1 действие, 3 картина. В центре его ария «Когда бы жизнь домашним кругом», она подхватывает интонации Татьяны, но переводит в размеренную учтивую речь. d-moll – тональность крушения надежд (она же звучит в конце дуэли). Интонационная общность с дуэтом Татьяны и Онегина из 1 сцены.
6 и 7 картина – зеркальное отражение начала. Тема Татьяны переходит к Онегину: т. томления или грез и первый эпизод сцены письма.
«Пиковая Дама»
Пиковая дама – опера с ярко конфликтной драматургией, конфликтность пронизывает каждою картину и каждый образ. Центральный образ – Герман; го трагедия социальна, что вызвало необходимость обрисовки быта и повлекло за собой особенную музыкальную формы оперы, основанную на контрастах бытовых эпизодов и индивидуальных психологических характеристик. Бытовые сцены находятся практически во всех картинах оперы (кроме 5 и 6) и либо открывают, либо завершают эти картины.
Конфликтность Пиковой дамы проводится по двум основным линиям: 1 - Герман – Лиза (социальный конфликт), 2 - Герман – Графиня; тайна трех карт как средство для достижения цели – Лизы. Экспозиция обеих линий происходит в первой картине. Первое их столкновение – во второй картине (темы графини вторгаются в развитие тем любви). Третья картина соединяет обе линии, в четвертой они достигают кульминации и трагическая развязка в 6 и 7 картине.
Симфоничность оперы проявляется в том, что главный принцип музыкального развития – это постепенность музыкально-тематических преобразований, приводящих к обнаружению новых сторон музыкального образа, к перерождению его соответственно драматургическому замыслу и идейному содержанию.
Музыкальное развитие в опере приводит к качественному изменению тематических преобразований. Наиболее ярко это проявляется в развитии образа Германа. В первой картине интонационная сфера Германа проявляется во всех ариозо: нисходящие интонационные ячейки («Я имени ее не знаю», «И не хочу узнать»), секунды («Отравлен, словно опьянен»). Квинтет – важный драматургический узел, средоточие важнейших тематических интонаций («Мне страшно, он опять передо мной»). Первый этап взаимодействия интонационной сферы Германа и Графини то баллада Томского, где впервые проявляется интонационная близость темы трех карт и первого ариозо Германа. Финальная клятва Германа – интонации намечают опорные точки будущее темы любви.
|
Во второй картине происходит постепенное формирование темы любви, опорные точки этого процесса – тема первого раздела арии Лизы «Откуда эти слезы» и ариозо Германа «Прости небесное сознанье». Развитие темы любви аналогично развитию подобных тем в симфонии Чайковского (побочных партий, лирических частей). Преобладают секвенции, вариационность и даже присутствует прием вторжения конфликтной сферы – здесь дуэт прерывается приходом Графини.
Симфоническая разработка тематизма происходит в третьей картине преимущественно в теме трех карт.
Кульминация всего этого процесса – четвертая картина. Это «симфонический» центр оперы. Лейтмотивом картины становится тема обреченности, проходящая во вступлении, которая складывается из интонаций квинтета, лейтмотива любви и комплекса нисходящих секунд. Также синтетично и интонационная сфера Германа: тема трех карт, тема первого ариозо, тема Графини и тема речитатива из третьей картины. Таким образом четвертая картина сочетает вы себе мелодическо-речитативные формы оперы и симфоническую непрерывность и разработочность.
|
5,6 и 7 картины как искаженное отражение 1, 2 и 3.
Пятая картина – изменение психики Германа; его партия разбивается на отдельные интонации, мотивы предыдущих тем, то есть не повторение предыдущего тематизма, а мозаичное сочетание тем предыдущих разделов.
Шестая картина – трагедия Лизы. В ариозо используются интонации романса Полины из второй картины, а также народно-романсовая песенность. В кульминации – тема трех карт.
Седьмая картина. Центр картина ария Германа «Что наша жизнь игра». В нее вкрапливаются интонации темы графини и трех карт. Лейтмотив всей сцене – это темы графини, которая здесь воспринимается, как тема судьбы. Структурно она выполняет функцию рефрена рондообразной формы. Главный признак симфоничности этой картины - пронизывание одной темы всего развития и разрастание этой темы.
Сквозные лейтмотивы оперы: тема трех карт, тема Графини и тема любви. Тема трех карт на протяжении всей оперы связана с Германом и развивается вместе с ним. Тема Графини сразу дается как данность и в процессе развития проникает в другие интонационные сферы. Лейтмотив любви формируется постепенно, второй ее элемент (нисходящий) связан с темой Германа и следовательно с темой трех карт. Он развивается варьировано, не трансформируясь, но завоевывая кульминацию.