Драматургия
Основные конфликты внутри лирической сферы: Татьяна и Онегин, Ленский и Онегин. Конфликты лирико-психологические, все внимание на внутренний мир героев. Развитие образов при их взаимодействии влияет на интонационную сферу.
Интонационная сфера Татьяны.
- Интродукция (g-moll). Образ грез Татьяны выполняет две функции: лейтмотив и характеристика самой Татьяны, а также введение в лирическую сферу оперы.
- 1 картина (g-moll, e-moll). В основном развивается тема грез, звучит в сцене переполоха, в квартете, проходит в уменьшении, без хроматизмов, и т.п.
- 2 картина – целиком раскрытие образа Татьяны. Вступление выражает душевное томление Татьяны и приближается к тема Ленского из его ариозо «Ты мне радость». Сцена с няней – новый этап развития образа Татьяны и ее лейтмотива. Центральное место в этой картине занимает сцена письма, которая делится на 4 раздела с постепенным развитием к кульминации в четвертом разделе.
1й этап | 2й этап | 3й этап | 4й этап - центральный | |||||||||||
a | b | c | a | b | a | a | b | a | a | a1 | b | a2 | a3 | |
Т. страданий | «Пускай погибну я» | Т. Татьяны | «Я к вам пишу» | Середина речитатив | Реприза «Зачем, зачем» | «Нет никому на свете» | Середина речитатив | реприза | Оркестр «Кто ты мой ангел ли хранитель» | Период | Середина с интонацией т. Татьяны | Вокальная динамическая реприза | Реприза оркестра | Дополнение «Кончаю» |
Развитие темы любви | ||||||||||||||
Des | cis | d | D | d | C | a, b, Ges | C | Des |
- 3 картина. Монолог Татьяны основан на нисходящих интонациях – преображение интонации Темы любви.
- Вступление ко 2 действию – тема любви Татьяны, в которой сочетаются интонации более спокойные внешне, и более напряженные внутренне (интонации возгласы близкие речитативу 3ей картины).
- 7 картина сцена Татьяны и Онегина – вторая кульминации оперы. Вся сцена основана на трансформированных интонациях предыдущих картин (восторженность оборачивается скорбностью и т.д.), либо на интонациях ассоциативно связанных с предыдущими картинами. Сцена представляется собой цепь ариозо каждого из героев и их дуэтных эпизодов:
1. Татьяна одна – ассоциации с сценой письма, но т. Любви похожа на тему судьбы Ленского (e-moll). Новая оркестровая тема (шестнадцатые и восьмые) близка вступлению ко 2 картине, но там она заканчивалась т. грез Татьяны, а здесь темой судьбы.
|
2. Появление Онегина – ассоциации с 3ей картиной, но с большим напряжением, появлением уменьшенных гармоний и т.д.
3. Ариозо Онегина «Уже ль в мольбе» - ассоциации с 3 ей картиной, но более взволнованное и уверенное.
4. Ариозо Татьяны «Онегин, я тогда моложе», тональная связь с сценой письма (cis одноим. Des).
5. Фраза «Я плачу» близка к теме судьбы Ленского.
6. Первая кульминация дуэт «Счастье было».
7. Ариозо Онегина «Нет! Поминутно» развитие ариозо «Уже ль в мольбе».
8. Реплика Татьяны «Онегин в вашем сердце есть» - появление новых, более решительных интонации.
9. Признание Татьяны «Я вас люблю к чему бы каять» - интонации близки лейтмотиву грез и мечтаний, но это поворотный пункт в развитии сцены.
10. Ариозо Онегина «О не гони» (e-moll), обилие задержаний, опеваний, взволнованное.
11. Дуэт «Глубоко в сердце» - дуэт согласие, который тем не мене приводит к разрешению конфликта.
12. Заключительная фраза Онегина – кульминации на двойной доминанте, диссонансы (e-moll).
|
Интонационная сфера Ленского.
1 картина. Реплика «Прелестно здесь» (E-dur) опора на сексты. Квартет прежде всего музыкальная характеристика Ленского, поскольку основан на интонационном развитии этой реплики. Сцена и ариозо Ленского т. «Я люблю вас» впервые проходит в оркестре. Вся сцена трехчастная. Первый раздел – диалог Ленского и Ольги, второй сцена Татьяны и Онегина, реприза ариозо Ленского «Я люблю вас», которое сочетает песенно-романсовую мелодику и дикломационность. В ней преобладают опевания, секвенции, интонации родственные лейтмотиву Татьяны.
2 действие, 4 картина – перелом в развитии образа Ленского. Фазы перелома:
- Сцена Ленского и Онегина – на фоне вальса происходит ладовая перестройка с мажора на минор и интонационная перестройка на нисходящие секундовые ходы.
- Сцена ссоры e-moll нисходящая интонация от 3ей к первой ступени минора.
- Первая кульминация конфликта речитатив «Просто я требую».
- Финал – большая сцена, в центре столкновение главный действующих лиц. Речитатив Ленского – искаженные интонации ариозо «я люблю вас». Ансамбль «В вашем доме» носит скорбный характер, причем тема Ленского проходит у Татьяны.
5 картина сцена дуэли - вершина и трагическое разрешение одной из линий конфликта: