О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ НОВОГО ЗАВЕТА




О КНИГАХ

СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА

 

 

(Из Нового Завета Господа нашего Иисуса Христа,

Издание Московской Патриархии, 1976г.)

 

Новосибирск

2010 год

 

О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ НОВОГО ЗАВЕТА

 

Книги Священного Писания Нового Завета написаны святыми учениками и апостолами (посланниками) Господа Иисуса Христа. В них содержится учение Спасителя, сохраненное в памяти и духовной жизни самовидцев Слова (Ин. 1, 2), обновленное и усиленное в них действием Святого Духа по обетованию Господа (Ин. 14, 26) и переданное ими на все времена (Мф. 28, 19—20; Мк. 16, 15). Эти книги богодухновенны. Они написаны для устроения Церкви и могут быть правильно восприняты только в Церкви, в Её непрерывном духовном опыте, в Священном Предании. Подлинная жизнь христианина в Церкви, жизнь по заповедям Божиим и сохранение церковных уставов,— необходимое условие правильного понимания и усвоения Священного Писания и Священного Предания. Важным условием церковной жизни является участие в общей церковной молитве за богослужением, где через общую молитву и Святые таинства Покаяния и Причащения Тела и Крови Христовых христианин вступает в благодатное соборное единство с Господом Иисусом Христом, с Пречистою Его Материю Богородицей Марией, святыми апостолами и всем благодатным миром святых, со всею Церковью Небесной.

Священные Новозаветные книги, написанные во второй половине первого века христианской эры, постепенно собирались при епископских кафедрах в сборники на основании свидетельств очевидцев, устных и письменных, о их апостольском происхождении. Чтение их за богослужением в качестве основного источника веры и христианской жизни также свидетельствовало о их каноничности. Эти сборники появляются с середины второго века по мере распространения и организации Церкви. Уже святой Ириней, епископ Лионский (ок. 130—202), цитирует в своем сочинении «Против ересей» почти все книги Нового Завета. Авторитетные списки и сборники книг, подтвержденные затем на церковных Соборах (Иппонском — 393 и др.), оставили Евсевий Памфил, епископ Кесарийский (263—340), святой Афанасий, архиепископ Александрийский (298— 373). Канон Новозаветных священных книг состоит из 27 апостольских писаний: четыре Евангелия, Деяния святых апостолов, семь соборных посланий святых апостолов, четырнадцать посланий святого апостола Павла и Апокалипсис (Откровение) святого апостола Иоанна Богослова.

 

Святое Четвероевангелие. Первыми в ряду книг Нового Завета стоят четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В совокупности, углубляя и дополняя друг друга, они образуют единое Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1, 1). «Евангелие» — греческое слово, которое первоначально означало дар или награду за доброе известие, впоследствии вошло в употребление для обозначения самой благой вести — «благовестия». Благая весть для христиан — откровение о спасении, о Новом Завете (то есть новом союзе) Бога с человеком, об искуплении от власти греха падшего человечества Сыном Божиим Иисусом Христом и Его Крестной Жертве, о Церкви, основанной Им на земле, о новой, благодатной жизни, о обожении человека.

Евангелием называются книги, в которых излагается земная жизнь и учение Иисуса Христа. Первыми читателями и слушателями Евангелий были члены христианских общин, которым описываемые события были известны из устной апостольской проповеди (Лк. 1, 1), и Божественная основа их не вызывала сомнений (Мк. 1, 1; Ин. 1, 1). Евангелисты подтвердили и засвидетельствовали письменно это учение.

На основе общеапостольского предания четыре евангелиста писали самостоятельно, каждый для своей паствы, сообразуясь с историческими обстоятельствами проповеди и особенностями среды. Первые три евангелиста следуют в своем повествовании единому плану: пролог, Крещение Иисуса Христа, проповедь Его в Галилее, путь в Иерусалим, события, связанные с крестными страданиями и Воскресением. Этих евангелистов называют синоптиками, а их Евангелия — синоптическими, потому что они дают совместное параллельное повествование о жизни Иисуса Христа. Различия в их повествованиях не принципиальны и объясняются характером стиля евангелистов.

Евангелие от Иоанна заметно отличается от трех первых. Оно восполняет синоптиков как в повествовательном, так и в богословском отношении. Значение его в истории новозаветного канона состоит еще и в том, что им завершено письменное творчество Апостольской Церкви. Святой апостол Иоанн, как последний свидетель и участник евангельских событий, подтвердил святость и непреложность повествования синоптиков и книг (посланий) других апостолов.

В Православной Церкви принято считать, что канонический порядок Евангелий совпадает с хронологической последовательностью их написания. Некоторые западные богословы придерживаются мнения, что наиболее краткий из евангелистов — Марк написал свое Евангелие первым. Убедительных оснований для такого заключения нет.

В четверичном числе Евангелий Церковь видит знак твердого основания и незыблемости веры и Церкви Христовой.

Древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам символы, заимствованные из видения Иоанна Богослова, четырех живых существ (Откр. 4, 7; ср. Иез. 1, 10).» Эти символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов. При евангелисте Матфее изображается ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных таин. На некоторых древних иконах эти символы, имея тот же смысл, сочетаются и в другом порядке.

 

Евангелие от Матфея (Мф.). Первое из Евангелий Церковное Предание связывает с именем святого Матфея мытаря (9, 9; 10, 3), апостола из двенадцати (Мк. 3, 18; Лк. 6, 45; Деян. 1, 13), именуемого также Левием (Мк. 2, 14; Лк. 5, 27), сыном Алфеевым (Мк. 2, 14). Его память 16 ноября. Местом проповеди апостола и местом написания Евангелия называют Палестину. Время — 42 г. по Р. X. Евангелие написано Матфеем на современном ему еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст до нас не дошел, но о нем напоминают многие лингвистические и культурно-исторические особенности греческого перевода текста.

Матфей проповедовал среди народа, имевшего вполне определенные религиозные представления о Мессии. Задача Матфея состояла в том, чтобы доказать, что Иисус Христос есть подлинный Мессия, предреченный пророками, и другого (11, 3) не будет. С этой целью Матфей излагает речи и деяния Христа в трех разделах, соответствующих трем сторонам служения Мессии: как Пророка и Законодателя (гл. 5—7), Царя над миром видимым и невидимым (гл. 8—25) и Первосвященника, приносящего жертву за грехи всех (гл. 26-27).

Богословское содержание Евангелия не ограничивается христологической темой. Другой его темой является учение о Царствии Божием и о Церкви, которое Господь излагает в притчах — о внутренней готовности к вхождению в Царство (гл. 5- —7), о достоинстве служителей Царства в мире (гл. 10—11), о признаках Царства и его возрастании в душах человеческих (гл. 13), о смирении и простоте наследников Царства (18,1—35; 19, 13—30; 20, 1—16; 25—27; 23, 1—28), об эсхатологическом раскрытии Царства во втором пришествии Христовом (парусии) и в повседневной духовной жизни Церкви (гл. 24—25). Царство Небесное и Церковь тесно сопряжены в духовном опыте христианства: Церковь есть историческое воплощение Царства Небесного в мире, а Царство Небесное есть Церковь Христова в её эсхатологической свершенности (16, 18—19; 28, 18-20).

 

Евангелие от Марка (Мк.). Святой евангелист Марк, называемый также Иоанном Марком (Деян. 12, 12),— апостол из 70-ти, племянник Варнавы (Кол. 4, 10), духовный сын Петра (1 Пет. 5, 13) и сподвижник Павла (Деян. 12, 25; 2 Тим. 4, 11). Написал свое Евангелие в Риме около 62—63 г. Принял мученическую кончину в Александрии 4 апреля 63 г. Память его празднуется 25 апреля.

Многие особенности евангельского повествования у Марка можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют о том, что Марк был спутником и переводчиком Петра и что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Евангелие от Марка— самое краткое из синоптических Евангелий. Марк следует прямой хронологической последовательности событий, при этом он редко связывает их между собой, так что каждый эпизод может рассматриваться отдельно. Язык и стиль евангелиста отличаются особой строгостью и простотой. Рассказ очень динамичен, излюбленное слово Марка — «тотчас» — немедленно (1, 10, 18, 20, 30, 31 и т. д.). В этом тоже можно видеть прямое влияние апостола Петра, который отличался непосредственным, живым характером.

Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников. Он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется его Божественное всемогущество, и старается при этом отметить степень воздействия Его на окружающих — их удивление, восторг, ужас, недоумение. С такой же непосредственностью Марк характеризует учеников Господа и их отношение к Учителю, не опуская их естественных человеческих качеств и слабостей.

В этом смысле одной из центральных богословских тем в Евангелии от Марка является вопрос о соотношении Божественного и человеческого начал в Церкви, тема силы Божией, свершающейся в немощи человеческой. Бог делает возможным то, что для людей невозможно (10, 27). При содействии Христа (16, 20) и Духа Святого (13, 11) ученики идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (13, 10; 16, 15).

 

Евангелие от Луки (Лк.). Святой евангелист Лука — апостол из 70-ти (10, 1), сподвижник святого апостола Павла (Фил. 1, 24; 2 Тим. 4, 10), врач из просвещенной греческой среды (Кол. 4, 14). Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. Евангелие написано им в 62—63 гг. в Риме, под руководством апостола Павла. После смерти Павла Лука проповедовал в Ахайе (в

Греции). 84 лет он принял мученическую кончину. Память его празднуется 18 октября.

Цель написания Евангелия четко выражена евангелистом в первых стихах: наиболее полно и последовательно описать по порядку (1, 3) всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дать твердое историческое основание благовествуемого Церковью учения (1, 4). Он избирает метод тщательного исследования (1, 3); шире, чем другие синоптики, использует устное предание апостольской общины и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (2, 19, 51), а также, возможно, первые письменные повествования о евангельских событиях. Излагая события, он указывает их взаимную связь и некоторые датирует по правилам современной ему хронологии (1, 5; 2, 1—2; 3, 1—2). По языку и стилю Евангелие от Луки является творением, наиболее близким к классическим во всем Новозаветном Каноне.

Сравнительно с Матфеем и Марком Лука расширяет часть повествования о последнем путешествии Иисуса Христа в Иерусалим (9, 51—19, 28) по пустынной Заиорданской стороне, где при меньшем стечении народа Он мог лучше подготовить учеников к восприятию Крестной Жертвы и Своему Воскресению (12, 49—50; 17, 22—25 и др.). Более подробно описывает Лука Тайную вечерю и явление Христа Воскресшего Своим ученикам (гл. 24).

В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Христос — радость всем людям (2, 10), спасение всякой плоти (3, 6), свет к просвещению язычников (2, 32). Затем Лука постоянно указывает на участие Духа Святого в Домостроительстве спасения (1, 35; 3, 16; 4, 1 и др.) и на молитву как вернейший способ стяжания Духа Святого (3, 22; 11, 13). Чрез веру и молитву каждому человеку во все времена открыта возможность такого же полного духовного общения с Иисусом Христом и Отцом Небесным, какое имели ученики Христовы (11, 1 — 13), путь к устроению Царствия Божия внутри нас (17, 21).

 

Евангелие от Иоанна (Ин.). Святой апостол Иоанн Богослов, «Сын громов» (Мк. 3, 17), возлюбленный ученик (13, 23 и др.) и родственник Иисуса Христа, был с Ним от Крещения и начала Его проповеди в Капернауме. Иоанн присутствует при всех событиях, описанных в Евангелии, и, единственный из учеников, стоит с Божией Матерью, порученной его заботам (19, 27), у Креста Распятого Учителя. После Успения Ее Иоанн оставляет Иерусалим и проповедует в малоазийской греческой среде. Он претерпел мученичество и ссылку на о. Патмос и скончался в Ефесе на рубеже I—II вв. Память его празднуется 8 мая и 26 сентября.

Евангелие было написано Иоанном в Ефесе около 95 г. Его следует рассматривать вместе с Первым Соборным посланием Иоанна. Оба творения относятся к концу жизни апостола-тайновидца и написаны для укрепления веры христианской общины и противодействия антихристианскому влиянию еретиков и лжеучителей. Являясьзавершителем всего Новозаветного Канона, Иоанн с особой силой подчеркивает значение своего личного общения с Иисусом Христом исвое исключительное право на личное свидетельство о Христе а Его учении. Слова «свидетель», «свидетельство», «истинный» и «истина» повторяются им в Евангелии постоянно.

В повествовательном отношении Иоанн восполняет синоптиков событиями и речами Господа в Иерусалиме. Указания евангелиста позволяют определить длительность проповеди Иисуса Христа в три пасхи, то есть около трех лет, Одной из особенностей Иоанна является его метод богословского учительства: он рассказывает о факте, а затем излагает в связи с ним беседы Спасителя. Например, все евангелисты повествуют о насыщении пяти тысяч народа пятью хлебами. Для Иоанна это чудесное событие становится поводом для изложения обширной речи Иисуса Христа о Хлебе жизни, положенной в основу учения о Евхаристии (гл. 0). Аналогично построены беседы Господа Иисуса Христа и с Никодимом (гл. 3), и с самарянкой (гл. 4), и о добром пастыре (гл. 10), и с пришедшими на праздник эллинами (гл. 13), и с учениками на Тайной вечери, и на Масличной (Елеонской) горе (гл. 14—10).

Глубина богословского учения, содержащегося в Евангелии от Иоанна, дала древней Церкви основание называть его духовным, а самому Иоанну усвоить именование Богослова. Всё Евангелие проникнуто тройственным свидетельством о Боге — об Отце и Сыне и Святом Духе. Центральная тема — учение о Богочеловечестве, о бытии по образу Пресвятой Троицы, о новой, благодатной жизни, принесенной на землю Христом Спасителем и осуществляемой в Церкви (см. особенно гл. 17).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: