Подходы к изучению к-та с точки зрения теорий:
1. Историзма
2. Всеобщей связей
3. Развития
4. Детерминизма(причинности)
5. Личностно- ситуационного подхода
6. Социально- деятельностного подхода
7. Системного подхода
8. Топологического подхода(сост из):
- Определение основных направлений поиска информации
- Выбор(разработка) теоретич концепции(модели)
- Операционализация
- Использование имперических методов для сбора инфы
- Анализ данных, конструирование ситуации
2. Политический конфликт: сущность и особенности стадий развертывания
Динамика социальных, в том числе и политических, конфликтов достаточно хорошо изучена в конфликтологии. Выделяют следующие стадии протекания конфликта: предконфликтная, конфликтная и стадия разрешения.
•На первой стадии развития политического конфликта происходит вызревание политического конфликта. Можно выделить следующие важнейшие тенденции, обозначающиеся в этот период. Во-первых, вызревается проблема, приобретающая общественное значение. Во-вторых, постепенно формируются социальные группы, придерживающиеся противоположных позиций по возникшей проблеме. В-третьих, эти группы начинают осознавать несовместимость своих интересов и целей. В-четвертых, противостоящие группы организационно структурируются, по являются лидеры. В-пятых, начинается психологический настрой на разрешение конфликта. В-шестых, противостоящие группы наращивают матери альные силы для борьбы. В-седьмых, постепенно начинается “разведка бо ем”, т.е. вспыхивают локальные, спонтанные и неорганизованные стычки. На первой стадии конфликт проявляется в таких формах, как абсентеизм, забас товки, террор, бунт. К ее концу в целом складывается конфликтная ситуация, которая нуждается только в случайном поводе (инциденте), чтобы трансфор мироваться в открытый конфликт.
|
•Вторая стадия развития политического конфликта характеризуется применением противостоящими сторо нами всех сил и средств для решительного навязывания своей позиции про тивнику. Конфликт на этой стадии протекает в форме восстаний, революций, гражданской войны.
•Третья стадия развития политического конфликта характеризуется разрешением конфликта. Следует под черкнуть, что понятия “прекращение открытого конфликта” и “разрешение конфликта” отнюдь не равнозначны, хотя и могут совпадать.
Возможны три варианта прекращения открытого конфликта: первый - одной стороне удается навязать свою волю другой; второй - стороны обесси ливаются и открытый конфликт постепенно затухает, превращаясь вновь в латентный; третий - стороны идут на взаимоприемлемый компромисс. В пер вых двух случаях говорить о разрешении конфликта, т.е. снятии проблемы, неправомерно. Если даже одной стороне удается навязать свою волю другой, это отнюдь не снимает причину, породившую конфликт. Так, авторитарное государство, прибегнув к силе и террору, может подавить восстание, однако через некоторое время конфликт неизбежно вновь вспыхнет. Даже революции, которые поддерживаются подавляющим большинством населения, как показывает практика, отнюдь не разрешают проблему, оборачиваясь со вре менем контрреволюцией. Поэтому единственный способ реального разреше ния конфликта - это взаимный компромисс противоборствующих сторон.
|
Способы прекращения конфликта по содержанию можно разделить на реакционные, когда насильственными мерами приостанавливается открытый конфликт, и демократические, когда причины конфликта снимаются. Наибо лее яркими формами демократического решения конфликта являются ре формы и революции.
Реформа представляет собой постепенное и последовательное преобра зование политических отношений, при котором фундаментальные основания политической системы не меняются. Революция представляет собой быстрое и радикальное изменение политических институтов и решений. Отличитель ными признаками революции являются: смена господствующей социальной группы (например, при буржуазной революции власть переходит от феодалов к буржуазии, после национально-освободительной - к представителям осво бодившегося народа, и т.п.); преобразование политической системы; измене ние политической культуры и ценностей. Благодаря подавляющему перевесу, сторонники революции могут добиться своих целей с помощью мирных, ин ституциональных форм. К примеру, на рубеже 1980-90-х гг. во многих быв ших социалистических государствах произошли так называемые “бархат ные”, “нежные” и т.п. бескровные революции. Следует иметь в виду, что по литическая революция уже социальной революции, включающей также эко номическую, культурную и т.п.
Полит. К – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти.
|
Виды
В рамках дисциплины ПК главный политический институт- государство. Отсюда все политические конфликты можно разделить на:
1. Внутригосударственные, разворачивающиеся в рамках одной страны;
2. Вне/над/межгосударственные- между как минимум другими странами.
Также существует типология на основе:
1. Причин: социальная несправедливость, неравное участие в принятии политических решений, отчуждение от власти и политических институтов;
2. Сферы проявления: экономическая, социальная, межнациональная, культурная, военная и т.п.;
3. По времени действия: затяжные, скоротечные.
4. уровень формирования и проявления: на межличностном, групповом, региональном и глобальном уровнях; на организационном уровне – межпартийные, межинституциональные,;
время действия:
Уровни:
• Межличностный;
• Групповой
• Организационный: межпартийный, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти
• Региональный
• Глобальный
3. Государство и политический конфликт
Государство - политическая организация, представляющая собой систему учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории. Главное назначение государства — обеспечивать целостность социума путем регуляции взаимоотношений между социальными группами, а также индивидами. Сущность политического процесса, в конечном счете, и составляет борьба различных социальных групп за завоевание и использование государственной власти. Вокруг нее и разворачиваются все политические конфликты.
Политический конфликт — столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с достижением власти или ее перераспределением, а также с: изменением их политического статуса в обществе.
В рамках дисциплины ПК главный политический институт- государство. Отсюда все политические конфликты можно разделить на:
1. Внутригосударственные, разворачивающиеся в рамках одной страны;
2. Вне/над/межгосударственные- между как минимум другими странами.
Отличительной чертой (признаком) любой конфликтной системы является тот факт, что каждый ее элемент пребывает по умолчанию в отрицательной связи с самим собой.
Таким образом, конфликтогенной является (по умолчанию) любая система, в том числе социальная, в том числе государство.
Элементы и составляющие политического конфликта:
• Государство как политический институт
• Политический режим
• Политическая культура
• Политическое лидерства
• Форма политического устройства государства
• Административно-территориальное устройство
• Политические институты и гражданское общество
Источник по государство, функционирующие как целостная система, позволяет удерживать существующие конфликты на "социально приемлемом" уровне.
Развитие государства, т о осуществляется как вопреки происходящим конфликта (как правило на международном уровне проистекающим), так и благодаря им (внутригосударственные конфликты).
литических конфликтов универсален — это все то же удовлетворение базовых потребностей социальных групп и индивидов, которое в сложно структурированном обществе не может быть обеспечено без согласования и централизованной координации усилий, чем и занимается государственная власть. По большому счету политическая власть для группы — не самоцель, а средство гарантировать удовлетворение фундаментальных потребностей. Главным движущим мотивом таких людей и групп становится “жажда власти”. В качестве объекта политических конфликтов выступает специфический социальный ресурс — государственная власть, а также политический статус социальных групп и политические ценности (патриотизм, гражданственность, права и свободы и пр.). Субъектами политических конфликтов обычно признают либо социальные группы, либо представляющие их политические институты
Как подчеркивал Р.Дарендроф, позитивная роль конфликтов особенно заметна в современную эпоху, поскольку непримиримые конфликты относятся к политическому контексту XIX века. Нынешнее же столетие не только исчерпало условия, в которых собственность превратилась бы в предмет непримиримых противоречий между людьми, но и вооружило последних могучими средствами обуздания агрессивных политических сил. И подлинными знамениями нашего времени становятся гуманизация, постепенный переход приоритетов от групповых к индивидуальным ценностям, увеличивающие предпосылки для согласования и примирения позиций конфликтующих сторон.
ТАКЖЕ МОЖНО ВСПОМНИТЬ ФОРМЫПРАВЛЕНИЯ
4. Культура диалога в политическом конфликте?
Полит культура – система ориентаций и установокотносительно полит системы и её составляющих, а также образцов полит поведения. В чем заключается культура политического диалога, консенсуса и согласия? В цивилизованном обществе политика не существует вне культуры вообще. Культура – это способ и результат человеческой деятельности, который создает личностную и общественную жизнь во во всей гамме их составляющих. Давайте разберемся, что же такое политическая культура в целом. Термин «политическая культура» был введен немецким мыслителем И.И.Герднером, а понятие «политической культуры» ввели американские ученые Г.Алмонд и С.Верба.
Политическая культура являет собой совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, которые касаются отношений между властью и гражданами. Одним из факторов политической культуры является знание психологии межличностных затруднений, конфликтов, кризисов. Культура же политического диалога – это умение не только говорить (что многие политики считают главным залогом успеха), но и умение слушать собеседника, будь то оппонент, группа людей или целая нация. Психологи утверждают, что средний человек говорит лишь 30% времени, а слушает 40-45%. И большую часть этого времени он делает это неправильно. Искренний интерес и участие к проблемам партнера – вот главное направление политического диалога. А умение даже в абсолютно противоположных точках зрения найти рациональное зерно и плоскости соприкосновения – это один из принципов культуры политического консенсуса. Умение вести дискуссию, спор – одно из необходимых умений любого политика. Это умение складывается из трех последовательных шагов: ограничения предмета дискуссии на первом этапе, конкретности предмета спора; контроля
эмоциональной включенности дискутантов; учета уровня знаний предмета.
2 вариант
скорее всего здесь говориться о возможности ведения переговоров.
Сфера политики - это постоянная возможность возникновения конфликтов Более того, именно в политике конфликты инициируются как проявление реальных противоречий социальной жизни Собственно политика деятельностью по благоустроенной ному регулируемом решению конфликтных ситуаций Итак, морально-этическая составляющая является необходимой основой для конструктивного решения конфликтетів.
Однако для осуществления продуктивного диалога необходим ряд условий:
-культура толерантности как способности к не силового, собственно политического, урегулирование конфликтов через поиск компромиссов
- оптимальное поведение в конфликтных ситуациях как способность к активному их решения
- культура вести диалог
успех деятельности переговоров зависит от:
o умение держать слово;
o готовность к компромиссам;
o упорный труд;
o умеренность (крайние и чрезмерные предложения могут привлечь внимание к их инициатора)
o умение не унижать достоинство соперников;
o лояльность, умение уважать закон, регламент и т.д., способность быть образцом законопослушности;
o честность;
o умение доводить дело до конца;
o умение убеждать, ясно выражать и отстаивать свою позицию; профессиональная черта политика - искусство слушать, объясниться даже с тем, с кем он не согласен; политик - это собеседник;
o высокий уровень культуры и образованности, широта взглядов и перспективность мышления, приверженность нового в жизни и политике;
партнерско-ориентированные приемы:
- постепенное повышение сложности вопросов
- деление проблемы на части
- спорные вопросы за скобки
- «раздел пирога»
- увеличение альтернативности решений
BANTA – наилучшая альтернатива обсуждаемому соглашению. позволяет понять, пора ли завершать переговоры.
также важны такие факторы как:
-степень свободы и самостоятельности руководителя делегации и ее членов
-степень жесткости установок и инструкций
5. Конфликтогенность политических режимов
Политический режим- способ функционирования политической систему общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти и правовым основам их деятельности.
Ж-Л. Кермонн: политический режим есть совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.
Основные типы политических режимов:
• Демократический;
• Авторитарный;
• Тоталитарный.
Оценка по следующим параметрам:
• Наличие политических партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в партийной системе;
• Степень и характер вовлеченности граждан в политику и управление общественными процессами;
• Соотношение управления и самоуправления, роль местных органов власти в политическом процессе;
• Место и роль армии, полиции, спецслужб в политической жизни общества;
• Степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
• Способ формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;
• Уровень гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения;
• Положение личности в обществе, состояние ее прав и свобод.
"Технология" осуществления политического режима.
Политический режим устанавливается и поддерживется с помощью:
• Нормотворчества, поддержания правопорядка на всех уровнях общественной иерархии;
• Дозирования политической информации;
• Установления строгой иерархии субъектов власти, оптимального соотношения полномочий властей разного уровня, организации их взаимодействия;
• Формирования системы приоритетов в политике государства;
• Производства и воспроизводства стереотипов, моделей политического поведения, адекватных данному режиму;
• Организации и применения различных видов принуждения;
• Привлечения граждан к оисущствлению властных функций и реализации политических решений;
• Нейтрализации радикальных противников режима и компромиссов с умеренной оппозицией.
6. Функциональная роль политического насилия в истории
Функциональная роль политического насилия в истории.
Политическое насилие – особый тип действия, направленный на навязывание воли одного человека или группы остальным, для чего используется физическая сила.
Функции насилия:
1.насилие занимает место ключевого инструмента в социальном контроле, через который осуществляется предотвращение социальных отклонений и блокируются тенденции социальной дезинтеграции. Посредством него поддерживается социальный порядок;
2. насилие является ключевым инструментом для социальной мобилизации населения вокруг общей идеи, при конституировании социальных общностей, при создании новых государств;
3. насилие является непосредственным инструментом для господства одной группы населения над другой, для функционирования и развития экономики на протяжении большей части истории человечества;
4. во всей предыдущей истории человечества насилие всегда служило инструментом для отдельных групп, общностей, народов в борьбе против существующей системы, в действиях по преодолению тех или иных несправедливостей, изменению условий жизни, данной политической или экономической системы.
Насилие с древнейших времен до настоящего времени рассматривается субъектами политики как одно из основных средств достижения своих целей.
Причины меньшего применения насилия:
1) Большинство государств и обществ становятся все более терпимыми к тем действиям граждан, которые не затрагивают непосредственно интересы других людей.
2) Все большему числу людей становится ясно, что волну насилия крайне трудно остановить, и это может привести к катастрофическим последствиям.
3) Для граждан развитых стран насилие стало неприемлемым по моральным соображениям.
Насилие выступает в различных формах.
1. В виде прямого насилия, которое выражается в непосредственном применении силы (война, вооруженное восстание, политические репрессии, террор).
2. В форме косвенного (скрытого) насилия, которое не предполагает непосредственного использования силы (различны формы духовного, психологического давления, политическое вмешательство, экономическая блокада), а заключает в себе лишь угрозу применения силы (политическое давление, дипломатический ультиматум).
Неограниченное насилие в политике сопровождается формированием адекватного ему политического режима -тоталитарного и сосредоточению власти в одних руках.
Экстремистское насилие наносит серьезный ущерб экономике страны, поскольку влечет за собой огромные разрушения.
7. Политический терроризм
Политический терроризм – это метод политической борьбы, который связан с осуществлением насильственных вооруженных акций с целью устрашения и подавления политических противников. Он имеет своей целью нагнетание страха среди населения и оказание вследствие этого воздействия на власть. Поэтому сегодня самым распространенным методом террора является насилие не в отношении носителей власти, а против мирных людей с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора. Количество таких актов постоянно увеличивается, они становятся все более жестокими и все больше людей оказываются их жертвами.
Причинами политического терроризма в современном мире являются:
− экономические и финансовые кризисы в разных странах мира, безработица, особенно среди мусульманской молодежи, которая не имеет возможности социально-экономической самореализации и становится орудием в руках экстремистов;
− огромное неравенство в уровнях жизни между развивающимися и развитыми странами, а также попытки навязать определенную модель производства и потребления для всех стран с разной историей и традициями;
− заинтересованность правящей элиты ряда государств в терроризме как орудии внешней и внутренней политики. Терроризм оказывается удобным инструментом борьбы с оппозиционными силами и неудобными политическими режимами;
− наличие в мире «горячих точек», которые являются рассадниками насилия и свидетельствуют о бессилии какого-либо народа решить свои проблемы мирными политическими средствами;
− недостаточная эффективность работы госаппарата и принятие непродуманных политических решений и др.
Террористические организации отличаются высокой организованностью в международном масштабе. Они действуют вне поля международного права, их трудно связать с территорией какой-либо одной страны, они способны осуществлять террористические акты как в развивающихся, так и в развитых странах. Следовательно, проблема терроризма является проблемой международного характера.
В настоящее время терроризм превратился во влиятельную силу благодаря разветвленной системе базирования, инфраструктуры учебных тренировок и обеспечения самофинансирования. Источником доходов многочисленных террористических организаций является контроль наркобизнеса, проституции, рэкета, торговли оружием, контрабанды, игорного бизнеса и т. д. Развертывание такой деятельности возможно лишь при наличии структур для «отмывания» денег – в виде контролируемых банков, фирм, производственных предприятий. Такое «отмывание» чаще всего производится в государствах, где ослаблен государственный контроль.
Между различными террористическими организациями существуют тесные экономические и военные связи, действует механизм взаимопомощи и взаимовыручки, что увеличивает его опасность.
В конце ХХ в. в идеологии терроризма заметно усилилось влияние религиозного фактора, использование которого приводит к росту числа сторонников террористических организаций.
Политический терроризм превратился сегодня в одну из глобальных проблем современности, разрешение или хотя бы сокращение масштабов которой предполагает совместные действия всего мирового сообщества. Необходим целый комплекс мер политического, экономического, финансового, силового, правового характера для преодоления причин, порождающих терроризм, а также политическая воля лидеров крупнейших государств для его искоренения. Важно не только не допускать идеологического оправдания террора под знаменами «защиты прав нации», «защиты веры», а наоборот, обеспечить развенчание терроризма всеми силами СМИ.
8. Внешние детерминанты политического конфликта
Внешние детерминанты (факторы, причины) политического конфликта.
По мнению Л. Н. Тимофеевой, конфликт таится в самой природе политической власти, призванной согласовывать, координировать различные интересы людей. Она выделяет следующие источники возникновения политического конфликта:
• сами общественные отношения — отношения неравенства;
• расхождение людей в базовых ценностях и политических идеалах;
• идентификация граждан (социальная, религиозная, политическая и др.);
• недостатки, ошибки, искажения в технологии политической коммуникации;
• социально-психологические свойства политических субъектов, борющихся за власть.
В основе политического конфликта лежат различного рода политические кризисы, в частности:
• кризис идентичности, наступающий с распадом идеалов и ценностей, доминирующих в политической культуре данного общества;
• кризис распределения материальных и культурных благ, заключающийся в неспособности властных структур обеспечитьустойчивый рост материального благосостояния населения;
• кризис участия — уровень вовлеченности граждан в управление;
• кризис «проникновения» — стремление правящего класса реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни;
• кризис легитимности — несоответствие осуществляемых целей режима и массовых представлений о нормах его функционирования.
Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объективными, так и субъективными факторами.
Объективными факторами являются:
• кризис естественного социально-экономического развития общества (например, кризис СССР в 80-е гг.);
• результат непредвиденных обстоятельств (стихийное бедствие, мировой финансовый кризис, внешние войны и т. д.).
К субъективным факторам относятся:
• явные просчеты в социально-экономической политике (некомпетентность);
• нежелание правящей элиты учитывать коренные интересы и потребности подвластных классов и социальных слоев.
09. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫИ ОРГАНЫГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТ
Государственная безопасность — одна из составляющих национальной безопасности, понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз.
Органы Государственной Безопасности (далее ОГБ) - важная составная часть правоохранительной системы государства; это особые органы, основная деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего госстроя, внешней и внутренней безопасности государства.
В демократических государствах ОГБ борются с такими уголовными преступлениями, как терроризм, государственная измена, шпионаж, диверсии, посягательства на жизнь государственных деятелей, насильственный захват власти и вооруженный мятеж. В недемократических (авторитарных, тоталитарных) государствах деятельность ОГБ направлена как против указанных выше уголовных преступлений (часто приобретающих "политический" характер), так и против вполне мирной общественной активности политических оппонентов режима ("диссидентов").
Каждое государство стремится расширить свои понятия внешней и внутренней безопасности, что ведёт к росту активности ОГБ во всём мире. Одновременно ОГБ разных стран вынуждены всё в большей мере координировать и объединять свои усилия в борьбе с такими серьёзными угрозами глобальной безопасности, как организованная преступность, терроризм, экологические катастрофы и т.д.
Для обеспечения безопасности (т.е. состояния защищенности важных интересов личности, общества и государства), спокойного развития страны и противодействия внешним и внутренним врагам, государство имеет в своем распоряжении и на службе определенные органы.
К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Согласно Закону РФ «О безопасности» (в редакции 2005 года) в ст. 2 относит к ОГБ чуть ли не все госорганы, вне зависимости от принадлежности их к ветвям госвласти: «государство осуществляет функции в области обеспечения безопасности через органы законодательной, исполнительной и судебной властей».
К числу ОГБ относят: Вооруженные силы, Совет безопасности РФ, органы федеральной службы безопасности (ФСБ); органы внутренних дер, внешней разведки, Государственная противопожарная служба, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
В Российской Федерации основным исполнительным органом, на который возложено обеспечение государственной безопасности, является Федеральная служба безопасности (ФСБ).
Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям (ст.8 Закона):
· контрразведывательная деятельность;
· борьба с преступностью и террористической деятельностью;
· разведывательная деятельность;
· пограничная деятельность;
· обеспечение информационной безопасности.
На органы государственной безопасности возлагались в основном функции разведки, контрразведки, борьбы с экономическим саботажем и др., эти же органы осуществляли политику массовых репрессий, организовывали политические процессы против «врагов народа», вели следствие и создавали фальсифицированные дела по контрреволюционным преступлениям, преследовали инакомыслящих.
В декабре 1917 года пришедшие к власти большевики создали «Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем» (ВЧК) и наделили ее полномочиями репрессивного характера. ВЧК получила чрезвычайные полномочия и стала применять карательные меры вплоть до расстрела на месте. Право ВЧК применять высшую меру без суда и следствия подтверждено постановлением СНК от 5 сентября 1918 «О красном терроре». (может как пример решения полит.к-та?)
ОГБ, имеющие перед собой основной целью сохранение и защиту государства, становятся эффективным средством, находящимся вне текущей политики и сдерживающим разрушительные силы политических конфликтов. В политической области деятельность ОГБ проявляется, прежде всего, в вопросах мира и войны - позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов.
10. Этика управления политическим конфликтом
В управлении политическим конфликтом очень велико значение этических норм и регуляторов. Именно нравственно-мировоззренческая система этих норм определяет общественную и индивидуальную моральную оценку целей и средств политического противоборства, их соотнесения с категориями "добра" и "зла", оправдание, осуждение и уровень поддержки "справедливой" или "несправедливой" позиции в конфликте, "правоты" и "неправоты" его участников и т.д.; т.е. в конечном счете духовную мотивацию политической деятельности.
Важно подчеркнуть, что отдельные люди и даже очень значительные, выдающиеся личности, участвующие в политике, этическую оценку своих действий всегда соотносят, а иногда и отождествляют с нормами той политической общности, группы, к которой они принадлежат. Констатация того, что "самые нравственные и добросовестные люди участвуют в той партийной политике, которую признает нужной партия, часто так же мало заботящаяся о соображениях личной морали, как и государства в международных отношениях", сделанная Г.Зиммелем стала одной из "точек роста" современной социологии, политологии и этики и нашла свое многократное подтверждение, в частности, в истории нашей страны. Например, после 1917 г. нравственным в политике у нас считалось все, что служит победе коммунизма, затем то, что отвечает нуждам коммунистической партии и Советского государства, ныне все чаще эффективность (прежде всего экономическая) служит, если не мерилом нравственности, то оправданием безнравственности.
Итак, "представим себе игрушечный замок, в котором живет бумажный человек со своими бумажными друзьями. Неожиданно к замку приближается дракон с человеческим лицом. Бумажный человек открывает ворота, смело идет навстречу дракону, протягивает ему руку дружбы и пытается пробудить в нем человеческие чувства. Но дракон выдыхает пламя из пасти и бумажный человек превращается в горстку пепла. Представим теперь другой игрушечный замок с другим бумажным человечком, живущим со своими друзьями. Другой дракон с человеческим лицом в то же время приближается к замку. Бумажный человечек также открывает ворота и смело идет с крошечным мечом в руках навстречу дракону для того, чтобы вступить в борьбу с ним; но и этот бумажный человечек исчезает в огненном пламени. Пусть оба дракона потеряли интерес к замкам после того, как бумажные человечки сгорели; таким образом, остальные обитатели замков остались живы. Каждый бумажный человечек канонизируется в своем замке, однако люди из другого замка придерживаются иного мнения. В первом замке бумажный человечек, протянувший руку дракону, считался героем, а во втором - слабым человеком, не нашедшим в себе мужества взяться за меч. Другой бумажный человек, пытавшийся бороться против дракона, во втором замке считался героем, а в первом - слабым человеком, не нашедшим в себе мужества выйти без меча. Спрашивается: кто прав и кто не прав? Если задуматься на минуту, то станет ясно, что не существует рационального основания для предпочтения одной из этих двух точек зрения. Но и обе точки зрения одновременно невозможно принять. Такова дилемма. Мы не можем ее разрешить" (В.А.Лефевр).
Как же та или иная этическая система влияет на выбор стратегии, сказывается на управлении конфликтом? Сопоставляя стратегии возможного взаимодействия сторонников "первой" и "второй" этических систем, давайте будем исходить из того что приверженцы каждой из них объединены в отдельные группы, находящиеся в конфликте друг с другом. В этом случае стратегической целью "первых" должно являться достижение компромисса, а стратегия будет состоять не в полном и окончательном разгроме противника, а в поиске такого компромисса. Конечно, приверженность этой системе этических ценностей не означает, что в политической практике компромисс может добываться любой ценой и что ее сторонники не должны уметь или не хотят извлечь из него максимум выгоды прежде всего для самих себя. Стратегия "вторых" в соответствии с их этическими ценностями должна будет состоять в победе любой ценой, полном и окончательном разгроме противника, а любые уступки будут восприниматься как отход от четкой цели, беспринципность и, может быть, даже предательство. Для сторонников этой этической системы лозунг "все или ничего" является не только стратегической установкой, требующей не поступаться принципами, но и технологией практической политической деятельности.
В действительности очень редко встречаются чистые, не смешанные объединения приверженцев той или другой этической системы, а логика поведения в политическом конфликте отнюдь не однозначно определяется этикой. Но вот, как говорится, случай из практики. В последние годы "холодной войны" во взаимоотношениях СССР и США сложилась ситуация, когда дальнейшее обострение стратегического противоборства, новый виток в гонке ядерных вооружений, для каждой из сторон (хотя и по разным причинам) были крайне нежелательны. Чтобы положить этому конец и в переговорах, состоявшихся на встрече в Рейкьявике достичь успеха руководителей двух стран Р.Рейгана и М.С.Горбачева во внешнеполитическом ведомстве США была разработана стратегическая коллекция контролируемой конфронтации. Она состояла в том, чтобы в случае достижения компромисса дать другой стороне возможность "сохранить лицо" представить ее действия и инициативы как приведшие к полному успеху, а свое согласие на компромисс - как вынужденный шаг, результат осуществления чужой, а не согласованной цели. Для реализации этой стратегии Соединенные Штаты предоставили М.С.Горбачеву возможность еще до начала переговоров сделать заявление, в котором он выдвинул очередную советскую мирную инициативу о сокращении ядерных и ракетных вооружений. Его выступление дало возможность Советскому Союзу говорить о достигнутой победе - торжестве его миролюбивой внешней политики. Учитывая, что участие СССР в гонке вооружений подавалось советской пропагандой как противодействие агрессивным замыслам империалистических агрессоров, способствующее сохранению мира во всем мире, то по крайней мере в СССР, соглашения, достигнутые в Рейкьявике воспринимались как победа, как важный шаг к достижению собственных целей и успех в противодействии планам противника. В США эти соглашения, подкрепленные взаимными, закрепленными в соответствующих документах обязательствами сторон оценивались как компромисс, вполне отвечающим национальным стратегическим целям Америки.
Можно спорить о том, кто из участников той встречи и в какой мере в тот период представлял ту или другую систему ценностей. Но нельзя оспорить тот факт, что принятое на ней соглашение показало свою эффективность, предотвратив сползание наших стран к дальнейшей ядерной конфронтации, угрожающей не только им, но и всему человечеству.