Коллектив разработчиков. Принципы построения системы менеджмента проекта. Схемы организации менеджмента проекта (MSF, IBM).




Лекция №2.

Схемы организации менеджмента проекта

Разработка ПО коллективный труд специалистов, направленный на удовлетворение потребности пользователей в автоматизации их деятельности. Это процесс связывающий производственными и иными отношениями тех, кого в той или иной степени можно рассматривать в качестве производителей программы. Необходимым элементом разработки программ является решение задач изучения пользователей, с одной стороны, а с другой – обеспечения обратной связи с ними. Понятие менеджер проекта не обязательно соотносится с конкретной персоной, отвечающей за управление производством программной системы в целом.

 

Схемы менеджмента (классические):

- схема с одним менеджером;

 

- схема со службой менеджеров (помощники – обычные работники);

 

- схема с группой менеджеров по направлениям (помощники получают полномочия в своих сферах ответственности).

 

Делегирование можно считать основным инструментом разделения труда в проекте. Делегирование подразумевает ответственность за некоторую функцию.

 

Функции менеджера:

1) Управление проектом;

2) Руководство людьми.

 

Главная и постоянная задача менеджера разработки ПО – продвижение проекта к обозначенным в начале его развития результатам. Решение этой задачи сводится к распределению и контролю эффективного использования имеющихся ресурсов проекта: времени, финансов, технических средств и производственного потенциала работников.

Дополнительные задачи менеджера проекта:

1) Переиспользование раннее созданных программных компонентов;

2) Распространение ПО.

 

Цели разработки ПО:

С организационной точки зрения в разработке ПО можно выделить три варианта целей, определяющие деятельность менеджера:

1) Производство ПО не для продажи (напрямую не связанное с получением дохода);

2) Производство рыночного продукта (обеспечивающее прибыль за счет продаж);

3) Разработка под заказ (все финансирование ведется заказчиком).

 

Функции разработчиков

Функции разработчиков подразделяются на:

1) Организационные (создают условия для выполнения проектных заданий);

2) Производственные

a. Анализ требований

b. Кодирование

c. Тестирование

d. Отладка

 

Роли (ролевые кластеры)

Менеджеру проекта необходимо организовать распределение функций проекта между исполнителями. В результате ее выполнения члены команды, выполняющей проект, начинают играть соответствующие роли.

Как конкретный разработчик может получать одновременно несколько ролей, так и роль может быть распределена между несколькими исполнителями.

 

Ролевые кластерымодели проектной группы MSF:

1) Управление продуктом (обеспечивает удовлетворение интересов заказчика);

2) Управление программой (обеспечивает реализацию решения в рамках ограничений проекта);

3) Разработка (построение решения в соответствии со спецификацией);

4) Тестирование (одобряет выпуск продукта после того, как все дефекты выявлены и устранены);

5) Удовлетворение потребителя (повышение эффективности использования продукта) (эргономика, дизайн, обучение пользователя, иностранные версии);

6) Управление выпуском (внедрение и сопровождение продукта).

Ролевая структура проекта, предложенная Центром объектно-ориентированной технологии компании IBM:

1) Заказчик (инициатор разработки; принимает результаты разработки);

2) Планировщик ресурсов (выдвигает и координирует требования к проекту; направляет план выполнения проекта; представитель организации, которая ведет разработку);

3) Менеджер проекта (отвечает за конкретный проект; распределяет задания и ресурсы; следит за графиком; проверяет, что результаты соответствуют требованиям);

4) Руководитель команды (техническое руководство командой);

5) Архитектор (проектирует архитектуру системы; согласовывает развитие работ);

6) Проектировщик подсистемы (проектировщик подсистемы или классов; определяет взаимодействие с другими подсистемами);

7) Эксперт предметной области (отвечает за изучение сфера приложения; поддерживает направленность проекта);

8) Разработчик (реализует проектируемые компоненты);

9) Специалист по пользовательскому интерфейсу (отвечает за удобство использования интерфейса; взаимодействует с заказчиком);

10) Тестировщик (проверяет функциональность, качество и эффективность продукта);

11) Библиотекарь (создает и ведет общую библиотеку проекта).

 

Совмещение ролей

В зависимости от проекта и условий его выполнения роли участников проекта могут совмещаться. Понятно, что совмещение ролей не может быть произвольным. Одни совмещения нежелательны, другие нейтральны, третьи полезны.

Желательные:

Менеджер + архитектор;

Менеджер + специалист по интерфейсу;

Эксперт предметной области + разработчик.

Нежелательные:

Менеджер + разработчик;

Разработчик + тестировщик;

Разработчик + разработчик.

 

Список литературы к лекции №2.

1. Скопин И.Н. Основы менеджмента программных проектов. – Интуит, 2009.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: