Триптих «Сад земных наслаждений».




История изобразительного искусства

(Северное Возрождение)

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Воронеж 2020

 

Северное Возрождение

Самобытный характер Северного Возрождения (ок. 1500- 1540/80) проявился в первую очередь в культуре Нидерландов и Германии. Городами, оказавшимися главными центрами этой культуры, были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле. Позднее лидером стал Амстердам. Традиционный фактор влияния античной культуры для Северного Возрождения незначителен, он в ней воспринимается опосредованно. Поэтому у большинства его представителей легче обнаружить следы не до конца изжитой готики, чем найти античные мотивы. Большое влияние на искусство Северного Возрождения оказали движение Реформации и Крестьянская война. Век Северного Возрождения был недолог, но его влияние на европейскую культуру ощущается и сегодня.

Возрождение в Нидерландах

В Нидерландах проза появилась раньше, наиболее выдающимся литератором Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский (1469-1536). Его лучшая книга "Похвала глупости" вышла в свет в 1509 г.

Архитектура и скульптура оставались готическими. Ведущая роль среди видов художественной деятельности - как и в итальянском Ренессансе - принадлежала живописи.

Живопись

Крупнейшими живописцами этой эпохи были: Ян ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший.

Братья ван Эйк

Губерт ван Эйк старший брат Яна ван Эйка

Прежде чем стать живописцем, Губерт работал в книжной миниатюре. К творчеству Г. ван Эйка относят картину «Явление ангела женам-мироносицам» (ок. 1420, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена).

 

Ян ван Эйк - выдающийся нидерландский живописец, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Творчество Яна ван Эйка, послужило во многом исходным пунктом развития реализма в истории европейской живописи.

Дату рождения художника следует, по всей вероятности, относить к первой половине 1390-х гг.; родиной же его считают нидерландскую провинцию Лимбург. Первыми уроками мастерства Ян был обязан своему старшему брату Губерту.
К 1422 г. ван Эйк был уже известный живописец.

Большинство его произведений как бы светятся изнутри, рождая ощущение возвышенной радости.
Такой поразительный эффект внутреннего свечения достигался за счет послойного нанесения масляной краски на белую гипсовую грунтовку, тщательно отшлифованную и покрытую лаком.

Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных. красок. Это не совсем так. Красящие составы на основе растительных масел были известны еще в ХII в., но они долго сохли, часто блекли и растрескивались. Лишь Ван Эйк, где-то около 1410 г., нашел ту магическую формулу, которая делала краски быстросохнущими.

Новые возможности масляной живописи помогли братьям Ван Эйк сотворить Гентский алтарь — один из величайших живописных памятников Европы XV в. Работа над ним была начата, видимо, около 1422 г. Губертом, а после его смерти в 1426 г. продолжена младшим братом.

Гентский алтарь уникален. Он представляет собой грандиозный многоярусный полиптих, достигающий в центральной части трех с половиной метров в высоту и пяти метров в ширину в раскрытом виде. В 1432 г. работа была закончена, и складень занял предназначенное для него место в церкви Св. Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. Бавона).

 

Гентский алтарь

В алтарной композиции «Мадонна канцлера Роллена» (ок.1436г.) — советник Филиппа Доброго, Николас Роллен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам(редкий случай в феодальном мире).
Николас Роллен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества.
Земной и божественный мир сошлись лицом к лицу в этой работе мастера, полной глубокого символизма.

«Мадонна канцлера Роллена»

Чета Арнольфини

Рогир ван дер Вейден

Рогир ван дер Вейден — соперник ван Эйка за звание самого влиятельного мастера ранненидерландской живописи. Цель творчества художник видел в постижении индивидуальности личности, был глубоким психологом и прекрасным портретистом. В конце жизни «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека».

Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») плохо освещён источниками. Его известная композиция «Евангелист Лука, рисующий Мадонну» проникнута очевидным влиянием ван Эйка (предполагаемый автопортрет в облике св. Луки)

В 1435 г. художник переехал в Брюссель в связи с женитьбой на уроженке этого города и стал членом городской гильдии живописцев, разбогател. К началу брюссельского периода принадлежит грандиозное по эмоциональности «Снятие с креста» (ныне в Прадо).

Портретам кисти Рогира присущи некоторые общие черты, что в значительной степени обусловлено тем, что почти все они изображают представителей высшей знати Бургундии.

В последние годы Рогир работал в своей брюссельской мастерской в окружении многочисленных учеников, они разнесли его влияние по Франции, Германии и Испании. Во второй половине XV века на севере Европы экспрессивная манера Рогира преобладала над технически более сложными уроками ван Эйка. Даже в XVI веке под его влиянием оставались многие живописцы.

Хуго ван дер Гус

Хуго ван дер Гус — фламандский живописец. Родился в Генте. Вступил в гильдию св. Луки. Работал в Генте, с 1475 в монастыре Родендале. Продолжил художественные традиции нидерландской живописи первой половины XV в.

Самое известное произведение — большой алтарный образ «Поклонение пастухов», или «Алтарь Портинари», который был написан ок. 1475 по заказу Томмазо Портинари — представителя банка Медичи в Брюгге — и оказал глубокое влияние на флорентийскихживописцев: Гирландайо, Леонардо да Винчи и др.

После завершения работы художник принял монашеский сан в монастыре Родендале близ Брюсселя.

Алтарь Портинари

 

Символическое значение приписывалось цветам. Все белые цветы означали чистоту и непорочность, в особенности белые розы и лилии, красные цветы были символом Страстей Христовых (особенно розы), крови, пролитой святыми и мучениками. Красная лилия – традиционный символ крови Христовой так же, как и гвоздика.
Белая лилия - символ чистоты Богородицы, ее традиционно изображали в руках архангела Гавриила в сценах «Благовещения».

Натюрморт на переднем плане центральной части алтаря – один из самых совершенных натюрмортов в нидерландской живописи XV века. Лилии, ирисы, колокольчики, гвоздики написаны очень точно и в то же время очень поэтизированы.

 

Иероним Босх (ок. 1450/60-1516).

Первым среди великих мастеров этого периода должен быть назван нидерландец Иеронимус Босх. Гротеск и сарказм творчества Иерониа Босха. Отражение социальных контрастов общества. В его картинах, большей частью написанных еще на религиозные сюжеты, поражает соединение мрачных средневековых фантазий и элементов фольклора, мистической символики и точности реалистических деталей. И даже самые страшные аллегории выписаны в таком удивительном колорите, что производят жизнеутверждающее впечатление. Никто из последующих мастеров живописи уже не будет рисовать столь фантастические, граничащие с безумием, образы. «Корабль дураков», Триптих «Сад земных наслаждений».

«Корабль дураков».

Триптих «Сад земных наслаждений».

Питер Брейгель Старший

Питер Брейгель Старший. Жанровая тематика. Изображение народной жизни. Роль пейзажа. « Фламандские пословицы»; «Падение Икара»; «Крестьянская свадьба»;«Крестьянский танец»; цикл «Месяцы», «Слепые».

Фламандские пословицы

«Падение Икара»

«Крестьянская свадьба»

«Крестьянский танец»

«Охотники на снегу » (цикл «Месяцы»)

«Слепые»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: