GR: история, модели, практика применения и конфликтогенный потенциал




Government Relations (взаимодействие с органами государственной власти) — «деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-менеджеров) по ведению работы компании в политическом окружении». Government Relations (GR) также является систематическими попытками компании оказать влияние на действия и меры властей с целью достижения компанией определенных целей или защиты некоторых интересов. Основной задачей GR является «предотвращение вероятных угроз от деятельности политических стейкхолдеров и реализация потенциальных возможностей компании посредством её участия в политических действиях», а целью GR — «выстраивание долгосрочной, комфортной, предсказуемой системы отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами»

Между GR и лоббизмом существуют значительные отличия: если лоббизм является технологией для продвижения интересов компании в органах власти, то GR является составной частью общего менеджмента и задачи, стоящие перед ним, намного шире, чем задачи, стоящие перед лоббизмом.

Цель лоббизма — добиться принятия политического решения, «решить вопрос» в профильном органе государственной власти. Цель GR — «выстроить комфортную, предсказуемую систему отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами».

К основным функциям специалиста по GR относятся:

· формирование благоприятного имиджа компании среди политической элиты;

· решение практических вопросов с государственными компаниями;

· формирование благоприятной атмосферы отношений с регулирующими органами;

· решение судебных вопросов;

· решение вопросов входа на новый рынок[5].

Подготовка программы по GR обычно включает пять основных шагов:

1. идентификация проблем (identifying issues);

2. урегулирование приоритетов (setting priorities);

3. идентификация высших чиновников (identifying policymakers);

4. урегулирование стратегии повесток дня (setting agendas);

5. отбор действий и ресурсов (selection actions and resources)[6].

К наиболее эффективным методам воздействия на органы власти GR-специалиста относятся:

· предоставление экспертных оценок;

· манипуляция с данными социологических опросов;

· участие в социальных проектах, благотворительность, позиционирование деятельности компании как социально ответственной;

· участие в проектах государственно-частного партнерства;

· организация резонансных мероприятий без участия чиновников[7];

· коррупция;

· откаты.

46Лоббизм в постсоветских странах

Лоббизм — это система приемов и практика реализации интересов различных групп граждан путем воздействия на органы государственной власти. Под лоббированием подразумевается высококвалифицированная деятельность, имеющая политический смысл и правовое обоснование и являющаяся интегральным элементом демократической системы. Возник в США (где был принят в 1946 г. специальный закон о лоббизме); ныне существует в большинстве демократических стран. Нередко лоббисты имеют свои конторы при законодательных органах.

В СССР лоббизм считался явлением по своему характеру исключительно буржуазным, несмотря на то, что теневые формы лоббизма повсеместно использовались советскими директорами, экономическими и административными элитами. В поле зрения отечественных исследователей лоббизм попал только в 90-х годах XX века. При этом до сих пор не только в отечественной юриспруденции, но и политологии отсутствует комплексное исследование феномена лоббизма и элементов его составляющих. В результате механизмы эффективного взаимодействия власти и негосударственных (чаще всего экономических) структур во многих случаях вырабатываются без соответствующей помощи со стороны теории, путем проб и ошибок, иногда под воздействием общественного мнения.

47. Интегральные индексы измерения эффективности государства в политической конфликтологии

В международной практике используются различные показатели оценки эффективности государственного управления, которые были разработаны международными организациями.

Governance Matters (Качество государственного управления) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю качества и эффективности государственного управления. Рассчитывается по методике Всемирного банка на основе нескольких сотен переменных, получаемых из различных источников (статистические данные национальных институтов и международных организаций, результаты исследований, осуществляемых на регулярной основе международными и неправительственными организациями). Исследование проводится с 1996 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей качества государственного управления по различным странам мира. Авторы исследования: эксперты Всемирного банка Даниэль Кауфманн, Аарт Краай и Массимо Маструцци.

В методологии исследования используются шесть индексов, отражающих различные параметры государственного управления:

1. Учёт мнения населения и подотчётность государственных органов— показатели этой категории измеряют степень возможности участия граждан в выборе правительства и других органы власти, степень независимости прессы, оценку уровня свободы слова, свободы объединений, других гражданских свобод.

2. Политическая стабильность и отсутствие насилия — индекс включает показатели, измеряющие стабильность государственных институтов, вероятность резких перемен, смену политического курса, дестабилизации и свержения правительства неконституционными методами или с применением насилия.

3. Эффективность работы правительства — индекс включает показатели, измеряющие качество государственных услуг, качество разработки и реализации внутренней государственной политики и так далее.

4. Качество законодательства — индекс включает показатели, измеряющие способность правительства формулировать и реализовывать рациональную политику и правовые акты, которые допускают развитие частного сектора и способствуют его развитию.

5. Верховенство закона — индекс включает показатели, измеряющие степень уверенности различных субъектов в установленных законодательных нормах, а также соблюдения ими этих норм и так далее.

6. Сдерживание коррупции — индекс включает показатели, измеряющие восприятие коррупции в обществе, степень использования государственной власти в корыстных целях и так далее.

Эти параметры были выделены на основе общего определения, согласно которому государственное управление понимается как совокупность традиций и институциональных образований, с помощью которых государственные органы власти управляют страной. Каждое государство по каждому из шести индексов получает свой рейтинг. Общий итоговый рейтинг не составляется.

Россия 18.96 22.27 43.06 37.32 24.64 16.75
Украина 36.97 21.33 30.14 28.71 23.22 11.96

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: