Московская финансово-промышленная академия




 

Кафедра Философии и истории

 

Матюхин А.В.

 

Руководство по изучению дисциплины:

«Отечественная история»

 


Москва, 2009

 


Содержание

 

Аннотация к дисциплине «Отечественная история»

 

Цели и задачи дисциплины

 

Теоретико-методический материал

Тема 1. История как наука

Вопрос 1. Функции истории.

Вопрос 2. Методы изучения истории.

Вопрос 3. Методология истории.

Вопрос 4. Историография истории.

Ответьте на вопросы:

 

Тема 2. Древняя Русь

Вопрос 1. Киевская Русь.

Вопрос 2. Удельная Русь.

Ответьте на вопросы:

 

Тема 3. Московское государство

Вопрос 1. Возвышение Москвы и процессы централизации русских земель.

Вопрос 2. Московское государство в XVI веке. Иван Грозный.

Вопрос 3. Период Смуты.

Вопрос 4. Правление первых Романовых.

Ответьте на вопросы:

 

Тема 4. Российская империя в XVIII - I пол. XIX вв.

Вопрос 1. Россия в первой половине XVIII века.

Вопрос 2. Россия во второй половине XVIII века.

Вопрос 3. Россия в первой четверти XIX века.

Вопрос 4. Россия во второй четверти XIX века.

Ответьте на вопросы:

 

Тема 5. Российская империя во II половине XIX - начале XX вв.

Вопрос 1. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III.

Вопрос 2. Общественная мысль России XIX – начала XX вв.

Вопрос 3. Россия на рубеже веков.

Вопрос 4. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг.

Ответьте на вопросы:

 

Тема 6. Россия в условиях войн и революций (1914 - 1920 гг.)

Вопрос 1. Россия в условиях I мировой войны.

Вопрос 2. Февральская революция 1917 г. Развитие событий от Февраля к Октябрю.

Вопрос 3. Октябрьские события 1917 г. Первые преобразования большевиков.

Вопрос 4. Гражданская война в России.

Ответьте на вопросы:

 

Тема 7. СССР в 1920 - 1953 гг. Период правления И.В.Сталина

Вопрос 1. Новая экономическая политика (НЭП).

Вопрос 2. Образование СССР и форсированное строительство социализма.

Вопрос 3. Советская внешняя политика в 1920 - 1930-е гг.

Вопрос 4. СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах.

Вопрос 5. СССР в послевоенный период.

Ответьте на вопросы:

 

Тема 8. СССР и Российская Федерация во второй пол. XX-начале XXI в.

Вопрос 1. СССР периода «хрущевского десятилетия» (1953 - 1964).

Вопрос 2. CCCР периода «развитого социализма» (1964 - 1985).

Вопрос 3. Внешняя политика СССР в 1953 – 1985 гг.

Вопрос 4. Перестройка. Распад СССР (1985 - 1991).

Вопрос 5. Становление новой российской государственности.

Ответьте на вопросы:

 

Основные понятия по курсу

 

Хронология российской истории

 

Литература

Аннотация к дисциплине «Отечественная история»

Дисциплина «Отечественная история» входит в состав цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Изучение данной дисциплины имеет особое значение для теоретической и методологической подготовки современных специалистов в системе высшего образования Российской Федерации. Дисциплина «Отечественная история» дает представление о базовых категориях и проблематике современной исторической науки, повышает уровень теоретико-исторического и социально-гуманитарного мышления студентов, расширяет их научный кругозор, дает ориентиры для оценки и осмысления современных общественных, политических, экономических процессов в контексте опыта российской и мировой истории.

Предлагаемый теоретический и учебно-методический материал по дисциплине «Отечественная история» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта, что находит отражение в структуре и тематике разделов с содержанием дидактических единиц ГОС. Одновременно учебный материал оптимизирован, в том числе с учетом и электронных форм обучения студентов МФПА в системе on-line.

Проблематика отечественной истории – одна из наиболее дискуссионных в нашей стране. Вероятно, нет большего объекта споров, диспутов, изложения различных позиций, вынесения всевозможных оценок и т.д. Но это служит лишним доказательством того, что отечественная история – это не только наше прошлое, но и в значительной степени – наш сегодняшний день, и наше будущее.

Еще в античные времена существовало выражение: «История – наставница жизни». Поэтому важнейшей задачей исторической науки является понимание, обобщение и использование накопленного потенциала человеческого опыта. Особенно актуально это становится на крутых изломах общественной жизни, когда осмысление истории гражданами своей страны может стать главным критерием движения в будущее, успешного развития России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: