Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «История Древнего мира» являются:
- развитие монологической речи;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства, анализировать, обобщать, делать выводы;
- поиск нужной информации в источниках различного типа, отделение
основной информации от второстепенной, критическое оценивание
достоверности полученной информации, передача информации адекватно
поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- работа с текстами исторических источников, понимание их
специфики;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности
для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение ответить на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Структура курса
Курс «История Древнего мира» в 5 классе состоит из четырех разделов.
В первом из них — «Первобытный мир» - в доступной форме излагается система педагогически отобранных научных знаний о происхождении и развитии человека и общества
Содержательным ядром второго раздела — «Цивилизации Древнего Востока» - является рассмотрение достижений и проблем цивилизационного развития Древнего Египта, государств Передней, Южной и Восточной Азии. Это осуществляется последовательно в рамках анализа основных сфер жизнедеятельности общества: экономики, социальных отношений, политики, культурно-духовной жизни цивилизаций Древнего Востока.
Третий раздел - «Цивилизация Древней Греции» дает характеристику природно-климатическим условиям, занятиям населения, религии, культуре, науке, разным формам государственоого устройства; раскрывает значение зарождения демократии в Афинах; повествует о взаимоотношениях греков с другими народами.
Четвертый раздел - «Цивилизация Древнего Рима» содержит подпобную информацию о становлении, могуществе и гибели Римского государства. Результаты обучения
Результаты изучения курса «История Древнего мира» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся 5 классов», который полностью соответствует стандарту.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 классов Обучающийся 5 класса должен:
Знать/понимать:
- место истории в системе современных знаний;
- место истории Древнего мира в общемировом историческом процессе; -получать базовые знания по истории Древнего мира
Уметь:
- работать с текстом учебника: уметь ориентироваться в тексте; осуществлять выборочное чтение, находить вывод, главную мысль, озаглавливать текст;
- составлять простой план к параграфу учебника;
- составлять рассказ по опорным словам и словосочетаниям;
- объяснять употребляемые исторические термины;
- описывать жилища, орудия труда, предметы быта, одежду людей,
памятники культуры;
- составлять рассказ по содержанию иллюстрации;
- объяснять смысл терминов «до н.э.», «н.э.».
- называть имена:
а) наиболее известных правителей;
б) основателей мировых религий;
в) представителей и памятники культуры древнего мира.
показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств.
- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.
- составлять описание и объяснять назначение памятников древней культуры: архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства.
- называть характерные, существенные черты:
- политического строя в государствах древности;
- положения основных групп населения в древневосточных и античных
обществах (правители и подданные, свободные и рабы);
- религиозных верований людей в древнем мире.
- объяснять значение понятий: республика, империя, метрополия, колония, рабство, закон, миф, религия.
- определять последовательность исторических событий (раньше, позже), соотносить год с веком;
- показывать на исторической карге территорию и границы государств, крупные города, торговые пути, места сражений и др.;
- выполнять задания, направленные на выявление историко-временных представлений учащихся;
- решать познавательные задачи, в том числе проблемного характера.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельно пополнять и использовать полученные знания по истории, в том числе из уроков литературы, ИЗО, внеурочной информации.
- выявлять личную позицию в оценке исторического персонажа, событий, процессов;
-оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
- проявлять свое отношение к культурному наследию Древнего мира.
ПРОГРАММА Введение в историю (1 ч)
История - наука о прошлом человечества. Что изучает история древнего мира? Исторические источники. Исторический счет времени («лента времени»). Географическое и историческое пространство.
Цивилизация и ее составные части. Культура материальная и духовная. Цивилизации - культурные общности, существующие во времени и пространстве. Отличие одной цивилизации от другой.