Интонационная сфера Ленского.




Драматургия

Основные конфликты внутри лирической сферы: Татьяна и Онегин, Ленский и Онегин. Конфликты лирико-психологические, все внимание на внутренний мир героев. Развитие образов при их взаимодействии влияет на интонационную сферу.

Интонационная сфера Татьяны.

  1. Интродукция (g-moll). Образ грез Татьяны выполняет две функции: лейтмотив и характеристика самой Татьяны, а также введение в лирическую сферу оперы.
  2. 1 картина (g-moll, e-moll). В основном развивается тема грез, звучит в сцене переполоха, в квартете, проходит в уменьшении, без хроматизмов, и т.п.
  3. 2 картина – целиком раскрытие образа Татьяны. Вступление выражает душевное томление Татьяны и приближается к тема Ленского из его ариозо «Ты мне радость». Сцена с няней – новый этап развития образа Татьяны и ее лейтмотива. Центральное место в этой картине занимает сцена письма, которая делится на 4 раздела с постепенным развитием к кульминации в четвертом разделе.
1й этап 2й этап 3й этап 4й этап - центральный
a b c a b a a b a a a1 b a2 a3  
Т. страданий «Пускай погибну я» Т. Татьяны «Я к вам пишу» Середина речитатив Реприза «Зачем, зачем» «Нет никому на свете» Середина речитатив реприза Оркестр «Кто ты мой ангел ли хранитель» Период Середина с интонацией т. Татьяны Вокальная динамическая реприза Реприза оркестра Дополнение «Кончаю»
Развитие темы любви
  Des cis d D d C a, b, Ges C Des

 

  1. 3 картина. Монолог Татьяны основан на нисходящих интонациях – преображение интонации Темы любви.
  2. Вступление ко 2 действию – тема любви Татьяны, в которой сочетаются интонации более спокойные внешне, и более напряженные внутренне (интонации возгласы близкие речитативу 3ей картины).
  3. 7 картина сцена Татьяны и Онегина – вторая кульминации оперы. Вся сцена основана на трансформированных интонациях предыдущих картин (восторженность оборачивается скорбностью и т.д.), либо на интонациях ассоциативно связанных с предыдущими картинами. Сцена представляется собой цепь ариозо каждого из героев и их дуэтных эпизодов:

1. Татьяна одна – ассоциации с сценой письма, но т. Любви похожа на тему судьбы Ленского (e-moll). Новая оркестровая тема (шестнадцатые и восьмые) близка вступлению ко 2 картине, но там она заканчивалась т. грез Татьяны, а здесь темой судьбы.

2. Появление Онегина – ассоциации с 3ей картиной, но с большим напряжением, появлением уменьшенных гармоний и т.д.

3. Ариозо Онегина «Уже ль в мольбе» - ассоциации с 3 ей картиной, но более взволнованное и уверенное.

4. Ариозо Татьяны «Онегин, я тогда моложе», тональная связь с сценой письма (cis одноим. Des).

5. Фраза «Я плачу» близка к теме судьбы Ленского.

6. Первая кульминация дуэт «Счастье было».

7. Ариозо Онегина «Нет! Поминутно» развитие ариозо «Уже ль в мольбе».

8. Реплика Татьяны «Онегин в вашем сердце есть» - появление новых, более решительных интонации.

9. Признание Татьяны «Я вас люблю к чему бы каять» - интонации близки лейтмотиву грез и мечтаний, но это поворотный пункт в развитии сцены.

10. Ариозо Онегина «О не гони» (e-moll), обилие задержаний, опеваний, взволнованное.

11. Дуэт «Глубоко в сердце» - дуэт согласие, который тем не мене приводит к разрешению конфликта.

12. Заключительная фраза Онегина – кульминации на двойной доминанте, диссонансы (e-moll).

Интонационная сфера Ленского.

1 картина. Реплика «Прелестно здесь» (E-dur) опора на сексты. Квартет прежде всего музыкальная характеристика Ленского, поскольку основан на интонационном развитии этой реплики. Сцена и ариозо Ленского т. «Я люблю вас» впервые проходит в оркестре. Вся сцена трехчастная. Первый раздел – диалог Ленского и Ольги, второй сцена Татьяны и Онегина, реприза ариозо Ленского «Я люблю вас», которое сочетает песенно-романсовую мелодику и дикломационность. В ней преобладают опевания, секвенции, интонации родственные лейтмотиву Татьяны.

2 действие, 4 картина – перелом в развитии образа Ленского. Фазы перелома:

  1. Сцена Ленского и Онегина – на фоне вальса происходит ладовая перестройка с мажора на минор и интонационная перестройка на нисходящие секундовые ходы.
  2. Сцена ссоры e-moll нисходящая интонация от 3ей к первой ступени минора.
  3. Первая кульминация конфликта речитатив «Просто я требую».
  4. Финал – большая сцена, в центре столкновение главный действующих лиц. Речитатив Ленского – искаженные интонации ариозо «я люблю вас». Ансамбль «В вашем доме» носит скорбный характер, причем тема Ленского проходит у Татьяны.

5 картина сцена дуэли - вершина и трагическое разрешение одной из линий конфликта:

  1. Интродукция строится на обили уменьшенных септаккордов e-moll, тема арии Ленского синтез нисходящего мотива от 3ей к первой и хроматического отпевание 5 ступени.
  2. Вступление к арии на интонациях ариозо «Я люблю вас».
  3. Сама ария. Речитатив «Куда, куда» строится на интонациях «Быть близким с вами я не желаю» из 4 картины. Ария трехчастна с кульминацией на словах «Желанный друг»» и целиком строится на теме судьбы.
  4. Перед дуэтом опять звучит тема судьбы.
  5. Смерть Ленского – т. судьбы проходит в увеличении у тромбонов d-moll.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: