Этап генерации альтернативных способов решения проблемы. (10 мин.)




Цель: возможность отсроченного решения, не принимать вспыльчивых, опрометчивых действий.

«Обиженный»: «Ребята, а что сделать, что бы эта ситуация больше не повторялась?»

Вместе с участниками игры проводится мозговой штурм, в котором придумываются и записываются на доске, различные варианты разрешения проблемной ситуации (для примера можно взять обиды жителя подводного царства). Варианты могут быть самые разные, от глупых до смешных. Чем больше, тем лучше. Принимаются все предложения, без критики. Здесь действует принцип: «количество порождает качество».

Например:

попытаться понять Петьку и Ваську. Спросить, что у них случилось, поговорить по душам, попробовать выйти на дружеский контакт. Условие – после доверительной беседы, не распространять сплетни.

Пойти в спортивную секцию. Стать большим и сильным.

Найти свою нишу. Добиться успехов, в чем ты можешь (даже в самом глупом занятии).

Написать письмо (обидчику, близкому человеку).

Нарисовать карикатуру на этого человека.

Рассказать классному руководителю или близкому человеку.

Ходить в школу в шлеме и защитном костюме.

Не обращать внимания, игнорировать.

Дразниться, драться и толкаться в ответ.

Этап обсуждения последствий принятия выбранного решения. (5 мин.)

Цель: выбор наиболее эффективного способа.

Обсудить с детьми возможные последствия решений, оценивается эффективность и выполнимость предложенных вариантов.

Этап выбрасывания обиды. (5 мин.)

Упражнение «Мусорное ведро».

Цель: уничтожение обиды.

«Обиженный» предлагает скомкать листочки с предложениями «мне обидно, когда…» и выбросить в мусорное ведро со словами: «Эта обида мне больше не нужна! Эта темнейшая мысль мне больше не нужна».

Примечание: следующие упражнения необходимы для снятия напряжения, накопленного во время занятия и создание положительного эмоционального фона после проработки чувства обиды.

Упражнение «Волчок» (5 мин.)

Цель: Расслабление, разрядка, позитивные эмоции.

Участникам дается задание найти свободное место и вращаться, как волчок, по часовой стрелке. Можно нараспев произносить звук «и-и-и». Скорость вращения может быть любая, подходящая участникам группы.

Упражнение «Подарок» (5 мин.)

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Ведущий: «А теперь по очереди подарим друг другу словесные и воображаемые подарки. Пример: «Я дарю тебе этот подарок, потому что ты очень хороший человек». Символом подарка может быть мягкая игрушка.

 

Завершение основной части. (10 мин.)

«Обиженный» благодарит ребят за помощь, говорит, что наконец-то почувствовал себя свободным от гнетущего чувства обиды. Теперь выход из этого царства открыт, и команда может продолжать свое путешествие. Мощным потоком воды корабль выбрасывает на поверхность. Ребята вместе с ведущими изображают этот процесс. Для этого все садятся на корточки, берутся за руки и высоко подпрыгивают с громким восклицанием (например: «Ура!» или «Свобода!»).

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по круг называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.


Занятие № 9 Фонтан Веселья.

 

Цели и задачи:

ü обсуждение и нахождение социально-приемлемых способов снятия напряжения;

ü обсуждение способов проведения досуга.

 

Необходимые материалы:

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал», «подзорная труба».

Для занятия: ритмичная, веселая музыка.

 

Подготовка (10 мин.)

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.

Введение (10 мин.)

Корабль выходит из водоворота обиды и попадает в фонтан Веселья.

Ведущий сообщает участникам, что корабль попал в удивительный мир. Кругом разноцветные брызги, светит солнышко, играет веселая музыка, слышен чей-то веселый смех.

Появляется фея (другой ведущий), которая говорит участникам, что корабль попал в Фонтан Веселья, где все легко, весело и приятно. Здесь команда может отдохнуть.

Основная часть (60 мин.)

Обсуждение способов отдыха (10 мин.)

Цель: установление большей эмоциональной близости посредством обмена личным опытом и участия в общем обсуждении; прояснение таких вопросов как: умеют ли дети отдыхать и какие способы проведения досуга им нравятся.

Фея спрашивает команду о том, как они проводят свое свободное время, какие еще способы хорошего отдыха им известны.

А также для веселого отдыха фея предлагает те игры, которые знает она. Фея говорит: «А сейчас – время расслабляться и отдыхать».

Игра: «Танцы-противоположности» (15 мин.)

Цель: развитие умения распознавать различные эмоциональные состояния, фокусировка внимания на телесных проявлениях этих состояний.

Ведущий: «Я предлагаю вам поиграть в веселую игру. Разбейтесь по парам. Придумайте танец. В танце вы должны изобразить чувства. Чувства, которые вы изображаете, должны быть противоположными. Например, один из вас изображает веселый, а другой – грустный танец. Покажите своим танцем, что вам грустно-прегрустно или, наоборот, что вы счастливы. Когда я хлопну в ладоши, поменяйтесь ролями (1-2 мин.). Затем поменяйте танец».

Можно включить ритмичную музыку, подходящую к тем чувствам, которые вы предложите изображать. Танцы могут быть такими: нервный – спокойный, беспечный – озабоченный, сердитый – довольный, жадный – щедрый, трусливый – смелый, бунтарский – покорный, унылый – полный надежд, взволнованный – скучающий.

Примечание: поощряйте активность участников! Если кто-нибудь из команды предложит свою игру, поблагодарите его и поиграйте прямо на этом занятии, если нет времени, фея может порадоваться что участники команды такие веселые ребята.

«Живые картинки» (5 – 10 мин.)

Цель: развитие артистических способностей, снятие напряжения, демонстрация детям одной из веселых игр.

Ведущий: «Разбейтесь на пары. В шляпе лежат бумажки с названиями животных. Задача каждого - движениями, звуками, но без слов, показать конкретного животного так, чтобы остальные участники догадались, кого вы изображаете».

«Три лица, три чувства» (5 - 10 мин.)

Цель: невербальное выражение различных эмоций, снятие напряжения, разрядка, развитие умения настраиваться на эмоциональную волну другого человека.

Предложить детям представить выражения лиц при грусти, радости, злости и страхе. Пусть дети потренируются изображать эти чувства в усиленном варианте (огромную радость, очень сильную грусть и др.). Теперь поделите детей на пары. Пусть партнеры встанут спиной друг к другу. Каждый изобразит какое-нибудь чувство на лице. По сигналу ведущего поворачиваются друг к другу, не меняя выражения лица. Те, у кого совпали чувства на лице – пусть поднимут руку.

«Жмурки на слух» (10 - 15 мин.)

Цель: развитие наблюдательности, снятие напряжения, демонстрация вариации одной из известных детских игр.

Стулья (по количеству участников минус водящий) ставятся в два ряда друг напротив друга. Участники садятся, водящему завязывают глаза. Задача участников поменяться местами с сидящими в противоположном ряду. Если участник встал со своего стула, то не может на него садиться, при переходе на другую сторону нельзя делать шаги назад. Если водящий дотронулся и схватил переходящего или вставшего участника, то тот, кого поймали, становится водящим, а водящий садиться на его место. Водящий старается быть внимательнее и на слух определять, кто меняется местами. Ловить сидящих участников нельзя.

 

Завершение основной части (10 мин.)

Капитан говорит о том, что внезапно корабль начинает покачиваться из стороны в сторону и плыть в неизвестном направлении. Происходит мощный толчок (всей команде можно присесть и еще как-нибудь изобразить резкий перепад скорости). Корабль резко прекращает движение. Вокруг тишина, много водорослей. Похоже, корабль попал в Саргассовы Лени. Если корабль цел и за время игры не потерпел крушения (что периодически случается, когда кто-нибудь из команды случайно сдвигает или опрокидывает части корабля), то он натыкается на риф и терпит определенные поломки (например, рушится часть борта). Ведущий говорит о том, что корабль застрял в водорослях и предлагает сделать привал.

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по кругу называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.


Занятие № 10 Саргассовы Лени

 

Цели и задачи:

ü обсуждение ситуаций, в которых проявляется лень;

ü обсуждение способов, с помощью которых можно преодолеть лень;

ü обсуждение того, какую пользу и какой вред лень приносит.

ü сотрудничество, поддержка;

ü преодоление сложной ситуации;

ü совместное решение проблемы.

 

Необходимые материалы.

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал», «подзорная труба».

Для занятия: легкая музыка, веревки или ленты.

 

 

Подготовка. (10 мин.)

Постройка корабля. Не забывайте о воспроизведении поломки.

 

Введение (15-20 мин.)

История затонувшего города (15-20 мин.)

Цель: настройка на атмосферу игры и тему занятия.

Ведущий напоминает, что корабль в состоянии, требующем починки, находится в Саргассовых Ленях, показывает положение корабля на карте. Затем рассказывает историю затонувшего города:

 

Когда-то давным-давно на этом месте был остров, на котором находился прекрасный город. Город был богатым и процветающим. Все корабли стремились полюбоваться этим городом. Но однажды в городе появился злой колдун. Он как мог портил жизнь жителям острова. Островитяне тщетно пытались перевоспитать колдуна. Ведь давно известно, сколько не перевоспитывай другого человека, он никогда не станет таким, как вы хотите. Жители долго терпели и, наконец, решили проучить колдуна, они решили изгнать его из своего города.

В один прекрасный день колдуну дали лодку, запас еды для долгого плавания, подробную карту и денег, в количестве, достаточном для того, чтобы устроиться на новом месте. Колдун, вместо того, чтобы начать новую жизнь в другом месте, очень обиделся и стал насылать на город проклятия. Но жители города были хорошими и добрыми людьми. Злые проклятия колдуна на них не действовали, как он ни старался.

Но однажды колдуна осенило. Он вспомнил, что жители островного города были ленивы. Обычно им удавалось побороть свой недостаток, но колдун наложил заклятие, которое отняло у жителей силу воли и день за днем увеличивало их лень. И постепенно всем жителям острова стало лень работать. Сначала это было незаметно и всем казалось: “Что такого – не работал сегодня – поработаю завтра”, но со временем, жители обленились до безобразия и без должного ухода городские крепления, сдерживающие морские волны разрушились, и город затопило.

И теперь на этом месте в море вода спокойная, словно ей лень течь. В стоячей воде разрослись водоросли, которые оплетают корабли и мешают им плыть.

Члены экипажа и пассажиры застрявших кораблей тоже становятся жертвами непреодолимой лени.

 

Основная часть (60 мин.)

Ведущий объясняет команде, что на нее напал приступ лени. Желательно включить ненавязчивую расслабляющую музыку. Ведущий комментирует происходящее, рассказывая, как корабль лениво покачивается на волнах, светит жаркое солнышко, дует легкий-легкий ветерок, доносящий музыку, которая убаюкивает и т.д.

«Что мне лень делать» (5-10 мин.)

Цель: демонстрация готовности принятия недостатков других людей и собственного несовершенства. Все мы в чем-либо ленимся.

Дети занимают удобное положение и начинают вспоминать, что им лень делать. Кому-то ходить в школу, кому-то мыть посуду… Затем, в зависимости от того, что человеку лень делать, ведущий связывает каждому руки или ноги, или глаза (например, если лень читать) – так нас сковывает лень. Могут быть связаны несколько частей тела одновременно.

Починка корабля (20 мин.)

Цель: сплочение команды, развитие умения помогать и принимать помощь.

Ведущий говорит, что нам необходимо починить корабль. Участники выполняют задание, помогая друг другу. Во время этого процесса ведущий периодически напоминает участникам, как трудно побороть приступы лени. По команде Ведущего все участники поддаются лени и бросают начатое дело.

Обсуждение «Зачем нам нужна лень. Как преодолеть лень» (5-10 мин.)

Цель: обсуждение способов, с помощью которых можно преодолеть лень, а также того, какую пользу и какой вред она приносит; демонстрация детям того, что лень сама по себе не делает человека плохим, что она естественна, главное – уметь преодолеть свою лень, когда это необходимо.

«Избавление от лени» (5-10 мин.)

Ведущий говорит, что лень иногда полезна. Например, она помогает нашему организму отдохнуть, подумать о чем-то, не суетиться, придумать более легкие и быстрые способы выполнения какого-нибудь дела. Но мы не должны позволять лени долго управлять нами и втягивать нас в болото бездействия надолго. Так же задаются вопросы: «Когда лень становится уже довольно вредной штукой?» и «Какие у вас есть способы преодоления лени». Как можно побороть ее. После обсуждения, Ведущий предлагает детям починить корабль. В процессе починки, с членов команды снимаются «путы».

После починки корабля капитан объявляет, что команда великолепно справилась с задачей, преодолев тяжелые приступы лени. Все вместе фантазируют на тему того, что было бы, если бы такое заклятие наложили на наш город.

 

Завершение основной части (10 мин.)

Ведущий также должен объяснить ребятам, что нужно отличать болезнь или переутомление от лени. Ведущий подводит детей к выводу, что мы всегда в силах справиться с собственной ленью. Корабль продолжает свое путешествие, направляясь к Острову Грусти, на котором капитан планирует пополнить запасы воды. Боцман отмечает положение корабля на карте. Команда заполняет судовой журнал. Обсуждение произошедшего.

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по кругу называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.


Занятие № 11 Виноватый дождь.

 

Цели и задачи:

ü работа с чувством вины;

ü умение выслушать собеседника;

ü развитие способности прощать себя и других;

ü работа над признанием права на ошибку;

ü развитие умения делать выводы из ошибок и находить выход из сложных ситуаций;

ü развитие ответственного поведения.

 

Необходимые материалы.

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал», «подзорная труба».

Для занятия: цветные карандаши или фломастеры, бумага А4 (по 3 листа на участника), корона для короля.

 

Подготовка (10 мин.)

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.

 

Введение (5 мин.)

Корабль плывет по направлению к острову Грусти. Капитан отдает соответствующие команды (поднять паруса, так держать и др. в зависимости от маневра). Вдруг небо темнеет (о чем Ведущий говорит участникам), на небе участники видят огромную темную тучку (изображает соведущий-боцман), которая плачет. Капитан спрашивает тучку: «Что случилось? Почему ты плачешь? Тебя кто-то обидел?». В ответ тучка отвечает: «Ах. Это все моя вина.. Ведь все было так хорошо когда-то… Позвольте мне поведать вам мою печальную историю». И тучка просит капитана помочь показать эту историю участникам.

 

Основная часть (60 мин.)

История летающего острова (10-15 мин.)

Цель: настройка на тему занятия, преподнесение детям мысли о том, что ошибки бывают у всех, даже у родителей, объяснение возможных причин несправедливого гнева, демонстрация способа честно и открыто сказать о своих чувствах.

Тучка вытаскивает из кармана корону и начинает свой рассказ:

«Когда-то я был королем летающего острова. Мы путешествовали по всему свету, торговали с разными странами. Множество туристов стремилось посетить этот замечательный остров. Я очень старался, чтобы все в моем королевстве было безупречно.

Когда у меня родился сын, я хотел сделать из него идеального человека. Каждый день я твердил ему о том, как должно себя вести настоящему королю, нанял для него учителей. Весь его день был расписан по минутам. Моему сыну вначале очень нравилось всем этим заниматься, и он очень старался не разочаровать меня. Но, к моему огорчению, не все у него получалось так, как я хотел. Я злился и говорил ему: «Настоящий мужчина и мой сын должен выполнять все идеально. Иначе тебе никогда не стать хорошим королем».

Мой сын действительно очень старался, но я не замечал этого и еще больше злился на него и обвинял его в неудачах. «У тебя никогда ничего не получится. Ты не способен быть достойным королем и настоящим мужчиной» - говорил ему я

Особенно ему не удавались танцы. О! Он был так неуклюж и неловок. Во время одного занятия мой сын пытался сделать сложное танцевальное движение, но потерял равновесие и задел рукой старинную вазу. Эту вазу мне преподнес мой лучший друг, король одной из стран континента. Это была последняя капля моего терпения, я не выдержал и накричал на сына, обвиняя его во всем подряд.

Сын выслушал меня, а потом поднял голову и сказал: «Да, папа, я разбил вазу и мне очень больно видеть, что это тебя расстроило. Я действительно очень стараюсь, я очень хочу тебе понравиться и стать настоящим правителем. Но у меня не все получается и мне грустно от этого, поскольку тебя это расстраивает. А я очень люблю тебя, отец, и не хочу тебя расстраивать. А вазу я постараюсь склеить».[22]

Но, ослепленный своим гневом, я не воспринял его слова и посадил его в темницу, чтобы он там подумал над своим поведением. Некоторое время спустя, когда волна моего гнева схлынула, я осознал то, что я сделал. Я посадил в темницу собственного сына, я не услышал тех теплых слов, что он мне сказал. Тяжесть вины легла мне на плечи.

Первым порывом у меня было желание пойти и освободить сына, попросить у него прощения. Но потом я испугался, что сын увидит, что его отец несовершенен и разочаруется во мне[23]. И я оставил все как есть. Позже, конечно, я отдал приказ освободить сына. Но я не мог смотреть ему в глаза, так как мне было стыдно за свою слабость. И, сказав своим подданным, что уезжаю в командировку, я просто сбежал с острова.

 

И теперь, превратившись в тучку, я путешествую по свету в поисках ответа на вопрос: «Как же мне наладить отношения с сыном?». Что мне делать? Я так боюсь, что если я признаю свою вину, то сын поймет, что я могу совершать ошибки, он разочаруется во мне и отвернется от меня. А я ведь его очень люблю. Ребята, прошу вас, помогите мне».

Обсуждение ситуации (15 мин.)

Цель: совместный поиск решения проблемы, продумывание возможных последствий решения.

Детям предлагается предложить свои способы помощи королю. (В ходе данного занятия дети уже увидели некоторые способы, поэтому они могут вновь их предложить). Ведущие подсказывают ребятам, какие еще способы можно предложить.

Король может спросить: «Ребята, как вы думаете, если я признаю перед сыном свою вину, скажу, что я был не прав и попрошу у него прощения, как он это воспримет, какова будет его реакция?». В ответ дети высказывают свою точку зрения[24].

Рисунок 1 (10 мин.)

Цель: развитие рефлексии чувств, выражение чувства посредством рисунка.

Рисунок себя /или персонажа сказки, почувствовавшего вину/: «Когда чувствуешь вину, что с тобой происходит, как ты себя чувствуешь?» Обычно дети рисуют скукоженного человечка, на которого падают гром и молнии, прячущегося маленького человечка, желающего стать еще меньше.

Примечание: после этого упражнения хорошо провести игру для снятия эмоционального напряжения, подбадривающую (такие игры можно посмотреть в приложении 5).

Упражнение «Работа над ошибками» (15-20 мин.)

Цель: работа над признанием права на ошибку, развитие умения делать выводы из ошибок и находить выход из сложных ситуаций, развитие ответственного поведения.

Инструкция: «Все мы когда-либо совершаем ошибки. Вот и король так же совершил ошибку и до сих пор винит себя. Давайте поможем королю. Покажем ему, что мы делаем, когда ошибаемся. Возьмите листочек бумаги и расположите его по горизонтали (показать как). На листочке начертите таблицу[25]»:

Ошибка Последствия (+ и -) Выводы Как можно исправить ситуацию
1. 2. 3.        

Разберите одну из ошибок все вместе, чтобы детям было понятнее как делать упражнение.

Например,

Ошибка Последствия (+и-) Выводы Как можно исправить ситуацию
1. Играл дома в мяч и случайно разбил вазу (-)Мама расстроилась и долго ругалась. (+)Хорошо, что никто не пострадал. В следующий раз буду играть в мяч только на улице. А если захочется покидаться чем-нибудь дома – буду использовать мягкую игрушку. 1. Попросить у мамы прощения. 2.Если осколки крупные, то можно попробовать склеить вазу. 3.Накопить карманные деньги и купить маме новую вазу в подарок.

 

Рисунок 2 (10 мин.)

Цель: освобождение от чувства вины, развитие умения прощать самого себя, видеть, что ошибка еще не делает человека плохим.

Рисование самого себя после освобождения от чувства вины. Веселенький человечек.

 

 

Завершение основной части (10 мин.)

Король благодарит участников за помощь, «теперь, когда я увидел, как вы поступаете, если совершаете ошибки, увидел, что вы не вешаете нос и идете вперед, я понял что мне делать. Я пойду к своему сыну, признаю свою вину и скажу ему о том, что люблю его всем сердцем».

Капитан: «Я горжусь вами, моряки. Вы отлично справились и смогли помочь королю. Теперь корабль может продолжить свое путешествие. А на пути у нас лежит остров Грусти». Заполнение судового журнала.

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по кругу называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.

 


Занятие № 12 Остров Грусти.

 

Цели и задачи:

ü работа с чувством грусти;

ü вербальное и невербальное выражение грусти;

ü обсуждение ситуаций, в которых бывает грустно;

ü оказание друг другу поддержки и сочувствия;

ü обсуждение пользы, которую грусть приносит;

ü способы поднятия себе настроения;

ü достижение большего доверия и сплоченности.

 

Необходимые материалы.

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал».

Для занятия: цветные карандаши, бумага, грустная музыка, письмо от короля-тучки.

 

Подготовка (5 мин.)

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.

 

Введение (10 мин.)

Корабль плывет по направлению к острову Грусти. Капитан отдает соответствующие команды (поднять паруса, так держать и др. в зависимости от маневра). Причаливание (отдать швартовы, бросить якорь). На причале команду встречает второй ведущий, который изображает жителя острова по имени Ахмед. Ахмед приветствует команду и приглашает в Беседку Встреч, предназначенную для гостей острова. Стулья ставятся в полукруг, включается грустная музыка, дети занимают места на стульях. Ахмед рассказывает грустную историю острова.

 

Основная часть (60 мин.)

Ведущие показывают грустную легенду.

Легенда Острова Грусти (10-15 мин.)

Цель: настройка на тему занятия.

Давным-давно этим островом владел великий султан Сулейман. У него была дочь - прекрасная Зуйнар. Больше всего на свете любил султан свою дочь, и главным желанием его жизни было удачно выдать ее замуж. А Зуйнар любила море и часто подолгу стояла у окна своей комнаты, глядя на лазурные волны.

Однажды, на проплывающем мимо ее окна корабле, принцесса увидела прекрасного юношу. Он обернулся, взгляды их встретились и они полюбили друг друга. С тех пор юноша часто плавал мимо окна своей возлюбленной, а однажды ему удалось тайком проникнуть во дворец, и они встретились.

Через некоторое время султан позвал свою дочь и сообщил ей, что она выходит замуж за короля из соседнего королевства. В ужасе Зуйнар бросилась на колени перед отцом и умоляла его отменить свадьбу. Когда она призналась султану, что любит Али, капитана торгового корабля, султан разозлился и пригрозил, что запрет принцессу в башню и продержит взаперти до тех пор, пока она не согласится на свадьбу. И запер.

Но в башне было окно, из которого Зуйнар все равно могла видеть Али. А Али каждый день подплывал на своем корабле к башне. Однажды это увидел султан и приказал потопить корабль Али. Гибель возлюбленного увидела Зуйнар и бросилась из окна башни в бушующее море. Султан, командующий в это время военным кораблем, не успел спасти свою дочь. Великое горе охватило султана. Он раскаялся в своих поступках, но это не могло воскресить его любимую дочь. С тех пор ничто более не радовало султана, и он назвал этот остров Островом Грусти. Давно уже султан состарился и умер, но до сих пор все несчастные люди приезжают на этот остров в поисках сочувствия и утешения. Говорят, что духи Зуйнар и Али до сих пор посещают этот остров.

Обсуждение «Мне бывает грустно, когда…» (5 мин.)

Цель: актуализация грусти, достижение большей эмоциональной близости посредством обмена личным опытом.

Ахмед предлагает детям поделиться своими печалями. Для этого по кругу каждый говорит по предложению, начиная его так «мне бывает грустно (печально, тоскливо, больно), когда…».

Упражнение «Рисунок грусти» (15 мин.)

Цель: выражение чувства грусти через рисунок, достижение большей эмоциональной близости.

Все вспоминают грустные моменты своей жизни, что они делают, когда грустно. Раздаются листы бумаги, карандаши. Дается задание изобразить на рисунках грусть или какой-нибудь грустный момент в жизни.

После того, как рисунок закончен, ребята делятся своими чувствами, рассказывают (по желанию) о том, что нарисовано, что им хотелось изобразить на своем рисунке.

Ахмед благодарит участников за то, что они поделились своими печалями и говорит о том, что если им хочется, они могут оставить свои рисунки на этом острове. Ахмед прощается с командой и уходит. Ведущий-Ахмед переодевается в боцмана.

Рисунок «Что мне поднимает настроение» (15 мин.)

Цель: снятие напряжения, поднятие настроения, демонстрация многообразия способов улучшения своего настроения и важность приятных мелочей, на которые часто не обращается внимание.

Ребятам дается задание нарисовать то, что им поднимает настроение. Затем, каждый по кругу рассказывает о том, что ему поднимает настроение.

Игра “Цветок”(15 мин.)

Цель: развитие умения говорить друг другу приятные вещи, упражнение вызывает положительные эмоции.

Один из Ведущих берет “Цветок” (любой предмет) и вручает его одному из детей со словами (пример): “Я дарю тебе (назвать имя) этот розовый, замечательный, благоухающий цветок, потому что... (назвать какое-нибудь качество ребенка)“. Ребенок, получивший цветок, должен таким же образом передать его кому-нибудь из тех, кто цветок не получал. Пройдя через руки всех членов группы, цветок возвращается обратно к Ведущему.

 

Завершение основной части (10 мин.)

Боцман приносит из порта письмо, пришедшее на имя капитана корабля. Это – письмо от короля-тучки. В этом письме король благодарит команду за помощь и сообщает, что помирился с сыном. Именно благодаря команде корабля королю удалось набраться сил и признать свою ошибку, а также сказать сыну о своей любви.

Капитан сообщает команде, что он полон радости и гордости за своих моряков.

Обсуждение происходящего на занятии. Заполнение судового журнала.

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по кругу называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.


Занятие № 13. Море Злости. Рифы гнева.

 

Цели и задачи:

ü работа с чувством злости и гнева;

ü вербальное и невербальное выражение злости;

ü злость, как чувство, которое тормозит или помогает в продвижении к цели;

ü социально-приемлемые способы выражения своей злости.

 

Необходимые материалы.

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал».

Для занятия: нет

 

Подготовка (10 мин.)

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.

 

Введение (5 мин.)

Ведущий напоминает, что предстоит трудный участок пути - Море Злости. Особенно следует опасаться в этом море Рифов Гнева.

Под командованием боцмана и капитана корабль осторожно прокладывает путь среди рифов, в изобилии обозначенных на карте. Внезапно раздается страшный грохот - корабль наткнулся на необозначенный на карте подводный риф.

 

Основная часть (60 мин.)

Ведущий говорит ребятам, что необходимо снять корабль с рифа. Для этого нужно его как следует раскачать. А где нам взять силы для этого?

Обсуждение «Что такое злость?»(10 мин.)

Цель: актуализация чувства злости, вербальное и невербальное выражение чувства, анализ природы злости и преподнесение мысли о том, что энергию злости можно направить на что-нибудь полезное.

Обсуждается понятие злости, участники рассказывают и показывают, какие выражения лица бывают у человека, который злится, как может выглядеть его поза. Обсуждаются ситуации, в которых члены группы испытывают злость или гнев. Ведущий делает вывод, что злость - это процесс высвобождения большой энергии. Значит, энергию злости можно использовать для чего-нибудь полезного. Для того, чтобы раскачать корабль и снять его с рифа, проводятся игры “Толкалки” и “Кричалки”.

Упражнение-игра «Толкалки» (20-25 мин.)

Цель: снятие напряжение, снятие избавление от агрессии через соревнование.

Участники делятся на две команды, которые встают в две шеренги друг против друга. Стоящие напротив толкаются, соприкасаясь сначала руками, затем плечами, спиной, ягодицами. После каждой «толкалки» меняются партнерами.

Игра «Перетягивание» (5 мин.)

Цель: избавление от агрессивной энергии через соревнование.

Игра похожа на предыдущую, только в ней противники перетягивают друг друга на свою сторону.

Игра «Выведи из равновесия» (5 мин.)

Цель: развитие умения размышлять в противоборстве, опираясь больше на разум и наблюдательность чем на силу.

Также в парах. Участники стоят друг напротив друга, соприкасаясь только ладонями. Задача не применяя силы вывести противника из равновесия. Ладони не расцеплять.

Обсуждение (10-15 мин.)

Цель: развитие рефлексии собственных чувств и действий, проведение аналогии с действиями во время реальных конфликтных ситуаций, анализ эффективности различных стратегий поведения.

Ведущий спрашивает участников, какие чувства, желания они испытывали во время упражнений. Можно спросить участников о том, как они привыкли действовать в спорах и конфликтах – силой или хитростью?

Также, Ведущий спрашивает участников о том, какие способы снятия напряжения они знают. Можно предложить свои: поговорить с другом, побегать, побить подушку, написать об этом в дневнике и др.

Примечание: подобное обсуждение можно устраивать после каждого упражнения в этом занятии. Чем больше – тем полезнее. Все зависит только от готовности детей к этому, от того, насколько быстро они успокаиваются и как сильно устают от обсуждений и дискуссий.

Игра «Кричалка» (10 мин.)

Цель: снятие напряжения, развитие умения регулировать свое состояние.

Теперь одна из команд получает слово “да”, а вторая - слово - “нет”. По команде Ведущего, каждая команда должна говорить свое слово. Команды начинают с шепота, но постепенно говорят все громче и громче, в итоге все должны кричать изо всех сил. По команде Ведущего (колокольчик или хлопанье в ладоши) все затихают. Это упражнение повторяется несколько раз, пока корабль не сходит с рифа.

 

Завершение основной части (10 мин.)

Ведущий объявляет, что корабль свободен и может плыть дальше. Огибая последние рифы, корабль подплывает к Городу Радости и причаливает (с выполнением соответствующих команд).

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по кругу называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.


Занятие № 14. Айсберг Замороженных Чувств.

 

Цели и задачи:

ü повторение пройденного материала;

ü обсуждение способов выражения чувств;

ü обучение детей навыку «Я-сообщений»;

ü повышение эмпатии (умение настраиваться на других и быть более чуткими).

 

Необходимые материалы.

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал».

Для занятия: лист, сворачивающийся в рулон - письмо волшебника (приложение 3), три цветных коврика[26] или непрозрачный скотч, мел, обозначающие «коврики»; доска или лист ватмана.

 

Подготовка (10 мин.)

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.

 

Введение (5 мин.)

Ведущий напоминает, что корабль успешно миновал Море Злости и теперь идет к городу Радости. Вскоре после отплытия боцман видит на горизонте странный объект, через некоторое время становится понятно, что это айсберг. Капитан старается уйти с курса айсберга, но это не удается и корабль застревает на краю ледяной глыбы. При этом корабль получает пробоину в одном из бортов. Тут капитан видит, что по льду к ним идет человек (второй Ведущий). Человек подходит к кораблю и говорит, что является посланником жителей острова, который не виден за глыбами льда, которые окружают его. Посланник говорит, что вести о команде дошли до этого острова. Островитяне слышали о том, как команда корабля помогла многим на своем пути и просит помочь также и их острову, помочь освободить чувства, что заморожены во льдах.

 

Основная часть занятия (60 мин.)

Посланник заходит внутрь корабля и рассказывает историю жителей этого острова.

История жителей ледяного острова (10-15 мин.)

Цель: показать важность эмоций в жизни, мысль о том, что даже если пытаться подавить только неприятные эмоции, остальные также притупляются.

«Некоторое время назад жители могли свободно выражать свои чувства и эмоции. Но не все чувства были легки и приятны. Иногда люди испытывали страх, злость, печаль и одиночество. И подумали островитяне: «Заче



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: