Послания святого апостола Павла.




Апостол Павел (его еврейское имя было Савл) родился в городе Тарсе Киликийском (Деян. 22, 3) в иудейской фарисейской семье из колена Вениаминова (Флп. 3,, 5), но имевшей римское гражданство. Учился в Иерусалиме в училище Гамалиила (Деян. 22, 3), в котором наряду с Законом изучались также греческий язык и литература. Отличался ревностным исполнением Закона и фанатичной нетерпимостью к христианам. Когда вскоре после Вознесения начались первые гонения на учеников Господних в Иерусалиме, Савл был среди самых жестоких гонителей (Гал. 1, 13). Но на пути в Дамаск, куда он направлялся для преследования христиан, произошло его чудесное обращение. Савлу явился Христос и призвал его к апостольскому служению (Деян. 9, 3-9; 22, 4-11; 26, 12-18). С того времени Павел стал дерзновенным проповедником Евангелия, перенес множество испытаний, потрудился более других апостолов (2 Кор. 11, 23-32) и был удостоен Церковью вместе с Петром наименования первоверховного апостола. Причем признан был Церковью преимущественно как апостол для язычников, тогда как Петр был апостолом для христиан из евреев (Гал. 2, 7). Апостольские труды Павла описаны святым Лукой в книге Деяний. Мученически скончался в Риме. Память его 29 июня.

Известно 14 посланий апостола Павла. Соединенные еще в глубокой древности в одно целое, они в числе первых вошли в канон Священных книг Нового Завета. Предполагают, что некоторые из творений апостола не сохранились. Судя по указаниям самого апостола в некоторых местах его посланий, можно считать, что до нас не дошли два из четырех Посланий к коринфянам и Послание к лаодикийцам, написанное в одно время с Еф. и Кол. (Кол. 4, 16). Не исключено также, что апостол более чем один раз писал к филиппийцам (Флп. 3, 1). Наконец, древние церковные писатели говорят о переписке апостола Павла с римским философом Сенекой, братом известного из Деяний проконсула Галлиона (Деян. 18, 12), хотя известные древние тексты писем признаны апокрифическими.

Канонические послания апостола Павла обращены к семи Церквам: Римской, Коринфской, Галатийской, Ефесской, Филиппийской, Колосской, Фессалоникийской и трем лицам: Тимофею, Титу, Филимону. Их порядок вканоне не совпадает с хронологическим. Располагая их в таком порядки, древние отцы, очевидно, учитывали сравнительные достоинства Церквей и лиц.

Хронологически наиболее ранними (см. примечания к каждому Посланию) являются 1 Фес. и 2 Фес., написанные во время второго благовестнического путешествия апостола Павла и посвященные темам христианской эсхатологии. Ко времени третьего путешествия относятся так называемые большие, или великие, Послания - 1 Кор., 2 Кор., Гал., Рим. В них изложена сотериология (учение о спасении) апостола Павла. К периоду первого римского заточения апостола относятся Флп., Еф., Кол. и Флм. Святые отцы так и называли их «посланиями из уз». Сразу по освобождении, еще и Италии, написано Евр. По богословскому содержанию оно, вместе с Еф. и Кол., относятся к христологическим писаниям апостола. Наконец, последний раздел составляют 1 Тим., Тит. и 2 Тим, Первые два написаны и период между двумя заточениями, последнее - в римской темнице, перед самой мученической кончиной апостола. По своему содержанию они называются пастырскими.

Богословие апостола Павла не есть отвлеченная теоретическая система. Оно складывалось и вырастало органически - по мере духовного возрастания первохристианских общин, в соответствии с состоянием и нуждами Церкви, с встававшими перед ней жизненно-практическими и богословскими проблемами. Напряженное ожидание Второго пришествия (парусин) в первых христианских общинах требовало разъяснения христианской эсхатологии. Успехи евангельской проповеди среди язычников и сомнения по этому поводу иудеохристиан, ревнителей Закона (Деян. 21, 20), требовали четкого формулирования христианского учения о спасении и вынуждали к полемике с иудействующими. Появление гностических ересей вызвало к жизни проблематику христологических посланий. Наконец, практические нужды благоустроения и утверждения Церквей обусловили написание пастырских посланий.

Послания апостола Павла в целом представляют глубокое и всестороннее изложение основ христианского вероучения. Это - сама жизнь Церкви, запечатленная в богословских, образах и понятиях.

Послание к Римлянам (Рим.). Написано перед Пасхой 58 г. во время трехмесячного пребывания святого апостола Павла в Коринфе (Деян. 20, 3).

Основные темы Послания (как и в Послании к Галатам) раскрываются через противопоставление понятий Закона и благодати, греха и спасения, плоти и духа, Креста и Воскресения. На этих антиномиях воздвигается стройная теодицея (богословское определение Богоустановленного порядка), делающая Послание к Римлянам изложением основ христианства.

В центре богословия святого апостола Павла - искупительный подвиг Христов (4, 24-5, 11), победивший грех и смерть, открывший царство благодати и жизни вечной (5, 12-21). Сораспятие Христу есть путь к прославлению с Ним (8, 17-18). Особое место (гл. 10- 12) уделяется вопросу о соотношении двух Заветов. Принадлежность к народу Божиему определяется не внешними признаками, но внутренним достоинством человека (2, 28-29). В естественном состоянии все грешны, все лишены славы Божией (3, 23) - как язычники, так и иудеи. Но через веру, по благодати Божией, все спасаются (1, 16), все получают оправдание (3, 24-30). Древний закон, данный Моисеем, утратил силу, Христос положил ему конец (10, 4). Отныне народ Божий - это Церковь, то есть все, верующие во Христа и Его Воскресение (10, 9). В ней нет племенного различия между иудеями и язычниками (10, 12).

Сущность Церкви в том, что все верующие составляют одно тело во Христе (12, 5). Долг каждого - исполнять заповеди Христовы (12, 9-20), побеждать зло добром (12, 21), жить в праведности и радости во Святом Духе (14, 17). Подлинное исполнение закона есть любовь (13, 10), поэтому апостол призывает служить миру и взаимному назиданию (14, 9), едиными устами славить Бога (15, 6), принимать друг друга, как Христос принял нас в славу Божию (15, 7).

Первое послание к Коринфянам (1 Кор.). Коринфская Церковь была основана святым апостолом Павлом в период второго благовестнического путешествия, когда он пробыл в Коринфе полтора года (осень 52 - весна 54 г.). Переписка с коринфянами датируется годами третьего благовестнического путешествия апостола. Предполагают, что он писал коринфянам не два, а четыре раза. О первом, не дошедшем до нас послании (ок. 55 г.) имеется упоминание самого апостола (1 Кор. 5, 9). Отрывком из этого послания считают иногда 2 Кор. 6, 14-7, 1. Вторым было то, которое известно как 1 Кор. Оно написано весной 57 г. в Ефесе, где апостол пребывал с конца 54 - начала 55 г. (Деян. 19, 1). Этому Посланию предшествовало письмо коринфян с вопросами к апостолу Павлу (см. 1 Кор. 7, 1), до нас не дошедшее. Третье послание, написанное в том же году в связи с неустройствами в Коринфской Церкви (см. 2 Кор. 2, 3-4; 7, 8, 12), предположительно сохранилось целиком или частично в последних главах 2 Кор. (гл. 10-13). Наконец, к концу 57 г., получив на пути в Коринф утешительное известие от Тита о состоянии Коринфской Церкви (2 Кор. 7, 6-7), апостол Павел пишет четвертое послание, известное как 2 Кор.

Поводом к написанию Первого послания коринфянам явились разделения и споры в Коринфской Церкви (1, 11-12). Вразумляя коринфян, апостол сосредоточивает их внимание на учении о Церкви, о взаимной любви и жертвенности, источник которой - искупительная сила Креста Христова (1, 18-31; 2, 2). Сущность Церкви раскрывается апостолом в богословских образах Церкви - храма Божия (3, 9-17; 19-20) и Церкви - Тела Христова (3, 21 - 23; 6, 13-20; 10, 16-17; И, 3; 12, 12-27). В Послании излагается учение о Евхаристии как средоточии церковной жизни (10, 16- 17; 11, 23-29), о силе и многообразии действий Святого Духа в Церкви (12, 3-11, 28-30), о любви - главной силе, соединяющей членов Церкви в Тело Христово (гл. 13), о взаимном служении и назидании в Церкви (гл. 14), наконец, о грядущих судьбах мира и Церкви (гл. 15).

Эсхатологические темы Послания (7, 29-31; 15, 20-55) продолжают темы Первого и Второго посланий к Фессалоникийцам; тема превосходства Нового Завета и преобразовательного значения Ветхого Завета (гл. 10) раскрыта в Посланиях к Галатам, Римлянам и Евреям; образ Христа как Нового Адама (15, 21-22, 45-47)- в Послании к Римлянам; учение о Церкви как Теле Христовом, - в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам. Таким образом, Первое послание к Коринфянам является ключевым для богословской системы святого апостола Павла.

Второе послание к Коринфянам (2 Кор.). Написано святым апостолом Павлом в Македонии (7, 5; 8, 1-5) и отправлено в Коринф с Титом (8, 6) осенью 57 г.

В нем развивается начатое в 1 Кор. и продолженное в Гал. учение о церковном служении как соучастии в Кресте Христовом. Церковь - единый Божественный организм, главная жизненная сила которого - духовный подвиг и крестное сораспятие (1, 3-7; 2, 2-8, 15-16). В Церкви любовь Христова объемлет нас: Христос умер за всех, чтобы мы все Им и для Него жили (5, 14-15). Кто во Христе и в Церкви Его - тот новая тварь (5, 17), новый народ Божий (6, 16); Бог - нам Отец, мы Ему - сыны и дщери (6, 18).

Послание ценно также автобиографическими сведениями об апостоле Павле (гл. 11-12) и его личном духовном опыте (12, 1-5).

Послание к Галатам (Гал.). Церкви Галатийские в Малой Азии основаны святым апостолом Павлом во время второго и третьего благовестнических путешествий в 52 и 54 гг. Послание к Галатам написано в 57 или в начале 58 г., во время третьего путешествия.

Поводом к написанию Послания явилась опасность уклонения части верующих галатов в ересь иудействующих. Вожди еретиков направляли главный удар против «апостола языков (народов)», стремясь принизить значимость его апостольского достоинства. Поэтому в первых двух главах апостол Павел рассказывает о начале своей благовестнической деятельности (1, 15-17), о первом (1, 18-20) и втором (2, 1) путешествиях в Иерусалим, о Соборе Апостольском (2, 1-10) и своем споре с апостолом Петром в Антиохии (2, 11-14). Затем кратко и твердо апостол излагает сущность своего богословия, одним из центральных пунктов которого было разъяснение соотношения Ветхого и Нового Заветов. Оно, как и в Послании к Римлянам, раскрывается в противопоставлении веры и закона (2, 15-3, 29), богосыновства и рабства (4, 1-7, 21-31), духа и плоти (5, 13-6, 10). Крест Христов навсегда утвердил над царством закона царство благодати.

Христиане свободны от закона, они не исполняют дел плоти, но живут Духом и поступают по Духу (5, 16-18). Это подробно раскрыто в сформулированном апостолом Павлом нравственном кодексе христианина (5, 19-6, 10). Библейским символом Ветхого и Нового Заветов являются два сына Авраама: по плоти - от рабыни Агари и по обетованию - от свободной Сарры (4, 22-26). Дети рабыни - ветхозаветные иудеи - не могут наследовать Царства Небесного вместе с сынами Церкви (4, 26-31).

Послание к Ефесянам (Еф.). Как и Послания к Колоссянам и к Филимону, написано, видимо, около 63 г. в Риме, во время первого пребывания святого апостола Павла в узах, и отправлено с Тихиком и Онисимом (Кол. 4, 7-9). Существует мнение, что Послание к Ефесянам было окружным посланием к азийским Церквам, потому апостол и не назвал поименно никого из членов Ефесской Церкви.

Содержание Послания составляют догматическое учение о Христе и Церкви и вытекающие из этого учения нравственные предписания христианам (4, 1-3; 4, 25-6, 18). Экклезиология строится, как и в 1 Кор., на духовных образах Церкви - храма Божиего, с Краеугольным Камнем - Христом (2, 19-22), и Церкви - Тела Христова (1, 10, 22-23; 3, 6; 4, 4-7, 11-16; 25, 5, 30). Центральная тема Послания - Предвечный Совет Святой Троицы, мысль и воля Божияяя о мире\ и Церкви (1, 3-10; 2, 10; 3, 2-12).

Всё Послание проникнуто идеей единства. Апостол учит о единстве твари (1, 10), о единстве Церкви (4, 3-6), о единстве всех народов в Церкви (2, 11-22), о единстве веры и знания (4, 13).

В пророческом созерцании апостола Церковь предстает как новое творение, созданное во Христе Иисусе (2, 10, 13-16; 3, 14-21; 4, 20-24, 5, 8), как полнота и свершение мирового бытия: Бог даровал Церкви Христа, Владыку всей твари (1, 20-22; 4, 10), как Главу -Телу (1, 23; 4, 15-16) и Мужа -Жене (5, 24-25). Мистическое определение Церкви как Невесты Агнца (5, 23-32) сближает богословие апостола Павла с эсхатологией Откровения святого Иоанна Богослова.

Послание к Филиппийцам (Флп.). Церковь в Филиппах, в Македонии,- первая из основанных апостолом Павлом в Европе (52 г.) (Деян. 16, 12). Апостол неоднократно бывал там и высоко ценил помощь филиппийцев в его благовествовании (1, 5). В Филиппах он провел последнюю Пасху перед заточением (Деян. 20, 6), туда же намеревался отправиться сразу после освобождения (2, 24).

Послание написано, вероятнее всего, около 63 г. в Риме (4, 3, 22), к концу первого двухлетнего заточения апостола (1, 12-17; 2, 23-24).

Послание к Филиппийцам во многом автобиографично. Богословское содержание его составляет учение апостола Павла о Христе как центре духовных устремлений христианина. Все верующие во Христа призваны воплощать в себе Его образ. Такую возможность дал нам Христос, для чего Сам, будучи образом Отца, воспринял па Себя человеческое естество. Апостол предупреждает Филиппийцев об опасности распространения ересей, учит всё почитать тщетой ради познания Иисуса Христа (3, 2-16), особенно сторониться врагов Креста Господня (3, 17-19), ибо наша подлинная жизнь - па небесах, откуда ждем второго славного пришествия Христова (3, 20-21).

Послание к Колоссянам (Кол.). Церковь в г. Колоссы, или Хоны, в Малой Азии, была основана Епафрасом (1, 7), учеником святого апостола Павла, в то время, когда сам он жил в Ефесе (54-57 гг.). Послание к Колоссянам отправлено с Тихиком из Рима вместе с Посланиями к Ефесянам и Филимону (ок. 63 г.).

Поводом к написанию Послания явились вести о распространении в Колоссах ереси (2, 8), по-видимому, гностического характера (2, 18).

В богословском содержании Послания центральное место занимают христологические темы. Христос - Возлюбленный Сын Божий (1, 13), предвечно рожденный (1, 15), образ Бога невидимого (1, 15); в Нем телесно обитает вся полнота Божества (2, 9); подчеркивается участие Его в творении мира (1, 16-17), в искуплении человечества (1, 20; 2, 14-15), в прославлении верных (3, 4). Церковь есть Тело Христово (1, 18, 22, 24; 2, 18-19), под образом членов которого разумеются верующие, без различия происхождения или положения (3, И).

Обращаясь к христианам из язычников, апостол избегает непонятных еще для них тем библейского богословия - о спасении по благодати, о народе Божием, о Духе Святом.

Догматические истины излагаются апостолом, как обычно, в сочетании и взаимосвязи с нравоучительными (особенно гл. 3-4). Любовь есть совокупность совершенств христианина (3, 12) и основа церковной жизни (3, 15-16).

Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам) (1 Фес.; 1 Сол.). Церковь в Фессалониках, столице Македонской провинции Римской империи,- вторая, после Филиппийской, из числа основанных святым апостолом Павлом в Греции.

1 Фес. является первым посланием апостола и одним из самых ранних писаний Новозаветного Канона. Оно написано около 53 г., во время второго благовестнического путешествия, вскоре по прибытии в Коринф (Деян. 18, 1).

Преобладающий тон в Послании - отеческое одобрение фессалоникийцев за их искреннее обращение к Христу. Вера в Иисуса Христа и Его Второе пришествие является главной догматической темой в Послании. Эсхатологические чаяния, составляющие особенность христианского мироощущения (1, 10; 3, 13; 4, 16; 5, 23), не имеют ничего общего с гаданиями о «временах и сроках» (5, 1); они основаны на духовном бодрствовании и трезвении (5,6), исполнении повседневного христианского долга (4, 11). Учение Павла изложено здесь в системе заповедей и поучений (4, 1-12; 5, 11-22).

Второе послание к Фессалоникийцам (Солуиянам) (2 Фес.; 2 Сол.). Написано святым апостолом Павлом в Коринфе в 53 или 54 г. и представляет собой дальнейшее развитие тем, содержащихся в 1 Фес. Первая глава дополняет учение о Церкви, вторая - углубляет эсхатологическую проблему, третья - содержит нравственные выводы.

В эсхатологической части апостол предупреждает, что день Христов не близок (2, 2). Человечество не завершило своего земного пути, Церкви же предстоят еще многие испытания, в частности массовое отступление от веры (2, 3), приход обольстителя-антихриста с ложными знамениями и чудесами (1, 9).

Первое послание к Тимофею (1 Тим.). Относится к числу пастырских посланий и написано святым апостолом Павлом по освобождении из римского заточения, между 64 и 67 гг. Точное местопребывание апостола в это время неизвестно, но из текста Послания явствует, что он недавно посетил Ефес, где поставил Тимофея епископом, теперь идет в Македонию (1, 3).

Тимофей присоединен к Церкви апостолом Павлом в Листре в 52 г. (Деян. 16, 1-3; 2 Тим. 1, 5). По Церковному Преданию, он сподобился мученической кончины около 80 г. Память его совершается 22 января.

Содержание Послания связано с появлением в Ефесской Церкви лжеучений (1, 3-4, 6-7), разрушавших основы христианской нравственности (1, 8-10). Апостол напоминает, что единственный возможный путь спасения и жизни вечной - через веру в Иисуса Христа (1, 15-16; 2, 3-6; 4, 10; 6, 12), молитву (2,. 1-4, 8; 4, 5), нестяжательство (2, 9; 6, 3-10, 17-19), совершенствование церковной жизни. Церковь - это Дом Божий, столп и утверждение Истины (3, 15).

Экклезиологическое значение Послания состоит в утверждении святости епископского сана и в конкретных рекомендациях, связанных с епископским служением (3, 1-15; 4, 6-16; 5, 1-22; 6, 5, 11-12).

Второе послание к Тимофею (2 Тим.) - последнее послание святого апостола Павла. Он написал его в 67 г., находясь в римской темнице, ожидая мученического венца (4, 6-8). Оставшись с немногими учениками (в их числе был и евангелист Лука), он зовет Тимофея прийти к нему для последней встречи (4, 9-10). Являясь как бы завещанием святого апостола всем христианам, послание учит возгревать дар Божий (1, 6), смело, как добрым воинам Христовым (1, 7-12; 2, 3-4), идти на страдания за веру (1, 8-13). Главный завет апостола Павла - свято следовать Священному Писанию и Преданию, быть бдительными.

Послание содержит ценные автобиографические сведения.

Послание к Титу (Тит.), епископу о. Крита. Написано святым апостолом Павлом в период между двумя заточениями в Риме, около 65 г. Послание продолжает учение о епископском служении, развитое в 1 Тим.

В конкретных наставлениях Титу (1, 13-15; 2, 1-15; 3, 1-2, 8-11) особенно подчеркивается учительно-догматическое назначение епископов - хранение Предания (1, 9), благовестие спасения (3, 8), обличение ересей (1, 10-16; 3, 9-11).

Послание к Филимону (Флм.). Написано в Риме в 63 г., одновременно с Посланиями к Ефесянам и Колоссянам. Оно дает возможность увидеть подлинно христианское отношение апостола к рабству. Поводом к его написанию послужило возвращение принявшего крещение Онисима к своему бывшему хозяину. Апостол просит Филимона отпустить Онисима на свободу (1, 13-14) или принять его, как самого апостола (1, 17), как возлюбленного брата и по природе, и по вере (1, 16).

Послание к Евреям. (Евр.) Написано примерно в 64-65 гг. (13, 24), по-видимому, в Риме, и обращено к иудеохристианам из Церкви Иерусалимской. Древние церковные писатели сохранили свидетельство, что апостол Павел первоначально написал его по-еврейски, а затем Лука или, более вероятно, святой Климент Римский перевел его на греческий язык.

В центре Послания стоит учение о спасении, в образах и понятиях, привычных для верующих из иудеев (скиния, жертва за грех, первосвященник, совершающий эту жертву). На простых сравнениях апостол четко проводит религиозно-историческую границу между иудейством и христианством, обосновывает необходимость Нового Завета с Богом и превосходство его над прежним, отмененным заветом (10, 9), который апостол Павел впервые называет здесь «ветхим» (8, 13).

Христос - Поручитель и Ходатай Нового Завета (7, 22; 8, 6), не человек, но Сын Божий (3, 6; 5, 5-6), Первосвященник, поставленный Отцом и пребывающий вечно (7, 24-25). Он священнодействует не в земном святилище, а в скинии истинной, воздвигнутой Богом, а не человеком (8, 1-2). И жертва Его - Он Сам (2, 17; 5, 9 и др.). Кровью Своей Он омыл наши души (9, 12-14) и навсегда искупил наши грехи (7, 27).

Поэтому вне Христа, вне Церкви нет спасения. Стать членом Церкви - единственная и последняя возможность совершить субботство (4, 9), войти в обетованный покой Господень (4, 1-11). В церковных таинствах, и, прежде всего в Евхаристии (10, 19-20; 12, 22-24), мы становимся причастниками Христа (3, 14) и Духа Святого (2, 4; 6, 4), святости Божией (12, 10) и сил будущего века (6, 5). В своей эсхатологической свершенности Церковь есть торжествующий собор праведников (12, 23), Взыскуемый Град (11, 10-16; 13, 14), Небесный Иерусалим (12, 22), Художник и Строитель которого Сам Бог (11, 10).

Особое внимание привлекает учение апостола Павла о вере, которая была основой праведности праотцев (гл. 11).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: