Деяния святых апостолов (Деян.).




Книга написана евангелистом Лукой, автором третьего Евангелия (1, 1-3), в Риме около 62-63 г. Как по церковно-историческому, так и по богословскому содержанию книга Деяний является продолжением Четвероевангелия.

Книга Деяний представляет собой повествование о трудах и подвигах святых апостолов. В гл. 1-11 Лука описывает состояние первохристианской общины в Иерусалиме, отношения её членов между собой, исповедничество и мученичество апостолов. Наполнив учением Христовым Иерусалим (5, 28), апостолы распространяют христианство в окрестных землях. В центре повествования - Апостольский Собор (51 г. по Р. X.) как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (15, 6-29). Дееписатель подробно описывает деятельность апостола Павла (7, 58; 8, 1-3; 9, 1-30 и далее), три его благовестнических путешествия и заточение. Прибытие Павла в Рим и его благовестие в столице тогдашней экумены (28, 30-31) являются логическим завершением книги.

Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения (1, 1-11) и Пятидесятницы (2, 1-41) до Второго пришествия Христова (1, 11; 17, 31). Экклезиология святого Луки предначертывает четыре догматических определения Церкви, данных в Символе веры. Церковь едина, как Един Господь, стяжавший ее Кровию Своею (20, 28). Церковь - свята. Креститься и войти в Церковь - значит быть наследником спасения (2, 40, 47), присоединиться к Господу (5, 14) и святым (9, 13), получить дар Духа Святого (1, 5; 8, 15; 9, 17 и др.). Святым Духом живет, действует и мыслит Церковь (4, 31; 5, 32 и др.) и каждый из её членов. Церковь - соборная. У чад её одно сердце и одна душа (4, 32). Соборно избираются апостолы (1, 15-26) и диаконы (6, 2-6), принимаются догматические определения (15, 28). Церковь соборно направляет апостолов на служение (8, 14; 11, 22; 13, 2-3), молится за них (12, 5). Церковь - апостольская. Апостолам вручено свидетельство о Богосыновстве и Воскресении Христовом (1, 8, 22; 2, 32; 26, 16 и др.). Через апостольское преемственное рукоположение поставляется Духом Святым священная иерархия - пасти и блюсти Церковь (6, 6; 14, 23; 20, 28).

 

Соборные послания.

Следующий за Деяниями раздел Священного Писания Нового Завета состоит из семи апостольских посланий, которым древняя Церковь усвоила именование «соборных». Это - послание Иакова, два послания Петра, три - Иоанна и одно - Иуды. Они называются соборными, потому что не обращены к какой-либо конкретной общине, а являются по своему характеру окружными, или вселенскими.

Соборное послание святого апостола Иакова (Иак.). Святой Иаков, апостол из 70-ти, названный евреями «Праведным» и удостоенный церковного именования «Брат Господень» (гл. 1, 19),- первый епископ Иерусалимской Церкви (33-63 гг.). Ему усвояется литургия с его именем. Принял мученическую кончину в 63 г. Память его празднуется 23 октября.

Послание написано им в Иерусалиме (около 60-62гг.) и адресовано христианам из евреев, живущим вне Палестины (1, 1). Главная тема Послания - вера Христова, делающая христианина совершенным (1, 4), мудрым (1, 5-6) и твердым (1, 6-8), дарующая радость (1, 2) и вечную жизнь (1, 12).

Апостол Иаков учит о неразрывном единстве веры и дел любви (2, 14-26). Церковь есть единство веры и дела. Как церковное делание невозможно без веры, так и подлинная вера невозможна без участия в деле Христовом. «Вера без дел мертва» (2, 17, 20, 22, 26).

Первое Соборное послание святого апостола Петра (1 Пет.). Святой апостол Петр (именуемый также Симоном, сыном Иониным, и Кифой), удостоенный Церковью, вместе с апостолом Павлом, названия первоверховного, был одним из ближайших и первых по времени призвания учеников Христовых (Мк. 1, 16; Ин. 1, 40-42). По Вознесении Господнем проповедовал в Иерусалиме (Деян. 1-12), был одним из трех столпов первохристианской общины (Гал. 2, 9), затем, по Церковному Преданию, первым епископом Антиохийским, Принял мученическую кончину (распят «стремглав») в Риме. Время его кончины в церковных месяцесловах - 67 г. по Р. X. Память его празднуется 29 июня.

Послание написано около 63 г. из «Вавилона» (5, 13), как христиане называли Рим, и отправлено с Силуаном (5, 12) к христианам малоазийских Церквей (1, 1). Апостол излагает основы христианской веры и правила духовной жизни. В центре Послания - личность Иисуса Христа и сущность Его искупительного подвига. В этом отношении содержание Послания близко к устной проповеди апостола Петра (Деян. 2, 14-40; 3, 12-26).

