Прокладывание маршрута (5 мин.)




Цель: развитие навыка сотрудничества, принятия группового решения, высказывание собственного мнения.

Ведущий показывает на карте начало и конец пути. Вместе со штурманом и ребятами выбирается наилучший маршрут следования[7]. Маршрут чертится на карте карандашом.

 

Завершение основной части.

Ведущие поздравляют детей с успешным прохождением подготовки и объявляют о том, что на следующем занятии команда корабля отправляется в плавание.

Обсуждение предстоящего плавания, отношение к нему детей, их ожидания.

 

Прощание.

Все участники собираются в круг, берутся за руки. Ведущий благодарит участников за замечательно проведенное время и предлагает попрощаться так, как традиционно прощаются жители города чувств. Для этого каждый должен назвать то чувство, с которым он заканчивает это занятие. После проведения этого ритуала проводится прощальный ритуал команды, придуманный ребятами.

 


Занятие №3 Ветер удивления [8] .

 

Цели и задачи:

ü работа с чувством удивления;

ü вербальное и невербальное выражение чувств;

ü сплочение команды;

ü принятие своих чувств.

 

Необходимые материалы [9]:

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал».

 

Подготовка (10 мин.)

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.

 

Введение (5 мин.)

Ведущий: «Итак, для начала нам нужно выплыть из бухты. Затем, следуя выбранному маршруту, мы будем держать курс на Остров Страха. Нам следует быть готовыми к тому, что в местах, где мы сейчас будем плыть - часто бывают сильные ветры. Но я верю, что мы справимся, несмотря на трудности, которые ждут нас впереди».

 

Основная часть (60 мин.)

Отплытие (5-10 мин.)

Цель: развитие навыков взаимодействия, включение детей в занятие, развитие воображения, сплочение команды.

Капитан отдает команды, необходимые для отплытия корабля (поднять якоря, отдать швартовы, поднять паруса) - их выполняют матросы и остальные члены экипажа. Выбирается курс норд и - «Полный вперёд!»

Шторм (5-10 мин.)

Цель: развитие воображения, снятие напряжения, включение в тему занятия, сплочение команды.

Боцман замечает на горизонте тучи. Капитан выражает опасение возможного шторма и тут же сильный ветер обрушивается на корабль. Участники некоторое время изображают шторм, шатаясь и раскачиваясь. Капитан отдает приказ спустить паруса, корабль разворачивается против ветра и штурвал надежно закрепляется, команда укрывается в трюме. Капитан сообщает, что корабль попал в шторм, вызванный Ветром Удивления, частым гостем этих широт.

Капитан: «Попробуем справиться с Ветром Удивления! Давайте вспомним, какое оно – чувство удивления, поговорим о нём, изобразим его».

Вербальное и невербальное выражение удивления (15 мин.)

Цель: развитие рефлексии, опознавания эмоций у себя и у других, фокусирование внимания на различиях в проявлениях эмоций, степенях интенсивности.

Ведущие и участники вспоминают, что такое удивление, когда это чувство возникает, какое лицо у удивленного человека, какие восклицания могут произноситься. Каждый участник изображает удивление.

Удивительные истории (15 мин.)

Цель: сплочение команды, достижение большей эмоциональной близости, принятие своих чувств и чувств окружающих.

Капитан и другие участники плавания начинают рассказывать о произошедших с ними удивительных историях.

Игра «Собака» (15 мин.)

Цель: разрядка, снятие возбуждения, развитие творческих способностей.

Все сидят в кругу. Один участник начинает рассказывать (удивленным голосом): «Представляете, а у моей собаки уши вот такие» и показывает руками, какие. Следующий участник продолжает: «Представляете, а у моей собаки уши вот такие (показывает) и хвост вот такой (показывает)». Следующий участник продолжает описание собаки, повторяя перед этим жесты и слова предыдущего. Таким образом можно описывать любой воображаемый объект.

 

За 15 минут до конца занятий ветер стихает (о чем сообщает капитан) и команда получает возможность выйти на палубу. Обнаруживается, что сломана одна из мачт, для ее починки необходимо высадиться на берег и искать подходящее дерево. Ближайшей землей (так как ветер дул в направлении Норд-Ост) оказывается Остров Страха.

 

Завершение основной части (15-20 мин.)

Плывя вдоль побережья, команда находит удобное для высадки место. Корабль заплывает в бухту, капитан отдаёт приказ спустить паруса, бросить якорь, отдать швартовы.

Капитан просит команду не высаживаться сразу. Вначале необходимо заполнить судовой журнал. События, произошедшие за занятие, описываются так, словно это было действительно плавание.

На карте рисуется ветер удивления.

 

Капитан предупреждает команду о том, что надо быть начеку, так как Остров Страха очень опасен, после чего команда высаживается на берег. Корабль разбирается до следующего занятия.

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки, по очереди называют чувство, с которым они завершают занятие. Проведение «прощального» ритуала.


Занятие № 4 Остров Страха [10].

 

Цели и задачи:

ü работа по преодолению страха;

ü обсуждение вопроса: «Зачем нам нужен страх? Как с ним справляться?»;

ü работа с наиболее распространенными страхами участников;

ü умение находить поддержку друг у друга;

ü развитие умения находить адаптивные выходы из сложных ситуаций (ведение переговоров и др.).

 

Необходимые материалы:

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал», «подзорная труба».

Для занятия: грим, детский крем, зеркала, лосьон для снятия макияжа.

 

Подготовка (10 мин.)

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.

 

Введение (5 мин.)

Ведущие напоминают, что команда вынужденно высадилась на Остров Страха, чтобы починить сломанную мачту. В поисках подходящего материала, команда проведёт какое-то время на острове. Членам экипажа следует быть внимательными и осторожными, поскольку здесь возможны встречи с всевозможными страхами, мучающими каждого из присутствующих.

 

Основная часть (60 мин.)

Что такое страх? (10-15 мин.)

Цель: развитие рефлексии чувств, рассматривание негативно воспринимаемого чувства, как приносящего свою пользу, развитие навыка совместного обсуждения.

Ведущие задают участникам вопросы[11]: что такое страх, когда он возникает, как выглядит человек, испытывающий страх. Участники по очереди изображают людей, охваченных страхом.

Ведущие предлагают участникам следующие вопросы: «Зачем природа дала нам чувство страха? Что оно нам приносит (вред и пользу)? Каким образом вы справляетесь со страхом? Какие ещё знаете способы преодоления страха?».

Написание списка страхов (5 мин.)

Цель: выявление основных страхов детей.

Участники вспоминают, чего они боятся, составляется список.

Формирование двух команд. Работа с командами (15-20 мин.)

Цель: развитие навыков взаимодействия, развитие творческих способностей, умение находить поддержку друг у друга, работа по преодолению страхов. Перевод страхов в смешную, неопасную форму, путём утрирования ситуации, вызывающей страх.

Материалы: грим, зеркала.

Участники делятся на две, одинаковые по количеству игроков команды, команду корабля и команду острова, причем в каждой из них должен быть один из Ведущих. По количеству игроков в команде, из списка страхов выбираются персонажи.

Затем команды расходятся по разным помещениям.

Команда острова распределяет между собой роли. Персонажи-страхи гримируются и создают костюмы. Ведущий - капитан этой команды - объясняет им, что они не просто страшилища, а заколдованные люди. Когда-то эти люди испугались того, что с ними никто не захочет дружить. Они начали задираться, пугать окружающих. Это им понравилось и, вскоре, ничем другим они заниматься уже не могли. Однажды они проснулись на этом острове Страхов в облике чудищ и теперь пугают всех, кто проплывает мимо или высаживается на берег. Но в глубине души они хотят, чтобы кто-то подружился с ними - тогда они снова станут людьми. Затем команда острова готовит для моряков страшные испытания (например, пройти через темный коридор, где воют страшилища, пройти с завязанными глазами через комнату, в то время как их пугают и щиплют (драться нельзя) страшилища и т.п.). Предусматривается место, куда, в конце концов, попадет каждый из моряков.

Капитан команды корабля в это время проводит беседу о том, как справится со страхами и приводит детей к мысли о том, что не надо сразу пугаться и впадать в панику, взяв себя в руки, спокойно подумав над происходящим, можно справиться с любой ситуацией. Часто можно победить страх разумом, доброжелательностью к объекту страха и т.п. (справляться со страхом нужно рассудком, а не агрессией). По желанию, члены команды корабля могут загримироваться и сделать себе костюмы.

Приключения на острове страха (20-40 мин. [12])

Цель: работа с наиболее распространенными страхами участников, умение находить поддержку друг у друга, развитие умения находить адаптивные выходы из сложных ситуаций (ведение переговоров и др.).

После подготовительной части занятия члены команды корабля по одному, по сигналу страшилищ заходят в подготовленное для испытаний помещение, через которое чудища должны провести их так, чтобы они попали в предназначенное для этого место – заколдованную темницу, из которой можно выбраться только при согласии страшилищ. Там их должен охранять кто-то из чудищ, если ему становится трудно, то двое. Капитан команды корабля идет последним. Задача команды корабля - подружиться со страшилищами и тем самым расколдовать их (в явном виде им этого не говорится). Игра заканчивается, когда все начинают вести себя доброжелательно и страшилища превращаются в обычных людей (когда чудище почувствует достаточное доверие к кому-нибудь из команды, он может просто стереть грим, что будет означать, что колдовские чары разрушены).

 

Завершение основной части (10 мин.)

Обе команды демонстрируют дружелюбие, моряки рассказывают, что у них сломалась мачта, островитяне сообщают, что к их берегу совсем недавно прибило замечательную, почти новую мачту и торжественно вручают ее команде корабля (“мачта” может быть как воображаемой, так и символической, например, в виде швабры).

Ведущие хвалят детей за то, что они замечательно справились с трудным испытанием, и предлагают на следующий же день всем вместе плыть дальше.

Заполнение судового журнала. Обсуждение произошедшего.

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по кругу называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.


Занятие № 5 Вихри тревоги.

 

Цели и задачи:

ü работа с повседневными пугающими ситуациями;

ü обсуждение и проработка ситуаций;

ü развитие умения находить и оказывать поддержку друг другу;

ü развитие умения сориентироваться в ситуации;

ü проигрывание пугающих ситуаций с поддержкой группы.

 

Необходимые материалы:

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал», «подзорная труба».

Для занятия: листы бумаги.

 

Подготовка (10 мин.)

Постройка корабля, отплытие с острова Страха.

 

Введение (5 мин.)

Боцман, глядя в подзорную трубу, сообщает о странной картине по курсу корабля: «На нас наплывает густой туман, сквозь него видны вспыхивающие искры. Из тумана вырываются маленькие вихри, каждый из них в любой миг может превратиться в смерч и унести наш корабль неизвестно куда!» Капитан разворачивает корабль, пытаясь обойти туман, но, как и опасался боцман, один из вихрей превращается в смерч и уносит корабль в середину этого загадочного места.

Капитан велит морякам взяться за руки, чтобы никого не унесло с борта.

 

Основная часть (60 мин.)

Капитан описывает участникам ситуацию: «Кругом сплошной туман, вам не видно даже тех, кто стоит рядом. Вы слышите голоса, которые нашептывают обо всех ваших тревогах».

Упражнение «Что меня тревожит?» (10 мин.)

Цель: актуализация повседневных страхов, опасений.

Каждый участник получает лист бумаги, где он пишет о своих тревогах и страхах. В их число могут входить страх потеряться в метро, получить двойку, что-либо забыть и др. Количество – не меньше 2х. Готовые списки отдают Ведущим.

«Вихри тревоги» (30-50 мин.)

Цель: работа по преодолению повседневных страхов, опасений, развитие диапазона конструктивных способов преодоления проблем, умения сориентироваться в ситуации, умения оказывать поддержку друг другу и принимать ее от других.

Ведущие объясняют участникам, что появившиеся голоса говорят им как раз о тех тревогах, о которых они написали в своих листах. Участникам, необходимо справиться со своими тревогами, чтобы выбраться из тумана. Подобное «испытание» могут проходить все желающие участники. Для проведения «испытания» один из участников становится «голосом тревоги»: берет лист конкретного участника и «страшным голосом» описывает ему ситуацию, в которой тот испытывает тревогу. Например: «Ты находишься в Метро на станции, на которой ты никогда не была. Кругом куча людей и ты не знаешь куда идти». Задача испытуемого защитить себя перед голосом тревоги и сказать, как он справится с тревогой и как решит эту ситуацию. Например: «Я посмотрю на людей и спрошу у кого-нибудь как доехать до нужной мне станции. Или куплю карту метро. Узнаю, как называется станция метро, на которой я нахожусь и посмотрю по карте как добраться до нужного мне места».

Другая, довольно часто встречающаяся детская тревога – страх выступления перед доской. Можно справиться с ситуацией таким образом: «Это прекрасный повод выучить урок. Я еще раз прочитаю урок. Создам образы, нарисую картинку темы урока. Я расскажу урок родителям, друзьям, самому себе. Представлю себя великим оратором».

Если участнику сложно найти выход из ситуации, то другие участники, у которых есть идеи по решению проблемы, могут предложить себя в качестве адвокатов. Испытуемый может выбрать из кандидатов любого. Если этот «адвокат» не справляется, то можно взять второго «адвоката» и др. Голос тревоги слушает возражения, ответы и способы решения, пытается найти в них недостатки, если не может найти – то признает, что с этой тревогой испытуемый справился, уходит или начинает пугать по поводу следующей тревоги.

Примечание: если испытуемый, адвокаты, ведущие, не могут справиться с тревожащей ситуацией, необходимо поддержать ребенка. Например, все участники корабля могут собраться вокруг испытуемого или взяться за руки и сказать: «… (имя участника) все сможет, у него есть сила!» (внутренняя и поддержка друзей). Если участник не хочет пройти испытание – не настаивать.

 

Завершение основной части (10 мин.)

Ведущие поздравляют участников с тем, что они справились с «Голосами Тревоги». Можно всем вместе прокричать «Ура!».

Капитан рассказывает, что корабль выплывает из тумана, небо проясняется, светит солнце и все прекрасно. Путешествие продолжается.

Теперь моряки могут собраться и обсудить все события дня, поделиться чувствами, возникшими при выполнении упражнений, заполнить судовой журнал.

Ведущий подводит итоги дня, говоря о том, что тревоги и мелкие страхи способны вырастать. Это происходит тогда, когда мы сами себя «накручиваем», представляем «ужасные последствия» и др., позволяя «Вихрям Тревоги» затягивать нас. Зачастую мелкие страхи имеют способность накапливаться. Например, плохая оценка + дождик + друг заболел = жизнь ужасна. Чтобы Вихри Тревоги не захватили нас в нашей жизни, важно находить плюсы в неприятностях, спокойно смотреть на проблемную ситуацию, уметь находить разные выходы. Если нам сложно справиться с тревогой самим, то нам могут помочь наши друзья.

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по кругу называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.


Занятие № 6 Остров Коварства [13].

 

Цели и задачи:

ü проработка ситуаций, когда непонятно, где правда, а где ложь;

ü обсуждение объективной ситуации и принятие группового решения;

ü определение приоритетов;

ü иллюстрация в игровой форме развития химической зависимости;

ü групповое сплочение, сотрудничество;

ü противостояние групповому и индивидуальному давлению;

ü умение просить о помощи;

ü обсуждение опасности и коварства наркотиков, алкоголя и других ПАВ;

ü подача необходимых знаний о наркотических веществах с учетом возраста детей.

 

Необходимые материалы.

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал», «подзорная труба».

Для занятия: веревки, костюм для сумасшедшего (может быть просто надетая наизнанку или шиворот-навыворот одежда, всклокоченные волосы), костюм для графа (что-нибудь яркое, «богатое», солнцезащитные очки), грим и лосьон для снятия макияжа, имитаторы волшебных веществ (конфеты, духи), веревки.

 

Подготовка (10 мин.)

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.

 

Введение (5 мин.)

Ведущий напоминает, что: «Мы покинули остров Страха и теперь плывем в направлении «Ост», т.е. восток». Далее ведущий сообщает, что корабль приближается к живописному зеленому острову, где раньше бушевал Вулкан Восторга. Но сейчас вулкан «спит». Что сейчас с островом, есть ли на нем жители?

 

Основная часть (60 мин.)

Примечание: приключение на этом острове является одной целостной игрой-упражнением, цели которой прописаны вначале этого занятия.

Ведущий-капитан сообщает ребятам, что они приближаются к острову. На берегу, они видят «сумасшедшего» (которого изображает второй ведущий).

«Сумасшедший» кричит, что высаживаться на берег нельзя, т.к. на острове живет злой граф Герман, который всех кормит едой, зараженной страшной болезнью. «Сам я - сообщает «Сумасшедший» - сбежать отсюда не могу, так как болею. Но вы, пожалуйста, уезжайте. Если же высадитесь на острове, то не принимайте от графа ничего, что бы он ни предложил». После чего «убегает» в другой конец класса, где готовится к роли графа Германа.

Ведущий-капитан в это время обсуждает с ребятами, стоит ли высаживаться на этот остров или нет. Все-таки и пресной водой хорошо бы запастись. В конце концов, команда приходит к решению высадиться на остров. И когда второй ведущий переоделся в костюм графа – высаживаются[14].

«Граф Герман» встречает их на причале и приветствует всю команду: «Здравствуйте, я так рад, что вы посетили мой остров». Граф приглашает насладиться всеми прелестями острова, а так же великодушно предлагает, что бы команда портовых техников занялась починкой мелких поломок корабля и снаряжением для дальнейшего пути. Герман извиняется за происшествие на берегу и рассказывает печальную историю сумасшедшего:

«Я также хочу перед вами извиниться, за нашего сумасшедшего, который мог напугать вас. Дело в том, что этот сумасшедший, к сожалению, мой брат. И с ним случилась ужасная беда. А дело было так – «граф» предлагает ребятам сесть, – Я – довольно одаренный лекарь и умею готовить снадобья, которые осуществляют мечты. Мой брат страшно завидовал мне. И однажды ночью, когда все спали, он пробрался в мою лабораторию и наелся всего без разбору. Ну, вы понимаете, что снадобья разные. Одни для придания человеку смелости, другие для осторожности, одни для богатства, другие для ума и так далее. Вы, наверное, понимаете, что многие из них не сочетаются между собой. И когда мой брат их наелся, то его разум не выдержал и брат сошел с ума. Теперь он часто бегает по берегу и пугает всех, кто приплывает сюда.

Вот такая вот история – граф сокрушенно качает головой, - Чтобы загладить эту вину, а также сделать вам подарок, я приглашаю вас посетить мою лабораторию, где вы сможете попробовать мои снадобья, которые осуществят ваши мечты».

После этого «граф» удаляется в свою лабораторию (огороженное место), где раскладывает приготовленные снадобья[15]. А ведущий-капитан собирает команду, чтобы обсудить, что происходит сейчас, стоит ли соглашаться попробовать, кому стоит верить. Команда должна прийти к какому-то решению – соглашаться пробовать или нет.

После чего, каждый член команды проходит в лабораторию к графу и делает выбор[16] самостоятельно. Задача «графа» соблазнить как можно больше участников. Когда участник пробует «снадобье», то «граф» описывает, возникшие ощущения. Например, «тебе кажется, что ты стал таким сильным, что горы можешь свернуть». Какое-то время спустя «граф» говорит, что действие «снадобья» прекратилось. Что бы опять ощутить приятную силу (легкость, спокойствие, счастье…), «соблазнившимся» необходимо принять очередную порцию снадобья. Но для того, что бы получить желаемое, следует уговорить «не соблазнившихся»[17].

После уговоров «граф» соглашается дать следующую порцию, но теперь повязывает веревку-поясок на талии участника, получившего добавку. Один конец веревки остается в руках у «графа». Когда все, кто попробовал второй раз, повязаны веревочками, «граф», объясняет, что веревки – это магические цепи, и теперь все, кто обвязан будут рабами. Можно также предложить ребятам попробовать выполнить какие-то действия, и спросить каково это – быть на привязи, быть зависимым.

После этого ведущий-капитан говорит, что есть возможность спастись. Но для этого ребята должны попросить о помощи. Для спасения, каждого, кто попросил о помощи необходимо обнять/обхватить всей «независимой» части команды и тянуть в сторону от «графа» изо всех сил. «Граф» удерживает веревку и сначала уговаривает, а затем говорит, что все равно они не смогут полностью освободиться и опасность попасть в зависимость от графа всегда будет больше чем у других. После того, как борьбы было достаточно, «граф» в конце концов, отпускает веревку.

Так освобождают всю команду.

 

Завершение основной части (10 мин.)

Ведущий-капитан собирает команду на корабле и обсуждает прошедшее занятие. Он также задает вопрос, какие ситуации в реальной жизни похожи на то, что мы сейчас проиграли. Ведущий подводит ребят к тому, что эти снадобья иллюстрировали психоактивные вещества (наркотики и алкоголь) и зависимость от них (смотри ниже – информация для Ведущих). А то, что на «соблазненных» остались веревки вокруг пояса означает, что графу будет гораздо проще поймать за свободный конец этой «магической цепи» и вернуть их в зависимость к себе. Ведущий так же спрашивает о чувствах участников, какого им было в плену у графа и др.

При обсуждении можно затронуть вопросы:

1. Как выглядит человек, который много пьет, курит или принимает наркотики. Отметить качества, отличающие алкоголика, курильщика и наркомана.

2. Поведение человека, употребляющего сигареты, алкоголь, пиво и наркотики.

3. Виды психоактивных веществ (ПАВ). Влияние наркотиков и других ПАВ на организм человека.

4. Возможные причины первых опытов употребления наркотиков и других ПАВ.

5. Формирование зависимости от наркотиков и других ПАВ.

6. Лечение больных, зависимых от наркотиков и других ПАВ.

Заметка для ведущих: Ведущие должны быть достаточно информированными по данному вопросу, чтобы провести дискуссию на тему: «Наркотики и другие психоактивные вещества (алкоголь, табак)». Вся информация дается с учетом возраста детей. То есть на доступном, понятном для детей языке. Для облегчения усвоения материала, можно провести аналогию между происходящим на занятии и той информацией, которую вы даете. Большинство детей этого возраста интересуются тем, как устроено их тело, как работают различные органы. Акцентируйте внимание детей на том, как положительно действуют на организм человека полезные продукты и как разрушают его вредные. Помогите детям понять, почему лекарства спасают больного человека, а наркотики делают здорового больным.

Важно учитывать реакцию и заинтересованность детей в обсуждении данной проблемы. С детьми 8-9 лет, можно подробно обсудить только первые два-три пункта, а остальные – коротко, в общих чертах.

Дети в этом возрасте должны знать:

что существуют наркотики, и какой вред они могут принести;

почему так важна осторожность при виде незнакомых (и, возможно опасных) лекарств и других препаратов.

Заполнение судового журнала.

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по кругу называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.

 

Краткая информация для Ведущих [18]:

Психоактивное вещество – любое вещество, которое при попадании в организм человека может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. Одной из важных особенностей психоактивных веществ является способность вызывать зависимость. К психоактивным веществам относятся наркотики, алкоголь, табак (никотин), кофеин и др. Среди этих веществ выделяют легальные и нелегальные. Легальными веществами являются алкоголь, никотин, кофеин, а также успокоительные и снотворные средства. К нелегальным психоактивным веществам относят наркотики.

Наркотик – психоактивное вещество, включенное в официальный государственный список наркотических и психотропных веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте. В него включены социально опасные психоактивные вещества (производные конопли, опиумного мака, стимуляторы, депрессанты, а также целый ряд других веществ), способные даже при однократном их употреблении вызывать состояния измененного сознания или нарушения психического реагирования, быстрое формирование зависимости от них. В этот список входит 59 веществ.

Психоактивные вещества специфически действуют на психику (затормаживают или активизируют психические процессы, производят галлюциногенный эффект).

В основе формирования зависимости от наркотических или других ПАВ лежит привыкание – невозможность исключить его из своей жизни в связи с постоянной потребностью в нем; толерантность – необходимость постоянно увеличивать дозу принимаемого препарата для достижения желаемого эффекта; нарушения функций организма.


Занятие № 7 Треугольник Непонимания.

 

Цели и задачи:

ü прорабатывание путей достижения взаимопонимания;

ü обсуждение ситуаций, когда понимания не достигается, путей, которые дети используют, чтобы лучше понять или дать понять другим;

ü невербальное общение, сплочение группы;

ü умение сотрудничать.

 

Необходимые материалы:

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал», «подзорная труба».

Для занятия: нет

 

Подготовка (5 мин.)

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.

 

Введение (10 мин.)

Ведущий напоминает, что корабль только что отплыл от острова Колдуна. Капитан командует взять курс Ост (восток). Штурман поворачивает штурвал, но корабль не слушается штурвала, продолжая плыть в направлении Зюйд[19], приближаясь к Треугольнику Непонимания. Один из ведущих догадывается, что злой колдун сломал штурвал их корабля, когда якобы чинил его. Капитан продолжает пытаться выправить курс - отдает команду поднять паруса, но в этот момент ветер меняется, и корабль все равно сносит в сторону Треугольника. Ветер усиливается, начинается сильная качка. Участники имитируют сильную качку, носясь из стороны в сторону, хватаясь за всех и за все подряд (1-2 мин.). Затем ведущий-капитан говорит, что ветер внезапно стих, кругом стоит странная непонятная тишина. Ведущие сообщают команде, что корабль попал в самую середину Треугольника Непонимания.

 

 

Основная часть (60 мин.)

Обсуждение «Что такое непонимание?» (10 мин.)

Цель: развитие умений слушать друг друга и высказывать собственное мнение, сближение и сплочение внутри команды за счет обмена личным опытом, оценка актуальности проблемы.

Ведущие говорят команде, что для того, что бы отсюда выбраться, предстоит разобраться, что же такое Непонимание. Встречался ли кто-нибудь с ситуациями, когда их не понимали? Команда садится в круг и начинает обсуждать, что же такое «непонимание», вспоминать о ситуациях непонимания, с которыми приходилось сталкиваться, что при этом каждый делает, какие чувства испытывает. Также команда обсуждает, как можно преодолеть непонимание. Например, для преодоления непонимания иногда хорошо отстраниться и посмотреть на ситуацию со стороны и попытаться разобраться в ней.

Упражнения (20-30 мин.) [20]: Сценки «когда мы не понимаем» (1) или Невербальное общение (2).

 

1. Цель: проработка, проигрывание сложных ситуаций, развитие умения разрешать конфликтные ситуации, достигать взаимопонимания.

Если участники затронули ситуации, когда непонимание происходит на уровне мировоззрения, воспитания и др. достаточно сложных уровнях, то можно всем вместе разобрать какую-нибудь ситуацию, предложить способы решения проблемы. Для этого хорошо подойдут упражнения-сценки, где команда (или несколько команд) выбирает ситуацию, в которой это непонимание проявилось, разыгрывают по ролям, а также в этой сценке показывают, что должны делать участники ситуации, чтобы разрешить это непонимание. На обдумывание ситуаций, способов выхода из них, репетицию сценок дается 5-15 минут. На демонстрацию перед остальными участниками или ведущими сценок, объяснение 10 минут. На обсуждение упражнения – 5 минут.

2. Цель: развитие навыков восприятия невербальной информации, фокусировка внимания на интонациях и жестах, развитие образного мышления.

Часто участники вспоминают, когда они не понимали язык или произношение кого-либо. В этом случае можно обсудить, как люди ориентируются в подобных случаях, как понимают суть сказанного и т.д. Ведущий рассказывает участникам о невербальной составляющей общения и предлагает игру, в которой водящий говорит остальным участникам какую-нибудь фразу, произнося только гласные или вообще другие звуки (кря-кря и др.). Задача участников угадать фразу или смысл послания.

