МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Состояние и проблемы инженерного обеспечения поселений
Государственная политика в сфере инженерного обеспечения поселений
Функции органов местного самоуправления в сфере мерного обеспечения поселений
Муниципальное управление общегородским коммунальным хозяйством
Состояние и проблемы инженерного обеспечения поселений
К инженерному обеспечению поселений относится обеспечение такими ресурсами, как электроэнергия, тепло, газ, вода. Ресурсоснабжающими организациями в системе ЖКК являются организации, поставляющие данные ресурсы потребителям через присоединенные сети, а также организации, оказывающие услуги по водоотведению. Потребителями этих ресурсов на территории муниципального образования служат предприятия, учреждения, организации всех форм собственности и граждане.
Основные снабжающие организации по отдельным видам ресурсов:
♦ электроэнергия — централизованные региональные энергосистемы, входящие в состав РАО «ЕЭС России», а в удаленных районах — местные электростанции;
♦ природный газ — организации, входящие в состав РАО «Газпром»;
♦ теплоэнергия — ТЭЦ, принадлежащие региональным энергосистемам, и местные котельные, значительная часть которых находится в муниципальной собственности;
♦ водоснабжение, водоотведение — организации типа «Водоканал», в большинстве своем муниципальные предприятия, в отдельных городах — акционерные общества.
Предприятия, обеспечивающие поставку перечисленных ресурсов по распределительным сетям, относятся к числу естественных локальных монополистов.
|
Отношения между ресурсоснабжающими организациями и потребителями ресурсов регулируются нормами Гражданского кодекса РФ определяющими правила заключения договоров энергоснабжения, и распространяются на поставки ресурсов как юридическим лицам, так и гражданам. Во многих городах между ресурсоснабжающими организациями и конечными потребителями ресурсов стоят муниципальные предприятия, ведающие распределительными внутриквартальными и внутридомовыми сетями и сооружениями. Они действуют на основе договоров с конечными потребителями и с ресурсоснабжающими организациями, выступая в роли перепродавцов ресурсов, собирают с населения и других конечных потребителей плату за потребляемые ресурсы и расплачиваются с их доставщиками.
В расчет цены ресурсов., поставляемых ресурсоснабжающими организациями, включаются расходы с учетом затрат по транспортировке ресурсов до конечного потребителя либо до границы балансовой принадлежности с муниципальной распределительной организацией. В последнем случае тариф для конечных потребителей устанавливается с учетом расходов муниципальной организации по обслуживанию распрелительных сетей и сооружений.
Процессы тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения поселений-, несмотря на их разнородность, характеризуются рядом общих признаков (рис. 1).
Кризис в ЖКК, о котором шла речь выше, в наибольшей мере затронул именно сферу ресурсоснабжения. Ее техническое состояние характеризуется высоким (более 60 % в целом по России, а в отдельных городах еще выше) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями носителей. Планово-предупредительные ремонты уступили место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. Износ основных фондов, особенно в системах теплоснабжения и водоснабжения, стал одной из причин массовых отключений потребителей, появления «замерзающих» городов и поселков.
|
Другой причиной кризиса явился неконтролируемый (в т. ч. в середине финансового года, когда все бюджетные ассигнования распределены). рост тарифов на ресурсы, породивший цепочку неплатежей, особенно между поставщиками и перепродавцами ресурсов. При существующей системе оплаты потребления тепла и воды по нормативам на жителя или на 1 кв. м жилой площади у поставщиков ресурсов нет экономических стимулов к экономии и снижению затрат. В итоге затраты электроэнергии на производство и реализацию 1 куб. м воды в России на 30 % выше среднеевропейского уровня, численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей — в 1,5-2 раза выше, чем на аналогичных европейских предприятиях.
Использование сложной инженерной инфраструктуры (сети, насосные станции, очистные сооружения и др.) | Неразрывность процессов производства, передачи и потребления ресурсов | |||||||||
Недопустимость перерывов в подаче ресурсов | Необходимость четкой взаимосвязи всех стадий производственного процесса | |||||||||
Особенности | ||||||||||
Невозможность компенсации неполученных в один период ресурсов за счет более интенсивного предоставления в другой период | Тесная зависимость потребности в мощностях, конкретных инженерных решений и организаций производственного процесса от местных условий | |||||||||
Рисунок 1 - Особенности процессов ресурсообеспечения поселений
|
Существующая система тарифного регулирования препятствует привлечению частных инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры поселений, поскольку не дает возможности использовать сэкономленные в результате снижения затрат средства на развитие и модернизацию производства. Долги ресурсоснабжающим организациям составляют основную часть общей задолженности местных бюджетов, муниципальных предприятий и учреждений.