В Послании четко выражено догматическое учение о Святой Троице- Отце, избравшем нас предвечно (1, 2), создавшем (4, 19) и принявшем во Христе в Свою вечную славу (5, 10); о Сыне, Агнце Божием (1, 20), взявшем на Себя грехи мира и распявшем их на Крестном Древе (2, 21-24), пострадавшем (3, 18), Воскресшем (3, 21), восшедшем на небеса и сидящем одесную Отца (3, 22); О Духе Святом, говорившем чрез пророков (1, 11) и апостолов (1, 12), очищающем (1,22), освящающем (1, 2) и почивающем на святых (4,14). Важное место занимает в Послании тема Церкви. Апостол называет учеников Христовых живыми камнями Церкви (2, 5). Здесь очевидна параллель с исповеданием веры апостола Петра у Кесарии Филипповой (Мф. гл. 16). Христос спрашивал учеников, за кого принимают Его. И когда Петр исповедал Его Христом, Сыном Бога Живаго (Мф. 16, 16), Спаситель сказал в ответ, что на камне этого исповедания Он создаст Свою Церковь.

В заключительной части Послания (гл. 5) апостол обращается с особым назиданием к пастырям Церкви и предписывает заповеди добродетельной жизни, обязательные для всех христиан.

Второе Соборное послание святого апостола Петра (2 Пет.). Написано им в Риме в 66-67 г., уже по получении им от Господа известия о скорой кончине (1, 14). Послание обращено ко всем принявшим наравне с апостолами драгоценную веру Христову (2, 2), то есть ко всем христианам, и представляет духовное завещание апостола (1, 12-15).

Цель святого Петра - напомнить верующим чистый смысл (3, 1) христианского учения, предвозвещенного Духом Святым чрез пророков (1, 19-21) и удостоверенного чрез апостолов (1, 16-18; 3, 2,15-16), в обличение лжеучителей (2,1-3) и вероотступников (2, 20-22), отвергающих Христа (2, 1) и Его Второе пришествие (3, 3-4).

Большое значение для евангельской истории имеет то, что апостол в Послании приводит личное свидетельство о созерцавшемся им на горе Фаворе Преображении Господа (1, 16-18). Вторая глава Послания тесно связана по содержанию с Посланием святого апостола Иуды.

Первое Соборное послание святого апостола Иоанна (1 Ин.). Написано святым апостолом Иоанном Богословом в Ефесе около 97-98 г., когда апостолу, по Церковному Преданию, было уже 90 лет. Оставшись последним живым хранителем апостольского предания, Иоанн пишет от лица всех свидетелей и очевидцев подвига Христова (1, 1-3; 4, 14), то есть от лица всей Апостольской Церкви. И обращено Послание тоже ко всем христианам, что подчеркивает его соборное значение.

Написание Послания вызвано было распространением еретических лжеучений. Апостол утверждает главный принцип церковной жизни-непрерывность апостольского предания в Церкви: «чтобы вы имели общение с нами, а наше общение - с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1, 1-3). В Послании содержится учение о Боге как свете (1, 5) и любви (4, 8, 16), и о том, что путь к свету и к Богопознанию лежит через любовь. Особенно подробно раскрывается апостолом Иоанном учение о Христе, которое следует рассматривать в сопоставлении с христологией Откровения и четвертого Евангелия.

Второе Соборное послание святого апостола Иоанна (2 Ин.). Написано в Ефесе, по-видимому, в одно время с 1 Ин. или несколько позже. Обращено к одной из малоазийских Церквей (1, 1), входивших в ведение предстоятеля Ефеса. По содержанию примыкает к 1 Ин.: апостол высказывает удовлетворение, что чада церковные ходят в истине (1, 4) и живут по заповеди любви (1, 5-6), и предостерегает от общения с еретиками и отступниками (1, 10-11).

Третье Соборное послание святого апостола Иоанна (3 Ин.). Написано в Ефесе, по-видимому, в одно время с 1 Ин. и 2 Ин., к которым примыкает по содержанию. Адресовано Гаию, духовному сыну апостола (1, 1), члену одной из малоазийских Церквей, и имеет конкретный повод - ободрение Гаия и осуждение антицерковной деятельности некоего Диотрефа (1, 9).

Соборное послание святого апостола Иуды (Иуд.). Автор называет себя «Иудой, братом Иакова» (1), вероятно, первого епископа Иерусалимского, именуемого также «Братом Господним» (ср. Га л. 1, 19). Послание написано в Иерусалиме уже после смерти Иакова, то есть позже 63 г., но ранее 66 г., так как апостол Петр (67 г. по Р. X.) цитирует послание Иуды в своем Втором Соборном послании (2 Пет. 2).

По своему содержанию Послание направлено против еретиков-гностиков, отрицавших Божественность Христа (4) и церковную иерархию (8). Главная тема Послания - христианская эсхатология (14-24).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: