Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим в контакт и умеющим располагать к себе, мы относимся с симпатией. С замкнутыми людьми мы стараемся либо вообще не общаться, либо вступать в ограниченные контакты лишь в случае крайней необходимости.
Н вопрос: «Умеете ли вы общаться?» - большинство сразу ответит утвердительно. А если кто-нибудь и задумается, то, скорее всего, потому, что удивится: «А разве для этого нужны какие-то специальные умения?». Однако практика показывает, эффективно умеют общаться далеко не все люди, более того, не все руководители. Парадокс в том, что управленцы по роду их занятий должны от 50 до 90% рабочего времени тратить именно на общение. Ведь проведение совещаний, заседаний, дискуссий. переговоров, отчеты перед начальством и т. д. все это различные формы делового общения
.
Практически все проблемы управления, так или иначе, связаны с общением. Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней. В процессе общения мы познаем других людей, обмениваемся с ними информацией взаимодействуем с другими и вместе с этим, переживаем собственные состояния, возникающие в результате этого.
Таким образом, общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий:
- восприятие, познание и понимание партнеров по общению (перцептивная сторона общения);
- обмен информацией (коммуникативная сторона общения);
- выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона общения).
В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности, как способ объединения и развития людей. Трудно найти такие психические явления, свойственные человеку которые так или иначе не были включены в процесс общения.
Социальный смысл общения заключается в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психологический смысл общения состоит в том, что в ходе этого процесса субъективный мир одного человека раскрывается для другого и происходит их духовное обогащение.
Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы ценности, знания, способы деятельности, а также формируется как личность. Другими словами, общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. Это - универсальная реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
Выделение любой проблемы в качестве самостоятельной области научного исследования предполагает решение ряда ключевых вопросов:
- определение специфики объекта изучения:
- проведение категориально понятийного анализа;
- разработка принципов и методов исследования.
В таком ключе проблема общения начала рассматриваться лишь в два последних десятилетия (до 1970-х и. преобладал теоретико-филасофский подход).
Таким образом, проблема общения в качестве самостоятельного объекта исследования выделилась относительно недавно. Однако ее значение настолько велико, что категория общения очень быстро заняла одно из ведущих мест и стала одной из базовых категорий в психологической науке, наряду с такими категориями, как «деятельность», «личность», «сознание» и др.
Разновидности общения.
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Способы, сферы и динамика общения определяются социальными функциями вступающих в него людей, их положением в системе общественных отношений, принадлежностью к той или иной общности. Общение регулируется факторами, связанными с производством, обменом и потребностями, а также сложившимися в обществе законами, правилами, нормами, социальными институтами и др. Исходя из этого, различают несколько оснований разделения различных видов общения.
По используемым знаковым системам различают:
- вербальное (речевое) общение, которое, и свою очередь,
делится на устную и письменную речь:
- невербальное (бессловесное) общение, играющее в нашей
жизни чрезвычайно важную роль. По некоторым данным, от 60
до 80% информации от собеседника мы получаем по невербальному каналу.
Невербальные средства общения чрезвычайно разнообразны. К основным из них относят визуальные, аудиальные, тактильные и ольфакторпые.
Основные визуальные средства общения изучаются кинесикой. Она рассматривает отражение поведения, намерений человека в его невербальных проявлениях.
К основным визуальным средствам общения относят:
-движения мышц лица, обычно называемые мимикой;
-движения рук, ног. т. е. жесты:
-движения туловища, особенности походки и др., обычно
называемые пантомимикой:
-пространственную и временную организацию общения (расстояния до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство и др.). называемую проксемикой;
-выражение лица, выражение глаз;
-позы, осанка, посадка головы:
-направление взгляда, визуальные контакты;
-кожные реакции - покраснение, бледность, потливость:
-подчеркивание иди сокрытие особенностей телосложения
(признаки пола, возраста, расы);
-средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода и др.).
Выделяют две группы аудиальных средств общения:
-паралингвистические, характеризующие качество голоса, его диапазон, тональность (интонация, громкость, тембр, ритм, высота звука). Паралингвистические средства еще называют «вокальной мимикой»,
-экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье).
Тактильные средства общения включают все, что связано с прикосновениями собеседников (пожатие руки, объятия, поцелуи, хлопки по плечу и др.).
К ольфакторным средствам общения относят:
- приятные и неприятные запахи окружающей среды;
-естественный и искусственный запахи человека.
На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Наряду с интернациональными невербальными проявлениями отношения к другому человеку (например, улыбка, рукопожатие и др.) существуют и сугубо национальные, региональные. Кроме того, частота невербальных проявлений у различных народов также не одинакова.
Например, в течение часа общения финн совершает в среднем два жеста, француз - восемьдесят, итальянец - сто десять, мексиканец - более ста шестидесяти. Вот почему невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.
По характеру связи общающихся общение делится на:
- непосредственное, как контакт «с глазу на глаз»:
-опосредованное, как неполный психологический контакт
при помощи письменных или технических средств, отдаляющих
во времени или на расстоянии получение обратной связи между
участниками.
По количеству участвующих в общении людей различают:
-межперсональное общение, т. е. непосредственные контакты людей в группах иди парах, постоянных по составу участников;
-массовое общение, т. е. множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
По включенности в процесс общения социальных слагаемых различают:
-межличностное общение (общение между конкретными
личностями, обладающими уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются другому по ходу общения и
организации совместных действий; социальные роли общающихся играют в таком общении вспомогательную роль);
-ролевое общение (общение между носителями определенных социальных ролей). В этом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные
его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе
такого общения человек отражается уже не столько как индивидуальность, а как некая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Однако сама по себе социальная роль не определяет до мельчайших деталей весь ход общения. Она предписывает, как вести общение в главном, основном, оставляя тем самым некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем общения» в рамках исполнения конкретной социальной роли.
Другими словами, ролевое общение не только не отрицает, а и предполагает привнесение личных моментов в это общение. Правда, они носят по отношению к социальной роли подчиненный характер.
Закономерности формирования первого впечатления.