Government Relations (взаимодействие с органами государственной власти) — «деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-менеджеров) по ведению работы компании в политическом окружении». Government Relations (GR) также является систематическими попытками компании оказать влияние на действия и меры властей с целью достижения компанией определенных целей или защиты некоторых интересов. Основной задачей GR является «предотвращение вероятных угроз от деятельности политических стейкхолдеров и реализация потенциальных возможностей компании посредством её участия в политических действиях», а целью GR — «выстраивание долгосрочной, комфортной, предсказуемой системы отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами»
Между GR и лоббизмом существуют значительные отличия: если лоббизм является технологией для продвижения интересов компании в органах власти, то GR является составной частью общего менеджмента и задачи, стоящие перед ним, намного шире, чем задачи, стоящие перед лоббизмом.
Цель лоббизма — добиться принятия политического решения, «решить вопрос» в профильном органе государственной власти. Цель GR — «выстроить комфортную, предсказуемую систему отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами».
К основным функциям специалиста по GR относятся:
· формирование благоприятного имиджа компании среди политической элиты;
· решение практических вопросов с государственными компаниями;
· формирование благоприятной атмосферы отношений с регулирующими органами;
· решение судебных вопросов;
· решение вопросов входа на новый рынок[5].
Подготовка программы по GR обычно включает пять основных шагов:
|
1. идентификация проблем (identifying issues);
2. урегулирование приоритетов (setting priorities);
3. идентификация высших чиновников (identifying policymakers);
4. урегулирование стратегии повесток дня (setting agendas);
5. отбор действий и ресурсов (selection actions and resources)[6].
К наиболее эффективным методам воздействия на органы власти GR-специалиста относятся:
· предоставление экспертных оценок;
· манипуляция с данными социологических опросов;
· участие в социальных проектах, благотворительность, позиционирование деятельности компании как социально ответственной;
· участие в проектах государственно-частного партнерства;
· организация резонансных мероприятий без участия чиновников[7];
· коррупция;
· откаты.
46Лоббизм в постсоветских странах
Лоббизм — это система приемов и практика реализации интересов различных групп граждан путем воздействия на органы государственной власти. Под лоббированием подразумевается высококвалифицированная деятельность, имеющая политический смысл и правовое обоснование и являющаяся интегральным элементом демократической системы. Возник в США (где был принят в 1946 г. специальный закон о лоббизме); ныне существует в большинстве демократических стран. Нередко лоббисты имеют свои конторы при законодательных органах.
В СССР лоббизм считался явлением по своему характеру исключительно буржуазным, несмотря на то, что теневые формы лоббизма повсеместно использовались советскими директорами, экономическими и административными элитами. В поле зрения отечественных исследователей лоббизм попал только в 90-х годах XX века. При этом до сих пор не только в отечественной юриспруденции, но и политологии отсутствует комплексное исследование феномена лоббизма и элементов его составляющих. В результате механизмы эффективного взаимодействия власти и негосударственных (чаще всего экономических) структур во многих случаях вырабатываются без соответствующей помощи со стороны теории, путем проб и ошибок, иногда под воздействием общественного мнения.
|
47. Интегральные индексы измерения эффективности государства в политической конфликтологии
В международной практике используются различные показатели оценки эффективности государственного управления, которые были разработаны международными организациями.
Governance Matters (Качество государственного управления) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю качества и эффективности государственного управления. Рассчитывается по методике Всемирного банка на основе нескольких сотен переменных, получаемых из различных источников (статистические данные национальных институтов и международных организаций, результаты исследований, осуществляемых на регулярной основе международными и неправительственными организациями). Исследование проводится с 1996 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей качества государственного управления по различным странам мира. Авторы исследования: эксперты Всемирного банка Даниэль Кауфманн, Аарт Краай и Массимо Маструцци.
В методологии исследования используются шесть индексов, отражающих различные параметры государственного управления:
|
1. Учёт мнения населения и подотчётность государственных органов— показатели этой категории измеряют степень возможности участия граждан в выборе правительства и других органы власти, степень независимости прессы, оценку уровня свободы слова, свободы объединений, других гражданских свобод.
2. Политическая стабильность и отсутствие насилия — индекс включает показатели, измеряющие стабильность государственных институтов, вероятность резких перемен, смену политического курса, дестабилизации и свержения правительства неконституционными методами или с применением насилия.
3. Эффективность работы правительства — индекс включает показатели, измеряющие качество государственных услуг, качество разработки и реализации внутренней государственной политики и так далее.
4. Качество законодательства — индекс включает показатели, измеряющие способность правительства формулировать и реализовывать рациональную политику и правовые акты, которые допускают развитие частного сектора и способствуют его развитию.
5. Верховенство закона — индекс включает показатели, измеряющие степень уверенности различных субъектов в установленных законодательных нормах, а также соблюдения ими этих норм и так далее.
6. Сдерживание коррупции — индекс включает показатели, измеряющие восприятие коррупции в обществе, степень использования государственной власти в корыстных целях и так далее.
Эти параметры были выделены на основе общего определения, согласно которому государственное управление понимается как совокупность традиций и институциональных образований, с помощью которых государственные органы власти управляют страной. Каждое государство по каждому из шести индексов получает свой рейтинг. Общий итоговый рейтинг не составляется.
Россия | 18.96 | 22.27 | 43.06 | 37.32 | 24.64 | 16.75 |
Украина | 36.97 | 21.33 | 30.14 | 28.71 | 23.22 | 11.96 |