Кафедра Философии и истории
Матюхин А.В.
Руководство по изучению дисциплины:
«Отечественная история»
Москва, 2009
Содержание
Аннотация к дисциплине «Отечественная история»
Цели и задачи дисциплины
Теоретико-методический материал
Тема 1. История как наука
Вопрос 1. Функции истории.
Вопрос 2. Методы изучения истории.
Вопрос 3. Методология истории.
Вопрос 4. Историография истории.
Ответьте на вопросы:
Тема 2. Древняя Русь
Вопрос 1. Киевская Русь.
Вопрос 2. Удельная Русь.
Ответьте на вопросы:
Тема 3. Московское государство
Вопрос 1. Возвышение Москвы и процессы централизации русских земель.
Вопрос 2. Московское государство в XVI веке. Иван Грозный.
Вопрос 3. Период Смуты.
Вопрос 4. Правление первых Романовых.
Ответьте на вопросы:
Тема 4. Российская империя в XVIII - I пол. XIX вв.
Вопрос 1. Россия в первой половине XVIII века.
Вопрос 2. Россия во второй половине XVIII века.
Вопрос 3. Россия в первой четверти XIX века.
Вопрос 4. Россия во второй четверти XIX века.
Ответьте на вопросы:
Тема 5. Российская империя во II половине XIX - начале XX вв.
Вопрос 1. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III.
Вопрос 2. Общественная мысль России XIX – начала XX вв.
Вопрос 3. Россия на рубеже веков.
Вопрос 4. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг.
Ответьте на вопросы:
Тема 6. Россия в условиях войн и революций (1914 - 1920 гг.)
Вопрос 1. Россия в условиях I мировой войны.
Вопрос 2. Февральская революция 1917 г. Развитие событий от Февраля к Октябрю.
Вопрос 3. Октябрьские события 1917 г. Первые преобразования большевиков.
Вопрос 4. Гражданская война в России.
|
Ответьте на вопросы:
Тема 7. СССР в 1920 - 1953 гг. Период правления И.В.Сталина
Вопрос 1. Новая экономическая политика (НЭП).
Вопрос 2. Образование СССР и форсированное строительство социализма.
Вопрос 3. Советская внешняя политика в 1920 - 1930-е гг.
Вопрос 4. СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах.
Вопрос 5. СССР в послевоенный период.
Ответьте на вопросы:
Тема 8. СССР и Российская Федерация во второй пол. XX-начале XXI в.
Вопрос 1. СССР периода «хрущевского десятилетия» (1953 - 1964).
Вопрос 2. CCCР периода «развитого социализма» (1964 - 1985).
Вопрос 3. Внешняя политика СССР в 1953 – 1985 гг.
Вопрос 4. Перестройка. Распад СССР (1985 - 1991).
Вопрос 5. Становление новой российской государственности.
Ответьте на вопросы:
Основные понятия по курсу
Хронология российской истории
Литература
Аннотация к дисциплине «Отечественная история»
Дисциплина «Отечественная история» входит в состав цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Изучение данной дисциплины имеет особое значение для теоретической и методологической подготовки современных специалистов в системе высшего образования Российской Федерации. Дисциплина «Отечественная история» дает представление о базовых категориях и проблематике современной исторической науки, повышает уровень теоретико-исторического и социально-гуманитарного мышления студентов, расширяет их научный кругозор, дает ориентиры для оценки и осмысления современных общественных, политических, экономических процессов в контексте опыта российской и мировой истории.
|
Предлагаемый теоретический и учебно-методический материал по дисциплине «Отечественная история» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта, что находит отражение в структуре и тематике разделов с содержанием дидактических единиц ГОС. Одновременно учебный материал оптимизирован, в том числе с учетом и электронных форм обучения студентов МФПА в системе on-line.
Проблематика отечественной истории – одна из наиболее дискуссионных в нашей стране. Вероятно, нет большего объекта споров, диспутов, изложения различных позиций, вынесения всевозможных оценок и т.д. Но это служит лишним доказательством того, что отечественная история – это не только наше прошлое, но и в значительной степени – наш сегодняшний день, и наше будущее.
Еще в античные времена существовало выражение: «История – наставница жизни». Поэтому важнейшей задачей исторической науки является понимание, обобщение и использование накопленного потенциала человеческого опыта. Особенно актуально это становится на крутых изломах общественной жизни, когда осмысление истории гражданами своей страны может стать главным критерием движения в будущее, успешного развития России.