Упражнение-игра «Угадай-ка» (15-20 мин.)

Цель: командное взаимодействие, развитие навыков восприятия невербальной информации, развитие артистизма и образного мышления, умения находить различные пути подачи информации, умения видеть различные значения одного и того же слова.

Для выхождения из треугольника Непонимания, проводится игра, суть которой заключается в том, что члены команды по очереди выходят и вытаскивают одну из заранее приготовленных Ведущим бумажек со словами (это могут быть чувства, животные, предметы и т.д. – слова, принадлежащие к разным классам и не слишком абстрактные для детей этого возраста). Затем заданное слово нужно обыграть без слов перед командой. Команда должна угадать в течение 3 мин., что это за слово. Перед проведением игры капитан чертит на доске или на бумаге определенное число вопросительных знаков (» 3 ´ на число участников), которые при каждом отгадывании переделывает в восклицательные знаки.

 

Завершение основной части (10 мин.)

Капитан торжественно объявляет, что корабль успешно вышел из Треугольника Непонимания. Команда корабля кричит «Ура!». Заполнение судового журнала. Обсуждение произошедшего.

 

Прощание (5 мин.)

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по кругу называет чувство, с которым он завершает занятие. Проведение «прощального» ритуала.

 


Занятие № 8 Водоворот Обиды.

 

Цели и задачи:

ü работа с чувством обиды;

ü умение признавать свою обиду и высказывать ее;

ü формирование умения конструктивного способа избавления от обиды;

ü формирование умения прощать;

ü умение принимать другого человека таким, какой он есть;

ü умение прислушаться к состоянию другого человека;

ü умение выйти на доверительный контакт с собеседником.

 

 

Необходимые материалы:

Для плавания: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал», «подзорная труба».

Для занятия: мягкая игрушка, листы бумаги, ручки, карандаши.

 

Подготовка (10 мин.)

Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.

 

Введение (5 мин.)

Капитан напоминает команде, что корабль выходит из Треугольника Непонимания и дает команду взять курс на восток (Ост), на остров Грусти, для того, чтобы запастись водой и пропитанием. Штурман поворачивает штурвал, моряки опускают паруса, ветер попутный.… И вдруг корабль начинает идти по кругу (о чем сообщает боцман) и капитан говорит команде, что корабль попал в Водоворот Обиды, о котором ходили слухи, но никто до конца в них не верил. Говорят, что самое ужасное в этом водовороте, что он всегда появляется неожиданно.

 

Основная часть. (60 мин.)

Этапы конструктивного избавления от обиды [21]:

1. Принятие и признание обиды.

2. Анализ причин поведения обидчика.

3. Прощение обидчика.

4. Этап генерации альтернативных способов решения проблемы.

5. Этап выбрасывания обиды.

6. Этап обсуждения последствий принятия выбранного решения.

Водоворот (5 мин.)

Цель: двигательная разрядка, снятие напряжения, фокусировка внимания на теме занятия.

Ведущий говорит детям, что их корабль затягивает на дно. Участники изображают, как кружит корабль - дети качаются и кружатся, держась, друг за друга, могут также кричать «Помогите!» (2-3 мин.). Затем Ведущий говорит, что они попали в таинственное подводное царство. Ведущий говорит: «А теперь давайте возьмемся за ручки и тихо-тихо сядем на корточки». Капитан начинает свой рассказ о том, что он слышал про жителей этого подводного царства: «В этом темном царстве живет коварный злодей, который любит управлять чувствами других людей. Он залезает в мысли и говорит всякие гадости, от которых сложно отвлечься. Он говорит: «Бедный ты, бедный, все тебя обижают». И в этом царстве живут люди, которые поддались его влиянию. Они не смогли уйти от него и ходят обиженные на всех».

Появление обиженного жителя подводного царства (3 мин.)

Цель: умение говорить о своем чувстве; умение прислушаться к состоянию другого человека; умение выйти на доверительный контакт.

Выходит



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: