С 1 января 1991 г. на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 г. 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). С 1993 г. ФСС становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Ныне ФСС представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. ФСС финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.
Финансовые функции ФСС заключаются в:
1. регулировании финансовых потоков;
2. аккумулировании и перераспределении финансовых ресурсов системы
государственного социального страхования;
3. обеспечении механизма дотаций региональных отделений Фонда,
нуждающихся в средствах для исполнения своих обязательств по выплатам нормативно установленных социальных пособий и компенсаций.[1]
В состав фонда входят:
Ø региональные отделения, управляющие средствами государственного
социального страхования на территории субъекта РФ;
Ø центральные отраслевые отделения, управляющие средствами
государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики;
|
Ø филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными
отраслевыми отделениями фонда.
В бюджет ФСС подлежат зачислению следующие доходы:
1. налоговые доходы:
единый социальный налог – по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в ФСС РФ;
доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов;
налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов;
минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20 процентов;
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 5 процентов;
единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4 процента;
2. неналоговые доходы:
страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;
доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
безвозмездные поступления:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;
|
прочие поступления.[2]
Средства фонда используются на следующие мероприятия:
Ø выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,
женщинам, вставшим: на учет в ранние сроки беременности;
Ø выплаты на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня
ритуальных услуг;
Ø оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или
инвалидом с детства до достижения им совершеннолетия;
Ø оплату путевок, проезд и питание работников и их детей в санаторно-курортных
учреждениях в пределах РФ или стран СНГ в случае отсутствия на территории России
аналогичных учреждений;
Ø частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаторно-оздоровительных учреждений, имеющих лицензии на право занятия данными видами деятельности;
Ø создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда, его текущей
деятельности и содержание аппарата управления фонда;
Ø финансирование подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих
защиту трудовых прав работников и охрану труда;
Ø проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;
Ø финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социального
страхования и охраны труда;
Ø осуществление других мероприятий в соответствии с задачами и планами
деятельности фонда.[3]
Отделения ФСС созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.
ФСС организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях ФСС перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.