Этапы освоения программы.




Подготовка.

Ритуальная форма. Приветствие, сбор «корабля».

Цель: обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подчеркнуть безопасность, обеспечить комфортное вхождение в группу для каждого участника.

Иногда недооценивается такой важный фактор, как этап подготовки. Между тем, детям необходим «разогрев», готовность к поведенческим изменениям, к созданию мотивации на изменения. Это то время, которое отводится на организацию пространства для условий игры – постройку корабля. Некоторое время требуется для того, чтобы собрать детей вместе. Дети постепенно начинают настраиваться на занятие, успокаиваться после перемены, а также при постройке корабля дети учатся помогать друг другу и делать свой маленький вклад в общее дело.

Введение в тему.

Цель: настройка на совместную работу, эмоциональное включение детей в тему занятия, содействие развитию воображения.

Несмотря на то, что дети младшего школьного возраста легко отвлекаются и переключаются, им, тем не менее, необходимо тратить много сил на то, чтобы сосредоточиться на чем-то одном. Тем более, что тема занятия задана Ведущими и может не вполне соответствовать настроению ребенка. Например, маленький Саша только что получил плохую оценку, а ему необходимо сосредоточится на чувстве радости. И если первый этап посвящен больше организации пространства и детей для проведения занятия, то этап введения в тему создан для того, чтобы дети погрузились в изучаемое чувство и были готовы с ним работать.

Основная часть.

Цель: познакомить детей с чувствами, помочь прожить определенное эмоциональное состояние. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей.

На эту часть занятия приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Сказка и игры-упражнения направлены на развитие эмоционально-личностной сферы.

Завершение занятия.

Цель: снятие эмоционального напряжения, закрепление положительных эмоций; подведение итогов; заполнение судового журнала.

Заполнение судового журнала помогает осознанию приобретенного опыта, закреплению полученной информации.

Прощание.

Ритуальная форма.

Цель: обозначить конец занятия, эмоциональная поддержка детей, умение расставаться.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, уровней усвоения информации, каналов восприятия информации.

 

Этапы освоения программы.

 

1. Понимание получаемой информации.

2. Осознание потребности.

3. Донесение информации о содержании того или иного навыка.

4. Формирование навыков стресс преодолевающего поведения.

5. Отработка полученных навыков.

6. Перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь детей.

 

Основные компоненты работы.

 

Психологический – коррекция психологических особенностей личности, способствующих формированию отклоняющегося и аддиктивного поведения, создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация детей из группы риска. Работа с чувствами вины, страха, формированием ответственности, принятием конструктивных решений.

Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.

Аксиологический - предполагает осознание ребенком ценности собственной уникальности, уникальности окружающих, единства с миром во всей его полноте.

Образовательный - информирование детей о негативных социальных и физиологических последствиях употребления малоизвестных лекарственных веществ.

Другой аспект – повышение социальной и персональной компетентности детей, которое достигается посредством получения ими информации о себе и окружающем мире; пониманием своих чувств, эмоций, знаниями о возможных способах работы с ними; заботы о себе; конструктивных способах разрешения проблем.

Социальный - помощь в социальной адаптации ребенка, овладение навыками общения.

 

Методы работы.

 

Групповая работа. Основой программы является ролевая игра.

· Ролевые игры

· Рисуночные методы

· Арт-терапия

· Ритуалы

· Элементы сказкотерапии

· Групповое обсуждение

· Когнитивные методы

· Интерактивные игры

· Разминки


Пожелания к Ведущим.

 

1. Быть грамотным специалистом, подготовленным к использованию данной программы на практике.

2. Желание работать с детьми.

3. Ставить в центр внимания личность ребенка, с которым вы общаетесь.

4. Говорить открыто, дружелюбно, искренне – ваши слова, интонации, жесты, мимика, поза должны находиться в соответствии друг с другом, не быть фальшивыми.

5. Учитывать возрастные особенности детей.

6. Для того, чтобы заниматься чужим развитием, нужно постоянно развиваться самому.

7. Не переносить собственные проблемы на детей. Своевременно разрешать свои неудачи и поражения.

8. Постараться вспомнить себя в том возрасте, чтобы лучше понять детей.

9. Принимать детей такими, какие они есть.

10. Прощать ошибки, свои и чужие.

11. Использовать «Я-послания», избегая «ты-осуждений».

12. Любить каждого ребенка. Если Вам сложно какого-то ребенка принять, попробуйте найти изюминку в этом ребенке, за что его можно полюбить или помочь раскрыться.

13. Иметь достаточный объем знаний, позволяющий понимать и адекватно реагировать на нестандартное поведение детей (на агрессивность, затаенную злобу, зажатость, молчаливость и т.д.).

14. Не отвечать агрессией, злобой на агрессию ребенка. Не бросать замкнувшегося в себе ребенка. То есть обращать на них больше внимания, поддерживать, хвалить за незначительные подвиги, давать выполнение самостоятельных заданий, а потом поинтересоваться их выполнением. Часто нестандартные элементы поведения являются причиной деструктивных семейных отношений или психологической защитой (желание оградить себя от неприятностей).

15. Дети младшего школьного возраста часто «играют» на публику, на признание другими, «тянут» внимание на себя – сначала можно подыграть им, а потом использовать их как помощников. Таким образом, они оказываются признанными и не уходят с занятий, а участвуют в игре до окончания проведения программы.

16. Иногда, кажется, дети не слышат того, что вы им говорите. Они где-то в другом конце класса и переманивают на свою сторону других. Опыт показывает, что они все слышат, присоединяются к группе и правильно выполняют задание.

17. Быть эмоциональным, живым и открытым, проявлять искренний интерес к тому, что делаете вместе с детьми. Дети младшего школьного возраста стремятся во всем подражать взрослому, легко заражаются его состоянием и отношением. Они «насквозь» видят искренний или поддельный интерес к ним и, почувствовав фальшь, могут перестать ходить на занятия.

18. Некоторые дети пытаются сразу «забить место» рядом с ведущим, быть признанным. Пример: «Давайте я понесу вашу сумочку». Не позволяйте детям этого делать.

19. Важно вовремя помочь отдельному ребенку реализовать себя. Важно подчеркнуть любые оригинальные проявления ребенка (детей) везде, где он выражает себя. Сам ребенок может не обратить на это внимания. Задача ведущего как раз и состоит в том, чтобы помочь ему увидеть себя, свою индивидуальность и неповторимость.

20. Не бояться перехвалить ребенка.

21. Давать «обратную связь» в игровой, но значимой форме по поводу негативных сторон поведения, либо ошибочных рассуждений.

22. Помочь каждому ребенку найти свое особенное, неповторимое качество, показать, что все люди разные, что каждый видит мир и выражает его по-своему, и это нормально.

23. Помочь детям понять и осознать собственные переживания и чувства.

24. Учить принимать другого человека таким, какой он есть.

25. Владеть знаниями о наркотиках и других психоактивных веществах, уметь различать их.

26. Перед началом работы необходимо провести совещание, беседы, семинары с учителями и родителями. В течение всей программы поддерживать контакты с учителями и родителями участников группы.

27. В совместной работе двух ведущих: уметь договариваться между собой, поддерживать друг друга, слышать, чувствовать, понимать друг друга.


Требования к помещению.

 

1. Помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр, но не слишком большим, так к. это нарушает ощущение безопасности

2. Помещение всегда должно быть одним и тем же, иначе нарушается ощущение безопасности

3. Помещение должно быть непроходным и не просматриваемым для посторонних

4. В помещении должно быть достаточно светло

5. Помещение должно быть проветриваемо

6. Стулья должны быть легко перемещаемыми и не скрепленными друг с другом, иногда их приходится отодвигать к стенкам

7. Помещение должно достаточно звукоизолированно - иногда будет шумно

8. В помещение не должны проникать посторонние звуки

9. Дверь должна быть закрыта на время занятий

10. Оптимально, если есть возможность сидеть и рисовать на полу

11. Должна быть возможность крепить ватман к стенам

12. Не должно быть острых и опасных углов, предметов и т.д.

 

 

Обоснование последовательности занятий.

 

Порядок занятий выбран не случайно, постепенно от легких и нейтральных чувств мы переходим к более сложным.

 

Название занятия На что направлено занятие
  Введение в игру. На этом занятии дети знакомятся друг с другом, учатся вместе делать что-то общее, взаимодействовать, сотрудничать. Также необходимо сразу же договориться о правилах. Наличие и соблюдение четких и ясных правил поможет достичь атмосферы безопасности. Совместное обсуждение правил поможет детям понять, что соблюдать правила необходимо для общения в коллективе, обозначит границы дозволенного.
  Подготовка к отплытию. Знакомство с городом Чувств. На этом занятии дети знакомятся с чувствами, тем какие они бывают и как выражаются. Также становится понятно, какие чувства детям хорошо знакомы и легко выражаются, а какие являются «трудными» для них. Также, совместно с ребятами, рисуется карта океана Чувств, прокладывается маршрут следования. Это знакомит детей с определением и постановкой цели, принятием совместного решения.
  Отплытие. Ветер Удивления. Это занятие, на котором начинается плавание-путешествие по океану Чувств. Начинается большая ролевая игра. Дети продолжают учиться делать что-то общее, сотрудничать друг с другом «управляя» кораблем, в общем кругу делиться личным опытом, своими воспоминаниями, мыслями и идеями. Выражая свои чувства и мысли, сидя вместе, участники достигают большей эмоциональной близости. Чувство, которое рассматривается на этом занятии – удивление – достаточно нейтральное для большинства людей, т.е. оно не вызывает «бури в душе». Эта нейтральность помогает детям учиться в безопасной обстановке делиться друг с другом личными переживаниями; анализу чувств; разным способам выражения чувств.
  Остров Страха. Это занятие посвящено работе с детскими страхами. Участники узнают, что бояться - это нормально, у страха есть и положительные качества. А также одна из основных мыслей – это то, что лучше разбираться со своим страхом, чем уходить от него. Часто оказывается, что источник страхов – наши мысли, а не реальная ситуация. Чудовища острова оказываются заколдованными людьми, которые своим устрашающим видом и агрессией прикрывают собственные страхи и чувство одиночества. В ходе занятия дети учатся находить поддержку друг в друге, а также адаптивные выходы из сложных ситуаций (ведение переговоров и др.).
  Вихри Тревоги. На этом занятии внимание уделяется тревоге, и ее источникам - повседневным пугающим ситуациям. Обсуждение и проработка ситуаций позволяет детям взглянуть в лицо источнику проблемы, увидеть позитивные стороны ситуации, а также различные способы решений. Дети продолжают развивать умение находить и оказывать поддержку друг другу, учатся умению ориентироваться в ситуации.
  Остров Коварства На этом занятии детям предоставляется информация о зависимости от психоактивных веществ. События, происходящие на острове в аллегорической, игровой форме, иллюстрируют, как формируется и развивается зависимость, тот факт, что попасть в зависимость просто и легко, а освободиться от неё гораздо сложнее. Идет проработка ситуаций, в которых трудно отличить правду ото лжи, обсуждение объективной ситуации, принятие группового решения. Каждый участник также делает выбор самостоятельно, узнает, что без поддержки группы придерживаться выбора сложно. Становится очевидным: кто больше, а кто меньше подвержен чужому влиянию (манипуляции). Определяются приоритеты. В конце занятия Ведущие рассказывают, о том, что иллюстрировало это занятие. Обсуждается опасность и коварство наркотиков, алкоголя и других ПАВ. К этому занятию, достаточно сложному и требующему умения обсуждать в кругу проблемы, дети достаточно подготовлены, благодаря предыдущим встречам.
  Треугольник Непонимания. Это занятие посвящается преодолению трудностей непонимания. Непонимание может возникать на разных уровнях. На уровне непонимания слов и на уровне непонимания смысла сказанного, желаний и мотивов других людей. В зависимости от готовности участников программы обсуждать те или иные уровни проблемы, предложены разные пути построения занятия.
  Водоворот Обиды. Это занятие посвящено довольно сильному, «трудному» переживанию – чувству обиды. Дети учатся признавать и выражать свою обиду, объективно анализировать ситуацию, находить приемлемые способы решения, прощать других людей.
  Фонтан Веселья. В программе много времени посвящено проработке «трудных» чувств, вызывающих много напряжения. На этом занятии дети узнают о разнообразных способах и путях снятия этого эмоционального напряжения, делятся личным опытом друг с другом, играют в веселые игры. К этому занятию дети уже достаточно внимательно относятся к своему внутреннему состоянию. При «проработке» сложных чувств дети уже сталкивались с эмоциональным напряжением и готовы отнестись к данной информации серьезно. Примечание: все занятия, посвященные «трудным» чувствам построены таким образом, чтобы завершаться разгрузочной игрой, счастливым финалом.
  Саргассовы Лени. Это занятие посвящено «лени», которая часто очень порицается взрослыми. Клеймо «Ленивый» или «Лентяй» может оставить неизгладимый след на психику ребенка на всю жизнь. На занятии, дети делятся своими переживаниями, ситуациями, когда лень что-либо делать. Ребятам дается понять о том, что лень бывает у всех и это нормально, ничего в этом страшного нет. «Лень» имеет и положительные стороны, являясь сигналом необходимости отдыха, наличия каких-то проблем, страхов (когда ничегонеделание - это способ ухода от проблемы, отсрочивания пугающей ситуации). Также дети и Ведущий делятся тем, как они справляются с «ленью», участвуют в упражнении, в котором успешно справляются с приступами лени. Все это закрепляет у участников ощущение успешности преодоления «лени», побуждает отдавать предпочтение активной жизненной позиции, а не различным способам ухода от проблем.
  Виноватый дождь. Это занятие посвящено чувству вины, которое обычно очень сильно снижает самооценку ребенку. Для младших школьников еще характерен эгоцентризм, благодаря которому они берут на себя вину за все, происходящее вокруг, особенно в семье. Для снижения напряжения и сложностей, связанных с переживанием этого чувства ребята сначала начинают анализировать ситуацию волшебного короля, а потом уже переходят к обсуждению своих случаев. В ходе занятия дети учатся признавать свое право на ошибки, прощать самих себя и других, уметь позитивно использовать неудачный опыт, делая выводы, и находя выход из сложной ситуации. Учатся принимать ответственность за свои поступки, а не прятаться за агрессию и отрицание.
  Остров Грусти История султана острова Грусти является иллюстрацией к тому, как люди пытаются справиться с чувством вины. Султан виноват в трагедии, произошедшей когда-то давно. Он много переживал из-за этого, но не стал замыкаться на своем горе, а посвятил свою жизнь всем, кому грустно, превратил свой остров в пристанище для тех, кто хочет найти утешение и поддержку. На этом занятии дети учатся принимать свою грусть, оказывать друг другу поддержку, делятся друг с другом тем, как можно поднять упавшее настроение. Также у детей есть возможность расстаться с какой-нибудь застарелой обидой-грустью, оставив ее на этом острове. В конце занятия один из Ведущих приносит письмо от Короля, которому дети помогали найти выход из проблемной ситуации на прошлом занятии. В этом письме Король благодарит их за помощь и поддержку. Участники получают приятные эмоции от осознания того, что сделали что-то хорошее.
  Море злости. Рифы гнева. Злость, агрессия может возникать не только при травмирующих ситуациях, но часто является следствием избыточного эмоционального и физического напряжения, ощущения наличия проблем во взаимоотношениях. На этом занятии участники учатся принимать и анализировать свой гнев, направлять его в нужное русло, используя эту энергию для преодоления проблем или «выпускать пар» социально-приемлемым, безопасным для себя и окружающих способом.
  Айсберг Замороженных Чувств. К этому занятию участники уже прошли долгий путь, познакомившись с различными эмоциями и чувствами. Основываясь на накопленном опыте, своих представлениях, дети делают вывод о необходимости чувств и эмоций для человека и о различных способах их выражения и контроля. Жители острова-айсберга решили, что чувства им только мешают, жизнь потеряла для них интерес, свой «вкус и цвет». Участники помогают «разыскать чувства», повторяя невербальное выражение различных чувств, учатся тому, как говорить о своих чувствах.
  Остров Радости. 1-я Часть. Это занятие посвящено закреплению полученных знаний и навыков. Чтобы попасть в храм Радости, где сидят мудрецы, которые ведают секретом возрождения волшебного источника Чистой и Светлой Земной Любви. Они подскажут команде корабля, как возродить заветный источник и вернуть радость жителям Города Чувств. Но для того, чтобы добиться аудиенции с мудрецами, команде необходимо пройти испытания. Первое испытание покажет детям и Ведущему то, как они умеют сотрудничать и находить способы решения поставленной задачи. Второе испытание посвящено ценности личности ребенка, признанию своих достоинств и недостатков, формированию Я-концепции. Третье испытание позволяет увидеть, смогут ли дети использовать свои знания и навыки в своей обычной жизни, например, при решении конфликтных ситуаций.
  Остров Радости. 2-я Часть. Итоговое занятие. Участники программы пережили вместе множество приключений, и стали единой командой. Они готовы пройти упражнение на доверие «Лабиринт». Мудрецы делятся с детьми секретом, благодаря которому можно возродить источник Чистой и Светлой Земной Любви. Дети и Ведущие празднуют свою победу. Подводятся итоги плавания. В память о путешествии участникам раздаются сертификаты.

 


Программа профилактики нарушенных форм адаптации детей младшего школьного возраста «Корабль»

 

Программа рассчитана на 16 занятий по 1,5 часа каждое, 1 раз в неделю.

Возраст участников: 8-11 лет.

Оптимальное количество участников: от 8 до 15 человек.

 

Цель программы: повышение психо-социальной адаптации детей.

 

Задачи:

1. Формирование адаптивных и эффективных стратегий поведения.

2. Развитие ресурсов личности.

3. Развитие рефлексии чувств:

- принятие своих чувств и чувств окружающих людей;

- развитие умения различать эмоции и чувства, опознавать их у себя и других;

- умение говорить о своих эмоциях и проблемах.

4. Формирование адаптивного представления о себе.

5. Выработка коммуникативных навыков, навык сплочения группы.

6. Осознание и определение своего персонального пространства.

7. Признание права на собственные ошибки.

8. Развитие умения отстаивать собственное мнение.

9. Умение разрешать конфликты мирным путем.

10. Формирование умения ставить перед собой цели и достигать их.

 

Типовое занятие:

Часть занятия Содержание Время
Подготовка Приветствие. Сбор «корабля». 10 мин.
Введение в тему Рассказ Ведущего о местонахождении корабля, его дальнейшем маршруте 5 мин.
Основная часть Занятие по теме 60 мин.
Завершение занятия Причаливание, разборка корабля, подведение итогов плавания. Заполнение судового журнала 10 мин.
Прощание Завершающий круг чувств/ ритуал прощания 5 мин.

Темы занятий:

1. Введение в игру.

2. Подготовка к отплытию. Знакомство с городом Чувств.

3. Отплытие. Ветер Удивления.

 

4. Остров Страха.

5. Вихри Тревоги.

6. Остров Коварства

7. Треугольник Непонимания.

8. Водоворот Обиды.

9. Фонтан Веселья.

10. Саргассовы Лени.

11. Виноватый дождь.

12. Остров Грусти.

13. Море Злости. Рифы Гнева.

14. Айсберг Замороженных Чувств.

15. Остров Радости. 1-я Часть.

16. Остров Радости. 2-я Часть. Итоговое занятие.

Необходимые материалы:

• Материалы для постройки корабля: поролоновые кубики, стулья и т.д.;

• Корабельные аксессуары: штурвал (например, обруч), якорь (напр. газета на веревке), веревки и т.д.;

• Необходимые аксессуары для ролей: ленточки для всех уча­стников игры, заменяющие бескозырки (длина около 80 см), подзорная труба и компас для капитана, белые халаты и бинты для врача и медсестры, посуда и т.п. для кока;

• Грим и по возможности другие театральные принадлежности, предметы одежды, маски, украшения и т.п.;

Листы А 4, ватман, цветные карандаши, краски, фломастеры;

Музыка подходящая под различные настроения, магнитофон или музыкальный центр;

• Макет карты (см. приложение 1), булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля; карта Храма Радости (приложение 4);

• Сосуды (для радости и для источника радости), корона для короля-тучки, письмо волшебника (приложение 3);

• Судовой журнал[1];


Занятие №1. Введение в игру.

 

Цели и задачи:

ü знакомство участников;

ü введение в сюжет ролевой игры;

ü создание команды;

ü принятие правил (устава).

 

Необходимые материалы: веревки, непрозрачный скотч или мел, лист ватмана (для написания устава), ленточки, заменяющие бескозырки.

 

Введение в тему (5 мин.)

Ведущий предлагает детям играть в игру: «Ребята! Мы предлагаем вам поиграть в игру-приключение под названием «Корабль». Представьте, что МЫ– жители Города Чувств. Когда-то это был красивый и светлый город, но в нем случилась страшная беда – начал пересыхать источник Светлой и Чистой Любви. С тех пор, жители города перестали веселиться и радоваться, стали раздражительными и постепенно начинали всех ненавидеть. В конце концов, городской совет решил, что дальше так жить нельзя и надо снарядить корабль на другой конец океана – в Город Радости, что­бы позвать на помощь мудрецов из Храма Любви. Эти мудрецы знали секреты, которые помогали людям заботиться о подобных источниках. Это важное дело поручено нам. Мы поплывем туда на нашем корабле через разные загадочные места. Плавание будет трудным и опасным, но мы должны преодолеть все трудности и испытания. Мы должны спасти свой город. Итак, с сегодняшнего дня мы начинаем игру».

 

Основная часть (1 ч. 10 мин.)

Сбор корабля (5-10 мин.)

Цель: налаживание межличностного взаимодействия в ходе совместной деятельности.

Ведущий говорит: «Для того чтобы куда-нибудь поплыть, нам необходим корабль. Давайте построим его». Ведущий предлагает расставить стулья (или другие «строительные материалы») по линии овала. Это будет борт корабля. В середину, ближе к «носу корабля», ставится «штурвал» (роль штурвала может играть стул с установленным на него обручем или другим предметом, который можно крутить в руках, имитируя управление штурвалом). Так же кораблю необходимы якорь, швартовы (веревки для привязывания корабля к причалу).

Когда корабль построен, ведущий предлагает всем сесть внутрь, лицом друг другу. После чего Ведущие предлагают придумать название кораблю.

Игра-разминка «Ура!» (3 мин.)

Цель: снятие напряжения, разрядка, формирование позитивной эмоциональной атмосферы.

Ведущий предлагает в честь корабля прокричать «Ура!». Сначала тихо-тихо, затем громче, еще громче, следующее «Ура!» прокричать изо всех сил и подпрыгнуть, вытянув руки вверх. Потом крики постепенно затихают и переходят на шепот, и все тихонечко садятся на свои места.

Морские имена. (5-10 мин.)

Цель: знакомство, настройка на атмосферу игры. На последующих занятиях участники называют друг друга по морским именам. Это поможет детям легче включиться в игровую ситуацию, переключиться от других дел, сосредоточиться на занятии.

Ведущий говорит: «Когда моряки уходят в плавание, они словно оказываются в другом мире. Даже имена у них появляются специальные – это морские клички. Давайте сейчас придумаем себе такие же морские имена. Правило: «морское имя» должно начинаться на ту же букву, что и обычное имя. Например: Алеша – «Акула», Денис – «Дельфин», Маша – «Морская звезда». Если же вам сложно будет самому придумать себе «морское имя», вы можете попросить товарищей по команде вам помочь. Помогать придумывать «имена» другим можно только по просьбе».

Примечание: Это упражнение можно выполнять с мягкой игрушкой[2]. Все встают в круг. У того, у кого в данный момент находится игрушка, называет свое морское имя и кидает ее другому участнику. Другой участник называет свое морское имя и кидает игрушку следующему.

Клубок (5-10 мин.)

Цель: запоминание морских имен.

Участники становятся в круг. Затем по очереди каждый произносит свое морское имя и имя предыдущего участника.

Игра «Приветствие по…» (5 мин.)

Цель: снятие напряжение, создание дружеской атмосферы, ощущение общности группы.

Участникам предлагается поприветствовать друг друга разными способами. Например:

v пожать друг другу руки;

v потереться носами;

v «поздороваться» локтями;

v «поздороваться» пятками.

Если какое-то приветствие особенно понравится участникам, то его можно будет сделать традиционным приветствием в начале занятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: