Речевая готовность к школе




Логопедические стихи в работе логопеда, как средство профилактики речевых нарушений с использованием приемов самомассажа лица и массажа пальцев и кистей рук.

В данной статье, я бы хотела рассказать о двух причинах, которые могут влиять на нарушения речи у детей. А так же о значении стихов в работе логопеда, и том, как написанные мною стихи помогают мне выполнять профилактику речевых и моторных нарушений. Одна из причин нарушения речи у детей - это тонус мышц лица. Для того что бы нормализовать тонус мышц лица, в своей работе с детьми я использую самомассаж лица. Самомассаж лица – это массаж, проводимый самим ребёнком с помощью рук, он позволяет изменить состояние мышц и нормализовать их тонус.
Дети обучаются под руководством педагога. Каждое движение логопед показывает на себе, произнося соответствующий текст. Следующая причина нарушения речи у детей - это слабая моторика пальцев и кистей рук. Развитие моторики так же необходимо для подготовки руки к письму. Кисти руки – мощные рефлексогенные зоны, состоящие в контакте со многими внутренними органами и системами организма. Самомассаж кистей и пальцев рук – это активное механическое воздействие на нервные окончания с целью стимуляции речевых зон коры головного мозга. Самомассаж осуществляется с помощью различных приспособлений: массажный шарик су-джок, сосновые шишки, карандаши, прищепки. Для того, чтобы детям был интересен процесс самомассажа лица и самомассажа кистей и пальцев рук, я читаю ребенку стихотворение, строки которого сопряжены с действиями которые выполняет ребенок. Почему именно стихи? Дело в том, что поэтическая речь кардинально отличается от обычной — разговорной речи. Она насыщена яркими образами, зрелищна, красочна, фонетически богата и воспринимается, как песня. А четкие, звонкие, легко запоминающиеся рифмы, которые присущи всем детским стихотворениям, позволяют малышу без особых усилий выучить произведение за несколько повторений. В свою очередь повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга. В то время, когда ребенок занимается с логическими развивающими играми или игрушками, у него усиленно работает только левое полушарие мозга, а при повторении и заучивании стихов активно действует весь мозг. Мой творческий подход заключается в том, что я пишу стихи по определенным темам и потом использую их в работе с детьми. Это могут быть темы: овощи и фрукты, времена года, игрушки, космос и многие другие темы. Вот несколько примеров моих стихов, с помощью которых вы можете провести занятие со своими детьми в домашних условиях.

Ко дню космонавтики актуальна тема стиха о космосе. С помощью данного стиха изучаем космос, совмещаем приемы массажа пальцев и самомассажа лица.

Тема стиха: «Космос»

Космос изучать хочу! (потирание ладоней)
Туда во сне я полечу.
Нужно срочно засыпать,(разогретыми ладонями проводим вверх и вниз)
Буду звезды я считать.
Один, два, три четыре, пять. (шариком су-джок проводим по каждому пальцу)
Всех их мне не сосчитать.
Засыпаю...(проводим круговыми движениями пальцев по глазницам)
Я скафандр надеваю, (поглаживать лоб от середины к вискам)
И корабль запускаю.
Я стремительно лечу, (потирание носа от переносицы к крыльям носа)
Луну я изучать хочу!
Остановка... (закрыть лицо ладонью)
Вот луна.
Ох, холодная она!(сжимаем и разжимаем кулачки)
Беру ручку и тетрадь (водим указательным пальцем правой руки по ладони)
Нужно все мне записать .(водим указательным пальцем правой руки по ладони)
Посмотрите!(соединяем в кулачок большой палец с остальными пальцами)
Вот луна.
Спутник у земли она.(скрещиваем между собой пальцы обеих рук)
На ней кратеры, холмы, (сжимаем левую руку в кулак и проводим указательным пальцем правой руки по косточкам, затем меняем руки) Они с земли нам не видны.
Ой, гудит корабль мой, (массируем уши)
Нужно срочно мне домой!
До свидания луна!(сжимаем, разжимаем ладони)
Сон прощай,
Земля - ура!!!(тянем руки вверх

О.Стасенко

Тема стиха: «Овощи»

С помощью данного стиха изучаем овощи, нормализуем тонус мышц лица.

Что весною нам сажать?
Нужно срочно нам узнать. (движения пальцами от середины лба к вискам).
Спросим у овощевода, (растирают губы от середины к сторонам)
Он начальник огорода.
Расскажи овощевод (открыть и закрыть рот, имитация жевания)
Как сажаешь огород?
Сначала я беру редиску (круговые движения в разные стороны вокруг глазниц руками по лицу).
Не сажаю ее близко,
А затем лучок, петрушку, лист салата и капустку тоже не сажаю густо! (гладят пальцами от носа, от уголков губ, от середины подбородка по массажным линиям вверх к вискам)
Про картофель не забыл, (оттягивание ушных вниз).
Еще его не посадил.
Как земля теплее станет, (потирание щек)
Вот тогда пора настаёт.
Овощи не забывайте, орошайте, поливайте! (легкое постукивание подушечками пальцев по всей по щекам и лбу) ОТ ЗВУКА К СЛОВУ

 

От звука к слову.

Одно из направлений логопедии – формирование навыков звукового анализа и синтеза. Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико – синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет в дальнейшем правильно писать, а не умея правильно соединить звуки не овладеет беглым чтением.

На занятиях по обучению грамоте значительное место занимает работа по фонетическому анализу слов. Чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен понять, что речь рождается из слов. А для этого ему необходимо усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
В процессе своего речевого общения ребёнок никогда не имеет дело с изолированными звуками, а имеет дело с целыми звучащими компонентами, которые он должен различать на слух и произносить. Этими компонентами являются слова, словосочетания, предложения. В речи ребёнка важным является её предметное содержание. Поэтому задача звукового анализа и синтеза перед ребёнком не встанет сама по себе. Эта задача становится актуальной только при обучении его грамоте. Фонематическому анализу и синтезу ребёнок должен быть обучен. И очень важно обрести этот навык в дошкольном возрасте.
Дошкольник не может спонтанно произвести звуковой анализ слова, т.к. ребёнок, если перед ним ставится эта задача, должен впервые в своей речевой практике отойти от смысла слова и начать работать со словом не как с семантической (наполненной смысла) единицей речи, а как со звукокомплексом.

Основной задачей развития у детей фонематического анализа и синтеза является профилактика фонематической формы дисграфии, проявлениями которой являются следующие ошибки при освоении детьми письменной речи: пропуски гласных букв в словах (САПОГ – СПОГ), пропуски согласной буквы в словах со стечением согласных (СТАКАН – САКАН, ТАКАН), слитное написание слов в предложении и др.


 

 

«Умные» пальчики!

Значение развития мелкой моторики рук

в раннем и дошкольном возрасте.

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.

Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребёнка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др.), открывать и закрывать коробки, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т.д.).

Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Помните, уважаемые родители! Чем «умнее» ручки, тем умнее ребёнок! Покупая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно иметь в виду, что только лишь совместная работа взрослого и ребёнка даст хороший результат.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Безусловно, развитие мелкой моторики – никак не единственный фактор, способствующий формированию речи. Если у ребёнка будет отлично развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь его будет слабо развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно беседовать с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Очень важно читать ребёнку, говорить обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые малыши, как правило, с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук

Речевая готовность к школе

 

Дорогие родители!

Совсем скоро Ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи родного языка будет происходить усвоение всего курса школьной программы.
Поэтому давайте уточним, а что, собственно, подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению».

 

1. ЗВУКОВАЯ СТОРОНА.
Ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением всех звуков.

2. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

Уметь слышать и различать фонемы (звуки) родного языка.

3. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ВОЗРАСТУ.
Словарь ребёнка до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детёныши животных.

4. ИМЕТЬ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНО ОФОРМЛЕННУЮ РЕЧЬ.
• Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования

(стол – столик, ковёр - коврик, варенье из вишни-вишнёвое, сок из ананаса-ананасовый).
• Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много карандашей, пней, лис);
• Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто), правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо);
• Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева).

5. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.
• Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.
• Владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта.
• Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

6. МЕЛКАЯ МОТОРИКА.
Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова. Виртуозное нажимание кнопок на игровых приставках и игрушках в дошкольном детстве не подразумевает должного уровня развития мелких мышц руки, наличия необходимого тонуса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: