Политические символы -- это выражение определенных Идей, понятии с помощью знаков и предметов (флаги, знамена, гербы, гимны и т. д.). Символы являются специфическим средством общения между людьми. Они помогают им определять принадлежность друг друга к определенным социально-политическим общностям.
Символы выражаются по разному: графически (серп и молот, свастика и т. д.), в виде фигур людей и животных (страус в Австралии, медведь в России, дядя Сэм в США и т. д.), звуками, сочетаниями определенных цветов и т. п.
Политический ритуал -- это совокупность определенных обязательных действий, актов и установленный порядок их выполнения при проведении собраний, приемов и других политических мероприятий. Политические ритуалы призваны не только упорядочивать, по и главным образом украшать и возвеличивать политические действия, события, политических деятелей, придавать им особую значимость, создавать вокруг них ореол возвышенности, исключительности. Они, как и ряд символов, служат удовлетворению честолюбия высших должностных лиц в политической иерархии и нередко рассчитаны па скрытие их подлинных интересов и целей.
42.Коррупция как конфликтоген
Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.
Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
|
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.
Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.
Трансперенси Интернешнл, Мировой банк и другие организации понимают под коррупцией злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды. Существуют также и другие определения, которые вносят уточнения (что власть включает доверенные ресурсы, что она может относиться к государственному и частному сектору и т. д.) или используют более строгие юридические формулировки.
Согласно российскому законодательству, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
|
Злоупотребление может быть одной из форм коррупции (одним из преступных деяний должностного лица или группы лиц), но не исчерпывает всей полноты определения коррупции.
43.История и модели коррупции, российская специфика
История коррупции
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.
Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
|
Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх.23:8, см. также Втор.16:19); «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188) и т. д.
Однако начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.
Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией.
Модели коррупции
Модель коррупции – есть теоретическое представление о реальной системе участников коррупции, составе ее элементов, количестве и характере связей между ними, выполняемых системой коррупционных функций в ходе реализации выбранных участниками стратегий своего поведения и имитации коррупционных эффектов.
Соответственно видам коррупции их модели могут быть социальными, экономическими, политическими и т.д.
Детально разработанной в 1975 г. является модель коррупции как социального отношения Э.К. Бэнфилдаиз Гарвардского университета (США). Ее элементами служат следующие звенья [44]:
официальный представитель власти – субъект деловых кругов;
госслужащий –политик;
официальный представитель власти – частные лица, решающие свои личные проблемы, не связанные ни с бизнесом, ни с политикой.
Эти звенья благодаря внутренним взаимодействиям бюрократического аппарата приводят к трехчленной структуре: “шеф - агент – клиент.
По утверждению Э.К. Бэнфилда, для возникновения коррупции необходимо существование трех видов экономических агентов: первый - уполномоченный, второй -делегирующий полномочия (доверитель), третий - лицо, доходы которого и потери зависят от первого агента (уполномоченного). Уполномоченный агент склонен к коррупции в такой степени, в какой он способен скрыть коррупцию от доверителя (шефа). Уполномоченный превращается официально в коррупционера, когда осознанно нарушает интересы доверителя, действуя нелегально или неэтично, пренебрегая его принципами" [44].
Модель коррупции «принципал (шеф) – агент (уполномоченный)» впервые исследована Гарри С. Бекером и Георгом Дж. Стиглером [45]в 1974 г., а в последующем – Эдвардом Банфилдомв 1975 г., Сюзан Роуз-Аккерман в 1975 и 1978г.г., Робертом Клитгаардомв 1988 и 1991г.г. Они отталкиваются от честности агента, варьирующейся от уровня его заработной платы [33, с.599-600].
Исходя из модели коррупции «принципал-агент» как данности, А. Шляйфер и Р. Вишни в 1993 г.сосредоточились на последствиях коррупционного размещения ресурсов в странах с развивающейся экономикой, в частности, на следующих вопросах: как организованы коррупционные связи, почему даже хорошо организованная коррупция появляется как более извращенное налогообложение, почему коррупция замедляет развитие. Они определи коррупцию как продажу официальными представителями органов власти государственной собственности для личных целей [33, с.600]. В результате они выявили три вида моделей коррупции:
1) монополистическую, при которой предоставляемые общественные блага сосредоточены в одних руках и контролируются из единого административного центра;
2) нерегулируемую, согласно которой подразделения бюрократической организации действуют относительно друг от друга независимо в сферах полномочий;
3) конкурентную, в соответствии с которой всякое общественное благо предоставляется более, чем одной бюрократической службой.
На основе проведенных исследований А. Шляйфер и Р.Вишни утверждают, что при ослаблении центральных правительств для снижения коррупции более благоприятны модели «независимых монополистов» [33, с.600].
Анализируя классификации коррупции и методы ее изучения А.М. Рахимжанов, выявил, что в странах, где коррупция является актуальной частью политики и используется для противостояния между кланами, наблюдаются следующие три вида моделей коррупции: а) азиатская, б) африканская, в) латиноамериканская [30].
В азиатской модели коррупция воспринимается не только как общепринятое, но и социально приемлемое культурное и экономическое явление, которое отождествляется с функционированием государства.
В африканской модели предполагается, что власть изначально продается группе доминирующих экономических кланов, находящихся в сговоре между собой, и политическими средствами защищает надежность их существования. Помимо этого, в ней развиты обычаи землячества. В африканских странах госслужащий в большинстве случаев получает образование на средства, собранные для него всеми жителями родной деревни. Став госслужащим, он полагает, что обязан помогать своим односельчанам, обращающимся к нему. Если ему удается добиться высокой должности, то он, подчиненный ему аппарат, формирует из своих земляков. Не смотря на то, что высокопоставленным чиновникам гарантируются вполне внушительные доходы, все же, коррупция в виде взятки, по некоторым подсчетам, приносит им до трети их общих доходов.
Латиноамериканская (мафиозная) модель коррупции определяется тем, что при потворстве коррупционированного государства нелегальные и криминализированные сферы экономики достигают столь значительной власти, которая сравнима с силой государства. В результате эти сферы экономики образуют государство в государстве. Важным выводом А.М. Рахимжанова из анализа латиноамериканской модели является то, что она, дестабилизируя политику такого государства, при всплеске борьбы с коррупцией влечет к установлению диктатуры, после которой может произойти его трансформация в африканскую модель.
Российская специфика. Пагубное воздействие коррупции ощущается в любой стране, независимо от государственного устройства или традиций. Исследования, проводимые Институтом Всемирного банка, показывают, что ежегодно в мире выплачивается взяток на сумму в триллион долларов США. Эти цифры постоянно растут и свидетельствуют о глобальных масштабах распространения коррупционных отношений.
Расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество превращает это асоциальное явление в интернациональную проблему.
Коррупционные отношения стали нормой и в политике, и в экономике, и в общественной жизни России. Коррупция уже не угрожает этим сферам, а является их составной частью.
Каждый россиянин платит коррупционный налог, скрытый в цене на продукты питания и товары первой необходимости, проезд в транспорте, коммунальные услуги, строительство жилья и дорог, услуги медицины и образовательной сферы.
По данным социологических опросов, проведенных Фондом общественного мнения (ФОМ) в марте прошлого года, 55 процентов россиян считают, что искоренить коррупцию в нашей стране невозможно, 34 процента утверждают, что это реально, 11 процентов респондентов затруднились с ответом.
Коррупция стала реальной угрозой национальной безопасности, так как:
· сводит на нет или тормозит крупномасштабные экономические и социальные преобразования, само развитие Российского государства;
· расширяет сектор теневой экономики, уменьшает налоговые поступления в бюджет, делает неэффективным использование бюджетных средств;
· негативно влияет на имидж страны в глазах ее политических и экономических партнеров, ухудшает инвестиционный климат;
· увеличивает имущественное неравенство граждан;
· формирует в общественном сознании представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти;
· является питательной средой для организованной преступности, терроризма и экстремизма;
· приводит к деградации моральных ценностей общества, исконных национальных традиций и обычаев;
· оказывает негативное воздействие на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества.
К общим причинам коррупции в России относятся:
· стремительный, непродуманный переход к рыночным отношениям на фоне глобализационных процессов в мире;
· кардинальное изменение государственного устройства;
· необоснованная приватизация, проведенная со значительными нарушениями, в результате которой в выигрыше оказалась незначительная часть новых собственников;
· неэффективность управления (незаконченность и несовершенство административной реформы);
· изъяны законодательства и его отставание от развития социально-экономических отношений;
· состояние общественной морали, насаждение новых нравственных ценностей, центральное место среди которых занимает культ личного преуспевания и обогащения, а деньги являются мерилом и эквивалентом жизненного благополучия;
· высокий разрыв между очень богатыми и очень бедными слоями населения;
· правовая неграмотность подавляющей части населения страны;
· неэффективность функционирования большинства институтов власти;
· кадровая, техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти;
· отсутствие развитого гражданского общества, демократических традиций;
· низкое материальное обеспечение государственных служащих и отсутствие гарантированного социального пакета.
Специфика национальной коррупции заключается в:
· наличии мощной, широко разветвленной теневой экономики и огромных незаконных доходов, значительная часть которых – основной источник финансирования коррупционеров;
· неконтролируемом обращении дополнительных денежных масс, вызванных высокими ценами на энергоносители на мировом рынке;
· неисполнении или ненадлежащем исполнении принимаемых законов и мер по противодействию коррупции;
· запутанности, сложности, противоречивости и возможности неоднозначного толкования действующих правовых норм;
· наличии множества подзаконных актов, которые произвольно толкуют нормы действующего законодательства;
· слабости и фактической зависимости от исполнительной власти судебной системы;
· отсутствии системы контрольных органов, в том числе парламентского и общественного контроля;
· минимальном риске разоблачения коррупционеров и отсутствии жестких по отношению к ним репрессивных мер (условное или отложенное наказание, помилование по амнистии и т.д.);
· отсутствии гарантированного правового статуса и достойного пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;
· исключительной, по сравнению с другими демократическими государствами, монополии чиновничества на принятие решений;
· большом объеме решений, которые чиновники вправе принимать единолично;
· широком и беспрепятственном кадровом обмене между властными и коммерческими структурами;
· вовлечении родственников в коррупционный процесс на низовом уровне власти и в быту;
· постоянном усложнении и модификации форм и способов коррупционных проявлений;
· коррупционности избирательных процессов (так называемый "административный ресурс") и криминализации политических партий;
· международной направленности российской коррупции;
· беспрецедентном развитии бытовой коррупции, основанной на исторически обусловленном принципе управления российского государства – институте кормления. В результате у большой части населения страны исторически сложился стереотип коррупции как этически приемлемой формы разрешения личных проблем. По данным Фонда общественного мнения (март 2008 г.), 54 процента россиян терпимо относятся к тому, что приходится давать взятки должностным лицам, 27 процентов опрошенных признались, что им доводилось "делать подношения" чиновникам. Причем молодые люди проявляют более толерантное отношение к взяточничеству, чем пожилые.