Перечень вопросов
для подготовки к экзамену
по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
для студентов специальностей:
260103 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий
260107 Технология бродильных производств и виноделие
Калуга, 2013
Вопросы для подготовки к экзамену
по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
1. Экономическая теория как наука: предмет, методология, функции. Два фактора экономики: экономические ресурсы и материальные потребности.
2. Производство как основа жизни человеческого общества: понятие, материальное и нематериальное производство. Стадии и элементы процесса производства. Воспроизводство: простое, расширенное, ссуженное. Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности.
3. Собственность как основа производственных отношений. Объект и субъект собственности. Типы собственности по форме присвоения (общая, частная, смешанная).
4. Виды собственности в РФ: государственная, муниципальная, частная, собственность общественных организаций. Юридическая форма собственности: понятие, виды.
5. Рынок: сущность, виды, признаки и функции. Принципы рыночной экономики. Конъюнктура рынка.
6. Спрос и закон спроса. Кривая спроса. Эластичность спроса. Предложение и закон предложения. Кривая предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена.
7. Закон стоимости. Сущность принципа «невидимой руки» рынка. Функции закона стоимости.
8. Конкуренция, ее виды. Типы конкурентного поведения. Рыночная структура. Виды рыночных структур. Антимонопольная политика государства.
9. Предпринимательство как фактор производства. Капитал как ключевая экономическая категория. Виды капитала. Производственный капитал (основной и оборотный)
|
10. Основной капитал: сущность, классификация, учет основного капитала, износ и амортизация.
11. Оборотный капитал: сущность и классификация. Оборот оборотного капитала. Кругооборот оборотного капитала.
12. Себестоимость продукции: понятие и виды: цеховая, производственная и полная (коммерческая). Прибыль и рентабельность: понятие и методика расчета.
13. Рынок ценных бумаг. Ценные бумаги: сущность, виды. Акции, курс акций. Акционерное общество: сущность, организационное строение.
14. Рынок труда. Особенности рынка труда. Заработная плата: понятие и механизм ее формирования. Формы и системы заработной платы.
15. Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы. Система национальных счетов. Основные ее показатели и методы их расчета. Цикличность развития экономики. Экономический рост.
16. Финансовый рынок как регулятор экономики. Финансовая система РФ. Бюджет. Доходы и расходы бюджета. Виды бюджета. Бюджетная система РФ.
17. Сущность и функции налогов. Элементы налога. Налоговая система РФ. Налоговые органы, их функции.
18. Виды налогов: а) прогрессивные, регрессивные, пропорциональные; б) федеральные, региональные, местные; в) прямые, косвенные
19. Деньги: сущность, происхождение, функции. Денежная система. Закон денежного обращения (уравнение Фишера).
20. Инфляция: понятие, причины. Виды инфляции: а) умеренная, галопирующая, гиперинфляция; б) предсказуемая, непредсказуемая. Антиинфляционная политика государства.
|
21. Кредит и кредитные отношения. Банковская система и ее структура.
22. Денежно-кредитная политика: понятие, типы и инструменты. Монетарная политика государства
23. Безработица: сущность и ее виды. Понятие полной занятости. Государственная политика занятости и регулирование безработицы. Социальная политика государства.
24. Мировой рынок и международная торговля
25. Понятие менеджмента. Содержание менеджмента как науки, подходы в менеджменте. Уровни менеджмента: топ-менеджмент, среднее звено менеджмента, низшее звено менеджмента.
26. Особенности и основные направления менеджмента в области технологии бродильных производств и виноделия / технологии хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
27. Организация как хозяйствующий субъект в рыночной экономике: понятие, признаки и роль. Структуры управления в менеджменте (линейная, линейно - функциональная, дивизионная, матричная), их достоинства и недостатки.
28. Внутренняя среда менеджмента организации. Элементы внутренней среды и их взаимосвязь. Дайте характеристику каждого элемента.
29. Внешняя среда менеджмента организации: среда прямого воздействия (микросреда) и среда косвенного (макросреда) воздействия. Элементы внешней среды, их характеристика.
30. Управленческий цикл (цикл менеджмента) в организации: планирование; организация; мотивация; контроль. Охарактеризовать составляющие цикла менеджмента.
31. Планирование в системе менеджмента. Стратегические, тактические и оперативные планы. Основное различие, назначение и суть подобного разделения в планировании.
|
32. Организация как функция менеджмента: сущность и составляющие. Делегирование в менеджменте. Полномочия и их типы.
33. Мотивация. Сущность и виды мотивации. Индивидуальная и групповая мотивация.
34. Понятие контроля и его основные виды. Этапы контроля. Характеристики эффективного контроля.
35. Система методов управления. Основные методы управления: организационно-административные, социально-психологические и экономические методы. Стили управления.
36. Коммуникация и управленческое общение. Понятие и виды коммуникации. Значение коммуникации в менеджменте. Информация и её виды. Значение информации при общении.
37. Функции и назначение управленческого общения. Условия эффективного общения. Деловое общение. Суть делового общения в менеджменте, его назначение и смысл. Факторы повышения эффективности делового общения.
38. Правилаведения бесед, совещаний. Планирование проведения данных мероприятий. Техника делового общения. Начало беседы (передача информации): аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятия решения.Суть и содержание каждого этапа.
39. Процесс принятия управленческого решения. Типы решений, требования,
предъявляемыек ним.
40. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Суть и содержание каждого уровня.
41. Этапыпринятия решения: установление проблемы, выявление
факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решений.
42. Маркетинг как наука, философия бизнеса и вид предпринимательской деятельности. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом.
43. Товар как основной объект маркетинга. Товар в маркетинговой деятельности. Качество товара. Поддержка продукта. Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации
44. Понятие маркетинговой среды в бизнесе. Анализ, как функция управления маркетингом, его прикладное значение. Структура анализа маркетинговой среды предприятия: макро и микро.
45. Функции контроля и регулирования в маркетинговой деятельности предприятия. Контролируемые и неконтролируемые факторы.
46. Сегментация: понятие, способы, принципы (географический, психографический, поведенческий, демографический). Выбор целевых сегментов рынка. Выявление наиболее привлекательных сегментов рынка
47. Стратегия охвата рынка: дифференцированный, недифференцированный и концентрированный маркетинг. Позиционирование товара на рынке
48. Установление цен на товары. Место цены в комплексе маркетинга. Виды цен. Механизмы ценообразования на продукцию бродильных производств и виноделия / хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Ценовые стратегии и их виды.
49. Товарная политика предприятия. Классификация товаров. Товарный ассортимент. Скидки, виды скидок.
50. Концепция уровней товара. Товары потребительского и производственного назначения. Основные характеристики потребительских товаров.
51. Особенности покупки в промышленной среде. Типология продукции промышленного назначения.
52. Жизненный цикл товара. Характеристика этапов жизненного цикла товаров. Влияние маркетинга на жизненный цикл товара.
53. Методы, каналы распространения товаров Уровень канала распространения товаров. Посредники, их задачи и функции.
54. Логистика: понятие, цели, задачи, объекты и ее взаимосвязь с маркетингом. Схема распространения товаров. Оптовая торговля. Розничная торговля
55. Продвижение товара, его задача и виды. Реклама, ее цели виды, функции, значение в продвижении товаров на рынок. Рекламная компания. Оценка эффективности рекламы. Рекламный слоган (лозунг), его значение в рекламной компании.
56. Поведение потребителя. Процесс принятия решения о покупке в потребительской сфере. Показатели покупательского поведения: бюджетные ограничения, предельная полезность, эффект замещения и эффект дохода.
57. Public Relations (PR): понятие, цели, функции, направления.
58. Значение информации для организации. Маркетинговые исследования: цели, виды, этапы проведения. Методы сбора информации. Отбор источников информации.
59. Роль первичной и вторичной информации при проведении маркетингового исследования. Сбор и анализ информации. Маркетинговый отчет.
60. Изучение потребителей как главный фактор успеха фирмы. Потребности потребителей. Типы потребителей. Защита прав потребителей.