По данным службы «Яндекс.Новости», среднее СМИ в Интернете выпускает 16 новостей в будний день и 4 новости в выходной. Для сравнения: каждый будний день сайт газеты «Коммерсантъ» выпускает 150 сообщений, издание Lenta.Ru — 200, агентство «РИА Новости» — 4501. Данные за 2010 год.
Так же как и периодичность, по-новому должен быть осмыслен и такой признак средств массовой информации, как ареал распространения. Как уже говорилось, в Интернете разрушается существующее представление о расстояниях и границах. Большинство сайтов, в том числе медийных, находится в режиме открытого доступа для граждан всего мира. Исключение составляют только те ресурсы, которые распространяются по подписке.
Барьеров для получения информации два: невозможность подключения к Сети и язык общения. Общепринятый язык общения в Интернете — английский. Так сложилось исторически, что на английском языке говорили первые пользователи глобальной сети. И хотя теперь интернет-пространство многоязычно, все же этот язык негласно признан виртуальным сред-ством общения людей из разных стран мира, говорящих на разных языках. Англоязычные ресурсы — самые посещаемые в Сети, и СМИ на английском, естественно, являются лидерами по объемам мировой аудитории. Поэтому из российских СМИ в мировой контекст попадают лишь те издания, которые имеют англоязычную версию. В новостном секторе Рунета таких сайтов немного, в основном крупные государственные информационные агентства (ИТАР-ТАСС, РИА Новости), а также web -версии телевизионного канала Russia Today, зарубежные вкладки «Российской газеты».
Медиасфера Рунета — это в первую очередь русскоязычные интернет_СМИ, которые включают в круг своих потенциальных потребителей не только граждан России, но и русскоговорящую диаспору ближнего и дальнего зарубежья.
|
Сетевые СМИ обладают понятием интерактивности. Но Следует различать понятия «интерактивность» и «обратная связь ». Первое шире второго. Обратная связь — это реакция, отклик субъекта на информационное воздействие (материал, передачу). Именно в этом качестве в интернет-СМИ чаще всего используется функция «форум». Показатели посещаемости также выступают в роли обратной связи, они свидетельствуют о том, заинтересовались ли сайтом пользователи. Интерактивность же предполагает более широкие возможности: контроль пользователя за содержанием (запрос, оценка), участие в его формировании через постановку проблем для освещения и обсуждения, проявление инициативы в обсуждении, обмен мнениями с другими пользователями и т.п. Некоторые возможности такого рода могут использоваться и в традиционных СМИ. Но чего уж там никогда не было — так это возможности общения по горизонтали, между пользователями.
Большая тройка «старых» медиа осваивала новый информационно-коммуникационный канал неравномерно. В силу того, что для передачи вербальной информации не требуется серьезных пропускных способностей интернет-канала, пионерами были газеты. В настоящее время Интернет как дополнительный канал для передачи и распространения своего контента используется практически всеми печатными изданиями мира.
В силу технических причин радио и телевидение пришли в Сеть несколько позже — для передачи аудио- и видеофайлов необходимы определенные технические условия, а именно широкополосный Интернет, в настоящее время в массовом масштабе доступный жителям Северной Америки и Западной Европы, а для российских пользователей лишь недавно ставший нормой, да и то в крупных городах.
|
Годы, когда газеты впервые «вышли» в Интернет, стали временем самых первых опытов традиционных средств массовой информации в новой, онлайновой среде. Первопроходцами были американские газеты. Уже к концу 1994 г. в Сеть было запущено около десяти сайтов, кстати, в основном местного, а не национального значения. В 1996 г. Национальная газетная ассоциация объявила, что в США уже 175 ежедневных газет обзавелись своими сайтами, в том числе The New York Times. Кстати, в том же 1996 г. в Интернете появились The Times (Великобритания) и Le Monde (Франция). С каждым годом количество газет в Сети увеличивалось экспоненциально, а к началу нового тысячелетия, по данным института Poynter, уже практически все американские и европейские газеты имели свои интернет-представительства.
В течение первого периода (1994–1998 гг.) издатели и журналисты, web_ дизайнеры и программисты экспериментировали с разными вариантами публикации и оформления web_ номеров газет и отдельных материалов. Их первые опыты критиковались экспертами за то, что сайты выполняли в основном представительские функции, а контент нередко ограничивался справочной информацией об авторах и редакциях. Журналистские материалы текущих онлайновых выпусков если и публиковались, то в сокращенном виде или даже в виде анонса. Это и есть интернет-представительство. Там нет архивов, обновляющихся новостей, по сути, это сайт-визитка. Потихоньку устарело…
|
Но основная проблема этого периода заключалась в том, что сайты газет в те годы не приносили доходов — серьезные рекламодатели еще не пришли в Интернет. Это тормозило развитие онлайновых медийных проектов.
В российские СМИ web_ технологии пришли немного позже. По данным «Летописи русского Интернета» Евгения Горного, первой опубликовала свою электронную версию «Учительская газета» (март 1995 г.)4. И сегодня на ее сайте в разделе «Архив» можно увидеть первые появившиеся в Интернете номера, без дизайна, иллюстративного ряда, навигации, без дополнительных сервисов — просто подборки текстов, экспортированные из бумажной версии5. В середине 1990-х годов полноценные сайты, размещающие весь офлайновый контент, сконструировали лишь единичные издания. В основном же это были сайты-представительства (так называемые «сайты-визитки») бумажных «родительских» изданий.
Из-за финансового кризиса 1998 г. интернет-издания стали инвестиционно привлекательными благодаря их относительной дешевизне и потенциальным информационно-коммуникационным возможностям.
В эти годы в Рунете одно за другим появляются представительства российских ежедневных и еженедельных газет разных типов и географий. В сентябре 1999 г. в Сети опубликована онлайн-версия «Независимой газеты»9 — первой крупной ежедневной газеты, которая стала публиковать в свободном доступе полностью все материалы, включая тематические приложения10 Профессиональные журналисты, правда, шли в эту сферу неохотно. Первое время в редакции Газеты.Ru, да и в Lenta.Ru в основном работали непрофессионалы или начинающие авторы, студенты факультетов журналистики. В топ-менеджменте интернет-СМИ людей, имеющих опыт работы в медиаиндустрии, тогда можно было пересчитать по пальцам. Одним из немногих журналистов, рискнувших уйти в новый бизнес, был, например, Владислав Бородулин, прошедший школу «Коммерсанта», который проработал главным редактором Газеты.Ru несколько лет до смены ее собственника. Бородулин много сделал для того, чтобы разрушить стереотип о непрофессионализме web_ журналистики. Редакция, в которую пришла команда журналистов-профессионалов, стала работать как полноценная медиакомпания со штатом обученных корреспондентов, профессиональными редакторами и менеджерами.
Это время считается в России началом профессиональной интернет-журналистики12.
Если в первые годы своего развития сайты представляли собой виртуальные «визитные карточки» газет, то в последующем они стали дублировать содержание бумажных изданий, заниматься републикацией всех материалов, вышедших в свет. Но по традиции газетчики отдавали приоритет «бумаге», поэтому и электронные версии чаще всего публиковались в Сети вслед за основной, «бумажной», дабы не потерять читателей. Web -версии копировали или немного дополняли уже сложившийся типологический рисунок своего материнского издания и, по сути, мало отличались от основного «бумажного» продукта. Вербальный текст и изобразительный ряд (фотография, графика) были главными формами передачи основных смыслов. Благодаря возможностям Интернета добавлялся стандартный набор интерактивных сервисов — обсуждения, голосования, рейтинги, кроме того, электронная почта постепенно заменяла обычные письма в редакцию, но кардинальных изменений и в производстве, и в потреблении пока не произошло. В таком режиме работали интернет-версии большинства и зарубежных, и российских газет.
В 2005 г. наблюдается бум интернет-аудитории газет. Именно в это время газетные сайты начинают приобретать статус полноценных СМИ, которые серьезно отличаются от первых робких опытов интернет-отделов редакций, а необходимость поддержки своих версий в Сети уже не вызывает возражений редакций даже самых мелких газет.
Тогда же медийное сообщество стало открыто обсуждать кризис газетной индустрии и данные о динамике прироста читателей онлайн-версий газет, который в мировом масштабе был несопоставимо выше, чем увеличение продаж бумажных изданий.
The New York Times, которая одной из первых освоила киберпространство и уже не один год входит в десятку топ-листа мировых интернет-СМИ, уделяет своему web_ сайту не меньше внимания, чем основному выпуску. Помимо содержания бумажной версии на сайт выкладывается большой набор дополнительных предложений и сервисов, привлекательных для нового потребителя: видео, подкастинговое аудио и т.д.
Постепенно начинает пересматривать свою информационную политику в Интернете и российская пресса.
В 2007 г. ряд издательских домов и информационных агентств объявили о формировании отдельных интернет-редакций и реструктуризации своих сайтов. Инвестиции в новые проекты были продиктованы многими факторами — падением тиражей и кризисом подписки, естественной сменой традиционных поколений читателей и появлением новых потребительских групп, чьи предпочтения связаны с получением информации через Интернет и мобильных провайдеров, а не из газет. Но главным фактором конечно же стал рынок интернет-рекламы, который, по оценкам разных исследовательских кампаний, развивается с серьезной положительной динамикой.
Кроме того, многие сайты газет, например, «Комсомолки» и «Московского комсомольца» активно и в разных формах поддерживают интерактивную связь с читателями. Обе газеты публикуют блоги, причем как журналистов, так и читателей. Первой осваивать блогосферу стала «Комсомольская правда» — там уже не первый год имеется рубрика «Блог-пост», где встречаются не только дневниковые тексты, но и фото-блоги. С появлением таких разделов у газеты возникла еще одна возможность вступить в контакт со своими читателями, услышать их одобрение или критику, понять уровень информационных запросов тех, кто живет в онлайне. Журналисты, со своей стороны, теперь могут сказать о том, что не попало по тем или иным причинам на газетные полосы, обратиться к читателям за информацией, самим исповедаться перед читателями. Таким образом, теперь редакция общается не со среднестатистическим читателем, а ведет диалог с конкретными людьми, чтобы понять их интересы, почувствовать настроение.
Еще одну интерактивную задачу на сайте «Московского комсомольца» выполняет рубрика «Живая газета» — она ориентирована на поиск информации с помощью читателей. Прислать свою новость может любой очевидец события и опубликовать там свои свидетельства: дневниковые записи, любительские фоторепортажи, видеосюжеты. А редакция может ими воспользоваться, особенно в тех случаях, когда журналисты сами не смогли оказаться на месте события.
Участие пользователей в формировании медийного контента получило название гражданской журналистики.
Создатели некоторых газетных сайтов предлагают читателям и альтернативные опции организации их индивидуального информационного пространства. Например, на сайте «МК» при необходимости можно сортировать материалы по популярности, хронологии, заголовкам, картинкам. Можно настроить сайт и для индивидуального просмотра с помощью функции «Любимое», позволяющей выбрать любимые рубрики, авторов или их блоги. Читатели также могут оценить все материалы, расположенные на сайте.
Сайты массовых газет привлекают своих читателей возможностями интерактивного голосования, опросов на злобу дня, справочной информацией, данными о курсе валют и о погоде, а также рекламой частных объявлений, отток которой из офлайна в онлайн происходит уже не первый год. В отличие от деловой прессы предлагается и много развлекательных сервисов — можно при желании принять участие в викторинах и конкурсах, воспользоваться доской объявлений, скачать музыку, почитать анекдоты и гороскопы.
Редакции, особенно сектора деловой прессы и массовых изданий «общего интереса», стали рассматривать Интернет не просто как дополнительный канал доставки информации — они превратили свои сайты в самостоятельные интернет-проекты, отделив их от электронных версий родительских изданий и предоставив своим читателям совершенно иные возможности потребления информации. Эксперты Всемирной газетной ассоциации и Форума главных редакторов выделяют следующие общие признаки модернизации газетной индустрии, связанные с использованием возможностей нового канала для передачи контента.
Во-первых, обязательной составляющей структуры и контента газетных сайтов становятся обновляемые в режиме онлайн ленты новостей. Благодаря интернет-технологиям газетные дедлайны подчинились не столько полиграфическому производству, сколько информационным запросам потребителей, которые хотят получать новости «здесь и сейчас», т.е. 24 часа в сутки и семь раз в неделю с минимальными интервалами. Формула «24 на 7» постепенно становится новым стратегическим принципом редакций газет, осваивающих Интернет.
В-вторых, новые стандарты обновления информации заставляют газетные редакции оптимизировать традиционные для бумажных производств схемы организации рабочего процесса с суточными или недельными ритмами, трансформируют ньюсрумы или их интернет-департаменты в службы, организованные по принципу круглосуточной работы информационного агентства в режиме breaking news.
В-третьих, контент, созданный в конкурентной борьбе за потребителя, все чаще дополняется к традиционным знаковым формам (вербальным, графическим и фотографии) непривычными для газетчиков медийными средствами (видео и аудио) с использованием разных конфигураций (поли- и мультимедийных) и конвертированием для разных носителей (мобильных телефонов, коммуникаторов, iPhone, iPod и прочих гаджетов). В-четвертых, все больше внимания производители газетной информации уделяют интерактивным свойствам сайтов, которые проявляются как на уровне контента, так и на уровне потребления. Новый канал позволяет производителям максимально персонализировать контент, передавать его по запросу потребителя, выбирающего содержание соответственно своим интересам. Кроме того, у читателя все чаще появляется возможность самостоятельно управлять контентом издания (публиковать сообщения, добавлять комментарии, отклики, задавать вопросы), создавать собственный контент (размещать новости, фотографии, дневники и пр.). Созданный потребителем контент (User Generated Content, UGC) — также одно из завоеваний производителей информации в Интернете. Такие методы работы с аудиторией реализуются с помощью разных функциональных сервисов, таких как e_mail, онлайн-интервью, блоги, форумы, голосования и пр. В опросах и рейтингах — для выяснения социальных позиций и предпочтений всех посетителей сайта, в форумах — для обсуждения различных тем и проблем, в блогах — на уровне диалога с отдельными представителями аудитории. В последнее время в коммуникационный арсенал редакций добавился сервис Twitter, который позволяет осуществлять контакт с отдельными людьми с помощью простых вопросов и простых ответов.
Радиовещание.
В начале 1990-х годов в США были разработаны форматы, позволяющие распространять в Сети звук, и началась эра интернет-радиовещания. Распространение Интернета поставило классическое радиовещание в ситуацию острейшей конкуренции с новым СМИ, подобной той, что сложилась в середине прошлого века в связи с развитием телевидения. С другой стороны, очевидно, что новейшие технологии дают новые возможности, открывают новые горизонты перед традиционными СМИ, и радиовещанием в том числе.