В данном разделе будет проведен анализ внутренней среды организации ОАО «УАЗ» с целью выявления инновационного потенциала и возможностей организации для успешного развития. Особенностью компании является долгий срок существовании и как следствие наличие обширных производственных мощностей по всей стране.
Определение роли и места технологий в области менеджмента и управления всем комплексом различных направлений деятельности организации должно быть ориентировано на прагматические результаты, обеспечивающие продвижение наиболее прогрессивных и современных технологий управления в практическую деятельность. Эффективность работы компании на рынке определяется наличием у неё системы управления, основанной на стратегии развития, являющейся ранжированной по приоритетам системой взаимодействия внедрённых технологий. Алгоритм выбора, исследования и внесения технологии в корпоративную среду фирмы представлен на рис. 2
Рис.2. Алгоритм выбора, исследования и внедрения технологий управления
Систему управления предприятием можно рассматривать как интегрированную систему управления технологиями, выстроенную по заданному алгоритму и приоритетам. Для принятия решения о необходимости разработки или покупки управленческой технологии компании исследуют её.
Выбор и исследование технологии, предполагаемой к внедрению, начинают с предметно-ориентированного описания элементов технологии и параметров её сети поддержки во взаимодействии с элементами и параметрами внутренней корпоративной среды фирмы. Определение свойств и атрибутов ядра и сети поддержки технологий описывают в терминах единого словаря принятых на фирме понятий.
|
Внутреннюю корпоративную среду в описываемом подходе можно рассматривать состоящей из пяти основных частей (рис.3):
Рис. 3 Основные составляющие внутренней корпоративной среды компании
· организационная среда представлена организационной структурой фирмы, системой распределения полномочий и ответственности; порядком и правилами участия и взаимодействия персонала в процессах и в процедурах принятия решений, системой управления фирмой;
· техническая среда включает в себя номенклатуру оборудования совокупную структуру основных фондов фирмы, также производственные процессы, конструкторские и технологические спецификации изделий фирмы;
информационная среда определяет процессы документооборота фирмы, все элементы информационных технологий, включая глобальные и локальные сети фирмы, систему накопления и использования информации и знаний;
культурная корпоративная среда идентифицирует текущее состояние и формирует требования к персоналу фирмы, его квалификационный уровень, требования к обучению, подготовке и переподготовке персонала, мотивацию труда и карьерные возможности;
· нормативная среда состоит из стандартов предприятия, внедрённых на фирме, методик, инструкций, включая, например, адаптированные к условиям фирмы требования системы менеджмента качества серии ISO-9000.
Состояние внутренней корпоративной среды зависит от влияния таких внешних факторов, как законодательная база государства, политическая и экономическая составляющие государственной политики, социальные и культурные особенности региона, специфика функционирования фирмы, качество и содержание государственных и отраслевых стандартов.
|
Никакая система или подсистема управления не будет функционировать, если в расчёт не будет взята поведенческая функция персонала. Именно персонал определяет функционирование всех вышеперечисленных сред. Поэтому отдельным самостоятельным фактором формирования системы стратегического управления развитием фирмы является разработка и внедрение системы управления персоналом. Определяющей в системе управления трудовыми ресурсами фирмы является необходимость найти и определить возможности реализации рационального поведения сотрудника фирмы — оптимального для него и одновременно полезного для фирмы. Условия, которые позволяют персоналу оптимально удовлетворять свои интересы при рациональном поведении по отношению к фирме, являются критериальными. Эти условия должны быть прозрачны для персонала и отражать мотивацию его рационального поведения, включая материальные и моральные стимулы, условия карьерного продвижения по службе.
Каждая новая управленческая концепция призвана отражать определённую технологию или комплекс управленческих технологий, направленных на получение конкретных конкурентных преимуществ.
Введение понятий технологического ядра и сети поддержки технологий позволяет сделать ряд методологических выводов, представляющих интерес для практического менеджмента.
Вопрос о формировании сети поддержки технологий, складывающейся на фирме, как набора технологий из различных областей знаний позволяеттоп-менеджерамобеспечитьусловиядостижения поставленных целей управления всем комплексом процессов на фирме наиболее эффективным путём, формировать этапы и переходы планируемой эволюции к будущим, более совершенным системам управления. Поэтому разработку и внедрение любых систем управления компании рассматривают и концептуально проектируют как интегрированную модель взаимодействия различных технологических ядер с учётом формирования достаточно сложной гиперсети поддержки технологий, отвечающей критериям заданной эффективности. Именно менеджмент должен проектировать сеть поддержки технологий с тем, чтобы в конечном итоге создать эффективную систему управления организацией.
|
В последние три года Ульяновский автомобильный завод демонстрирует стабильные объемы производства и продаж. По итогам 2006 года УАЗ произвел и продал более 66 000 автомобилей, что сопоставимо с уровнем 2005 года. В 2007 году предприятие планирует произвести и продать около 67 000 автомобилей.
На внутреннем рынке основными потребителями УАЗа являются коммерческие и бюджетные организации, широко представленные в регионах, а также сельхозпроизводители и государственные структуры.
Вместе с тем, в последнее время с началом выпуска нового автомобиля УАЗ ПАТРИОТ, среди потребителей резко возрос процент физических лиц, так как данный внедорожник рассчитан, прежде всего, на личную эксплуатацию.
Что касается экспорта, то он по-прежнему занимает значительную долю в общем объеме продаж УАЗа. По итогам 2006 года УАЗ поставил на экспорт 12 500 автомобилей. За последние годы заводу удалось создать разветвленную дилерскую сеть в СНГ, а также вернуться на свои традиционные рынки, потерянные в постсоветские годы – в страны Азии (Могнолия Вьетнам). Ближнего Востока (Сирия, Афганистан), Африки (Ангола, Нигерия) и Латинской Америки (Куба, Колумбия, Уругвай, Никарагуа). С целью увеличения экспортных продаж создаются сборочные производства автомобилей УАЗ за рубежом (в частности такие проекты действуют во Вьетнаме и на Кубе).
Для улучшения финансового состояния предприятия и повышения его прибыльности в течение последних трех лет на Уазе активно реализуются комплексные программы сокращения издержек и построения производственной системы УАЗа на основе принципов бережливого производства. Благодаря проделанной работе с привлечением консультантов японской компании Culman за последнее время на УАЗе были достигнуты следующие показатели:
– снижение дефектности производимой продукции на 60%;
– снижение уровня незавершенного производства на 38%;
– снижение среднесуточного времени простоя оборудования на 86%;
– рост производительности труда на 15%.
Экономический эффект, полученный за счет этих изменений, сказался на финансовых результатах завода за последние несколько лет.
Таблица №5 - Показатели работы ОАО «УАЗ»
Показатели работы ОАО «УАЗ» | |||||
за 2005 г., 2006 г., 1 полугодие и 7 месяцев 2007г. | |||||
Наименование | 2005 г. отчет | 2006 г. отчет | 1 полугодие 2007 г. отчет | 7 месяцев 2007г. отчет | |
Продажа автомобилей и машкомплектов марки УАЗ, шт. | 66 310 | 66 120 | 33 174 | 38 515 | |
в том числе: легковые | 28 853 | 28 823 | 14 847 | 17 322 | |
из них:UAZ Patriot | 3 873 | 10 051 | 5 575 | 6 419 | |
грузовые | 5 308 | 4 493 | 2 533 | 2 998 | |
спецавтомобили | 13 924 | 15 491 | 7 625 | 8 576 | |
автобусы | 17 819 | 17 217 | 8 168 | 9 618 | |
машкомплекты | |||||
Продажа запасных частей собственного производства, млн. руб. | 1 044 | 1 083 | |||
Выручка от продаж, млн. руб. | 15 197 | 17 120 | 10 155 | 11 940 | |
Прибыль от продаж, млн. руб. | 1 593 | 1 154 | |||
Рентабельность продаж, % | 5,7 | 9,3 | 9,5 | 9,7 | |
Чистая прибыль, млн. руб. | |||||
Средняя заработная плата (с дочерними обществами без УФ) руб. | 7 695 | 8 965 | 10 560 | 10 902 | |
в том числе ОАО «УАЗ», руб. | 7 775 | 9 165 | 10 853 | 11 210 | |
Среднесписочная численность работающих (с дочерними обществами без УФ), чел. | 19 714 | 16 982 | 16 209 | 16 204 | |
в том числе ОАО «УАЗ», чел. | 15 418 | 12 196 | 11 672 | 11 679 | |
Уплачено налогов (с дочерними обществами и УФ), млн. руб.,*в том числе: | 1 793 | 1 004 | |||
Федеральный бюджет | |||||
Областной бюджет | |||||
Местный бюджет | |||||
Внебюджетные фонды |