Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) является правовой, экономической и организационной основой медицинского страхования, направленного на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование является частью государственного медицинского страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи и предоставлении ее за счет средств обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование строится на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверхустановленных программой обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет средств предприятий и личных средств граждан путем заключения договора между страхователем и медицинским учреждением, в котором устанавливается размер страховых взносов.
Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» принятый в 1991 г.
ФОМС делится на федеральный и территориальный, является юридическим лицом, самостоятельной финансово-кредитной системой.
Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:
|
1. финансовое обеспечение установленных законодательством Российской
Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации;
2. обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
3. аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС:
- осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности
территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
- разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере
взносов на обязательное медицинское страхование;
- осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование
финансовых средств Федерального фонда ОМС;
- выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам
обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
- осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами
Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
|
- осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за
рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
- осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую
деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
- вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию
законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
- участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского
страхования граждан;
- осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах
системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;
- организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
- изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по
вопросам обязательного медицинского страхования;
- обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
- участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в
|
международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
- ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской
Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении.
В бюджет Федерального ФОМС подлежат зачислению следующие доходы:
1. налоговые доходы:
единый социальный налог – по ставке, установленной Налоговым кодексом;
доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;
налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;
минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 2 процента;
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5 процента;
единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 0,2 процента;
2. неналоговые доходы:
недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
безвозмездные поступления:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;
3. прочие поступления.[4]
Средства ФОМС используются на следующие цели:
· финансовое обеспечение медицинской помощи гражданам в соответствии с
законодательными актами РФ;
· обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;
· финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ;
· обеспечение профессиональной подготовки кадров сферы медицинского
страхования;
· финансирование НИР и развитие материально-технической базы учреждений
медицинского страхования;
· субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий
оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;
· оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
· финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при
социально значимых заболеваниях;
· оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных
бедствий, катастроф;
· финансирование иных мероприятий в области медицинской помощи
населению.
ФОМС ежегодно разрабатывает бюджет и готовит отчет о его использовании, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом в Государственной Думе РФ.
Финансовые средства фонда, не израсходованные в истекшем отчетном году, изъятию из фонда не подлежат, не учитываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год и являются резервом фонда медицинского страхования.
Управление федеральным фондом медицинского страхования осуществляется коллективным органом — правлением фонда и постоянно действующим исполнительным органом — директором фонда медицинского страхования.
[1] Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М.: 2003. – 225 с.
[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2009 г. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с., Гл. 17, ст. 146.
[3] Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2007. — 486 с.
[4] Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2009 г. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с., Гл. 17, ст. 146.