новые цели или продолжение деятельности, предлагаемое обеспечение;
б) максимальное количество необходимых денежных средств, сроки.
19. Существующее финансирование
а) невыполненные условия займа: величина долга, сроки выплаты, цель, обеспечение и статус;
б) текущее использование кредита: количество и обеспечение.
20. Ссылки
а) название текущего кредитного института: филиалы и типы счетов;
б) юрист: имя, адрес, телефон;
в) бухгалтер: имя, адрес, телефон.
21. Приложение
а) персональная стоимость: ценность личного имущества, инвестиции, деньги, банковские счета, закладные, другие обязательства;
б) намерения: потенциальные заказы или обязательства перед клиентами;
в) описание личных и бизнес-страховок;
г) поступления: на период 30, 60 и 90 дней;
д) обязательства: расписание выплат и общее количество долгов;
е) официальные соглашения: копии договоров;
ж)оценка: реальная рыночная стоимость имущества и оборудования;
з) указание компаний, оказывающих финансовую поддержку;
и) ссылки;
к) прогноз продаж и сегментирование рынка;
л) список инвесторов;
м) информация о статусе кредита;
н) дополнительные заметки.
Следует заметить, что не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Бизнес-план текущей деятельности фирмы или создания новой фирмы состоит из трех частей:
1) Описание индекса (разделы маркетинга и производства);
2) Финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегии инвестиций,
товарно-материальное обеспечение кредитов, страхование, расчеты рентабельности);
3) Сопроводительные документы (организационный и юридические планы, учредительные документы, копии контракта, лицензии и т.п.).
|
Объект
Назначение
Сфера
применения
|
|
| ||||||
Система
требований
Рис. 1 Блок-схема назначения и применения бизнес-плана
Составление бизнес-планов для предприятия промышленности, транспорта, строительства, торговли имеет свою специфику, но их структура не будет существенно различаться, за исключением некоторых особенностей отрасли и соответственно – продукции или услуг. Необходимыми разделами бизнес-плана являются:
· Организационный – организационная схема предприятия;
· Юридический – правовой статус предприятия;
· Финансовый – финансовый анализ деятельности предприятия; оценка экономической, бюджетной, коммерческой и социальной эффективности инвестиций.
Рис. 2 Укрупненная блок-схема бизнес-плана предприятия
В целях предупреждения лиц, знакомящихся с бизнес-проектом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации составляется Меморандум о конфиденциальности. В нем может содержаться напоминание о том, что знакомящийся с бизнес-проектом, берет на себя ответственность и гарантирует нераспространение содержащейся в нем информации без предварительного согласия автора и т.п.
Порядок разработки бизнес-плана
Рис. 3 Обобщенная схема составления бизнес-плана:
1 – принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта; 2 – анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию; 3 – выбор продукции или услуги, производство (оказание) которых составляет цель проекта; 4- исследование возможного рынка сбыта; 5 – прогноз объемов сбыта; 6 – выбор места для осуществления коммерческой и (или) производственной деятельности; 7, 8, 9 – разработка плана производства; 10 – разработка юридической схема будущей коммерческой деятельности; 11- организация бухгалтерского учета; 12 – решения вопросов страхования; 13 – разработка финансового плана; 14 – написание резюме к бизнес-плану[3].
Архитектурное построение процесса разработки бизнес-плана от возникновения экономического замысла до его реализации (получения и распределения прибыли), а также основные участники показаны на рисунке 4.
Рис. 4 Процесс бизнес-планирования фирмы
Составлению бизнес-плана предшествуют следующие работы:
· анализ и оценка текущего состояния предприятия;
· анализ возможностей и проблем рынка (потребители, посредники, конкуренты, поставщики, положение предприятия на рынке);
· анализ влияния на предпринимательскую деятельность состояния отрасли (подотрасли), к которой принадлежит предприятие, и факторов макросреды (экономических, политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);
· определение направлений и формулировка количественно обоснованных целей деятельности предприятия на планируемый период;
· разработка планов действий, предпринимаемых для достижения целей, и определение необходимых ресурсов.
При составлении бизнес-плана используется статистическая, бухгалтерская и другая информация, которая должна подтверждаться ссылкой на первоисточник. Бизнес-план составляется, как правило, на несколько лет вперед, а затем корректироваться и пересматриваться по мере необходимости, но не реже чем раз в год.