Характеристика Фонда обязательного медицинского страхования.




Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) является правовой, экономической и организационной основой медицинского страхования, направленного на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является частью государственного медицинского страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи и предоставлении ее за счет средств обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование строится на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверхустановленных программой обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет средств предприятий и личных средств граждан путем заключения договора между страхователем и медицинским учреждением, в котором устанавливается размер страховых взносов.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» принятый в 1991 г.

ФОМС делится на федеральный и территориальный, является юридическим лицом, самостоятельной финансово-кредитной системой.

Основными задачами Федерального фонда ОМС являются:

1. финансовое обеспечение установленных законодательством Российской

Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации;

2. обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

3. аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС:

- осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности

территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

- разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере

взносов на обязательное медицинское страхование;

- осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование

финансовых средств Федерального фонда ОМС;

- выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам

обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

- осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами

Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;

- осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за

рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

- осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую

деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

- вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию

законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

- участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского

страхования граждан;

- осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах

системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;

- организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,

подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

- изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по

вопросам обязательного медицинского страхования;

- обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской

Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

- участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в

международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;

- ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской

Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении.

В бюджет Федерального ФОМС подлежат зачислению следующие доходы:

1. налоговые доходы:

единый социальный налог – по ставке, установленной Налоговым кодексом;

доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;

налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;

минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 2 процента;

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5 процента;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 0,2 процента;

2. неналоговые доходы:

недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления:

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

3. прочие поступления.[4]

Средства ФОМС используются на следующие цели:

· финансовое обеспечение медицинской помощи гражданам в соответствии с

законодательными актами РФ;

· обеспечение финансовой устойчивости системы медицинского страхования;

· финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ;

· обеспечение профессиональной подготовки кадров сферы медицинского

страхования;

· финансирование НИР и развитие материально-технической базы учреждений

медицинского страхования;

· субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий

оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;

· оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

· финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при

социально значимых заболеваниях;

· оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных

бедствий, катастроф;

· финансирование иных мероприятий в области медицинской помощи

населению.

ФОМС ежегодно разрабатывает бюджет и готовит отчет о его использовании, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом в Государственной Думе РФ.

Финансовые средства фонда, не израсходованные в истекшем отчетном году, изъятию из фонда не подлежат, не учитываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год и являются резервом фонда медицинского страхования.

Управление федеральным фондом медицинского страхования осуществляется коллективным органом — правлением фонда и постоянно действующим исполнительным органом — директором фонда медицинского страхования.

 


[1] Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М.: 2003. – 225 с.

 

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2009 г. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с., Гл. 17, ст. 146.

 

[3] Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация ≪Дашков и К°≫, 2007. — 486 с.

 

[4] Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 2009 г. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с., Гл. 17, ст. 146.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: