Глава1. Теоретические методы исследования ценностей супругов и согласованность их ролевых представлений в зависимости от гендера.




Тема: Ценности супругов и согласованность их ролевых представлений в зависимости от гендера.

 

Введение.

«Современное российское общество переживает динамичные преобразования социальных отношений, в ходе которых изменяются образцы гендерных взаимодействий, брачно-семейных отношений, роли и статусы мужчин и женщин в обществе и в семье, системы ценностей.»[1]

Требования, предъявляемые к женщине социумом, с одной стороны, и нежелание мужчин мириться с возрастающими потребностями женщин, с другой, привели к тому, что женщины все чаще используют мужские модели поведения в отстаивании своих приоритетов. В свою очередь, «разрастание» маскулинного гендера в социуме вне связи с полом субъекта, стало причиной разрыва отношений между мужчиной и женщиной на уровне интимных, чувственных переживаний.

«Гендерные исследования в области брачных отношений склоняются к андрогинному гендеру супругов, как «возможности преодоления гендерной ассиметрии». Под андрогинным гендером понимаются модифицированные гендерные установки, интегрирующие в себе женский эмоционально-экспрессивный стиль с мужским инструментальным стилем деятельности, свобода телесных эспрессий и предпочтений от жесткого диктата половых ролей.»[2]

Но на наш взгляд, переход к андрогинии может привести к потере «точки опоры» в отношениях мужчины и женщины, окончательному смешению социальных и семейных ролей.

 

Поэтому, цель нашей работы изучить ценности супругов и согласованность их ролевых представлений в зависимости от гендера. При этом мы опираемся на исследование «традиционных» маскулинных и фемининных гендерных установок.

Детальный анализ, которых позволит востановить равновесие в отношениях мужчины и женщины, а также сохранить брак в новой социальной ситуации.

 

В процессе исследования решались следующие задачи:

1.Провести теоретический анализ проблемы ценностей супругов и согласованности их ролевых представлений в зависимости от гендера.

2.Определить различия в ценностях супругов и согласованности их ролевых представлений в зависимости от гендера.

3.Определить наиболее значимые сферы супружеского взаимодействия в группах супругов с согласованностью и несогласованностью ролевых представлений.

Гипотеза исследования: ценности супругов и согласованность их ролевых представлений зависят от гендера.

 

Предмет исследования: гендерные установки супругов.

 

Объект исследования: ценности супругов и согласованность их ролевых представлений.

 

Проблема исследования: как зависят ценности супругов и согласованность их ролевых представлений от гендера.

Новизна исследования: интерес к гендерной проблематике в нашей стране приобретает всю большую популярность. Стимулирует научные изыскания как на уровне теории, так и на уровне практики. Однако гендерные установки в психологических исследованиях фигурируют как некий обобщенный и обособленный феномен, определяющий принадлежность к тому или иному социальному полу. В нашей работе предпринята попытка рассмотреть «содержание» гендерных установок изнутри, опираясь на ценности и согласованность ролевых предпочтений супругов.

Актуальность исследования продиктована потребностью сократить тенденцию роста браков к разводу и гармонизировать отношения между мужчиной и женщиной в социуме.

Методы исследования:

Теоретические

Эмпирические

Методы обработки данных

Теоретическая основа.

 

 

Глава1. Теоретические методы исследования ценностей супругов и согласованность их ролевых представлений в зависимости от гендера.

Прежде чем углубиться в суть проблемы отношений мужчины и женщины, определимся с основными понятиями. В обыденном понимании термин гендер используется при обсуждении сходств и различий между мужчинами и женщинами, например при распределении их социальных ролей, в значительной степени культурально обусловленному.

В авторской же интерпретации Воронцова Д.В. «под гендером личности скорее следует понимать не субъективное отражение некоторой биологической данности, а многогранную систему отношений, возникающую и существующую в процессе общения и социального взаимодействия в определенном социокультурном пространстве.»[3]

А.Ю. Большакова под гендером «понимает не просто врожденное женское или мужское начало, но и его «конструирование» на личностном уровне в процессе социализации индивида, определяющее его отношение с окружающим миром и обществом».[4]

В свою очередь, мы понимаем под гендером определенный набор психологических характеристик и моделей поведения, свойственных тому или иному полу, формирующийся в процессе взаимодействия с окружением.

Определение гендерных характеристик индивида в основном определяется с позиции противопоставления противоположному полу. Так принято выделять фемининный и маскулинный гендеры.

За маскулинный гендер принимаются присущие мужчинам характеристики: рациональность, напористость, авторитарность, склонность к риску и социальная активность. Фемининный гендер объединил в себе черты присущие женщине: эмоциональность, заботливость, инстинктивность, конформность.

Направленность интересов фемининной женщины - дом, дети, кухня, муж. И соответственно, за мужчиной закрепляется активная социальная позиция-«добытчика материальных благ».

Направленность интересов и особенности моделей поведения фемининной женщины исторически закрепили за ней позицию матери. Дополнив ее образ некой жертвенностью в отношении мужа и детей.

И если мы обратимся к истории, то найдем факты это подтверждающие.

«Вплоть до конца 19 в. единственно существующей формой репрезентаций образа матери оставался образ Богоматери и представления, определяющее благочестие, неизменность и святость женщины как матери и ее ценность для мира, а основополагающими характеристиками, наполняющими содержание образа, являлись такие христианские качества, как нравственная забота, жалость, жертвенность, асексуальность, скромность, целомудрие, терпение, сострадание, любовь и красота.»[5]

«В следствии гендерной ассиметрии и качеств, приписываемых женщине, контроль за женской сексуальностью был жестким. Позорящие женщину наказания, не сумевшей сохранить девственность, сопровождались физическим насилием над женским телом.»[6]

Об «особых» отношениях мужчин и женщин упомянула и С. Бэм: «мужчины и мужской опыт воспринимаются как нейтральный стандарт или как норма, а женщины и женский опыт воспринимаются как отклонение от нормы, обусловленное спецификой пола. Поэтому к мужчине относятся не как к лучшему, а к женщине как к худшей, а скорее, с мужчиной обращаются, как с человеком, а с женщиной как с «другой».[7]

Отношение, как к «другой» до определенного момента устраивало женщин. Социум давал гораздо больше возможностей мужчине прокормить семью. Не смотря, на второстепенные роли женщина могла родить и прокормить ребенка. И хотя в современном обществе, мы все еще можем наблюдать явно выраженную материальную зависимость женщины от мужчины, например в полигамных браках, изменившаяся социально-экономическая ситуация в стране все больше вовлекает женщин в процесс трудоустройства.

Современная женщина сегодня имеет не одно высшее образование. К 25-30 годам она успевает сделать карьеру. «Женщина – руководитель обладает большей гибкостью, меньшей амбициозностью, готовностью признать свои ошибки. Женщины больше склонны договариваться, а не утверждать, более глубоко погружаться в заданную тему.»[8]

Таким образом, мы видим расширение сферы межличностного взаимодействия мужчин и женщин не только в рамках семьи, но и в профессиональной деятельности. Профессиональная вовлеченность женщины требует конструктивно новых моделей поведения. Так, женская конформность и деликатность сменяются продуманностью и напористостью, а эмоциональное и интуитивное мышление, аналитическим складом ума и рассудительностью. Происходит смена фемининных гендерных ролей женщины на маскулинные.

Обретя устойчивую материальную базу, женщина может сама воспитать и прокормить ребенка. Однако ж, полагать, что маскулинная женщина стремиться к равноправию с мужчиной, подавляющим его мужское начало, мы считаем преждевременным и некорректным:

-Во первых, «маскулинная женщина не является аналогом мужского психологического типа. Как и фемининный мужчина не является аналогом женского психологического типа. Это другие психологические типы. В маскулинном портрете мужчин первые позиции занимают признаки выносливость, мужественность, внешняя сдержанность, сила. В маскулинном портрете женщин на первом месте-аналитичность (у мужчин только шестая позиция), на втором- сильная личность (у мужчин седьмая позиция).»[9]

-Во вторых, архитепические символы Анима и Анимус- взаимодополняющие друг друга начала, не сводимые к общему знаменателю. Если в психике доминирует Анима, ослабляется Анимус, и наоборот. Индивид не может одновременно демонстрировать эмоциональную экспрессию и обладать аналитическим складом ума.

- И наконец в третьих, архетип Матери, по мнению Фрейда, сложный, автономный комплекс, который оказывает базовое влияние на формирование личности. По мнению философа В.А. Рамих, материнство представляет «условный код, систему знаков, продиктованных этнографически данной средой и соответсвующим историко-культурным пластом, который гарантирует стабильность данного социума, самой культуры.»[10]

Итак, мы видим, что и культура и психика позаботились о единстве мужского и женского начал. А значит и корни проблемы, нарушевшей равновесие в системе супружеских взаимоотношений мужчины и женщины, надо искать не в изменившейся позиции женщины по отношению к мужчине, а в изменившейся позиции по отношению к себе.

Жертвенность, сопровождающая фемининный гендер, под двойным прессингом со стороны семьи и социума, трансформируется в ассертивность-независимость от чужого мнения и потребность отстаивать свои приоритеты. При этом женщина выбирает мужские модели поведения, как наиболее эффективные.

И первым, что подвергается изменению, это отношение к собственному телу. Если с материнской позиции, тело это «резервуар» для вынашивания ребенка, секс выполняет функцию оплодотворения, отсюда и строгий контроль над целомудрием; то получая от секса эмоциональное и физическое удовольствие, женщина начинает «презентовать» себя мужчине, как сексуально-значимый объект. Одновременно, пробуждая либидозную активность мужчины в желании обладать определенной, конкретной женщиной. У женщины появляется возможность выбора. Происходит смена социальных ролей: в феменинном гендере выбирает мужчина, в маскулинном женщина.

Переоценка жизненных позиций, целей, нормативных идеалов отражается на гармонии супружеских отношений…..

 

Мы перешли на следующий этап наших рассуждений:

-что такое ценности, как они формируются (теория В.А. Ядова)

-что такое нормативные идеалы, их роль в мировозрении (теория Ш.Шварца)

-формирование согласованности ролевых представлений супругов вокруг общего ценностного ядра, по принципу подобия нормативных идеалов, т.к. общее ценностное ядро дает направление (гендер), а нормативные идеалы-психологическую совместимость супругов…..[11]

[12]

[13]

 

 

 


[1] «Трансформация института семьи и семейной ценности» / весник славянских культур 2009г. Авторы: О.В Кучмаева, М.Г. Кучмаев, О.Л. Питрякова.

[2] «Андрогинная гендерная идентичность личности в контексте психологической совместимости супругов» / журнал Известия Алтайского государственного университета 2014г. Автор: Ретих М.В.

[3] «Гендерная психология общения» Д.В.Воронцов.-Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008.-208с.

[4] «Литературная энциклопедия терминов и понятий» А.Ю.Большакова.-М.2001.

[5]«Модели репрезентации образа матери в Российской ментальности» / Педагогическое образование в России 2014 №9. Автор: Ю.С.Газизова

[6] «Позорящие наказания для девушек в традиционной русской культуре 19-начала-20 века как следствие гендерной ассиметрии» / Вестник ТГЭУ №3 2009. Автор: Н.Л.Пушрева

[7] «Линзы гендера:Трансформация взглядов на проблему неравенства полов: пер с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЕН), 2004. 336с.

[8] «Образ современной женщины руководителя» / Историческая и социально-образовательная мысль, том 6, №6, часть 2, 2014г. Авторы: А.А.Колесникова, Н.А. Ширинкина.

[9] «Особеннности гендерных трансформаций мужчины и женщины: взаимодетерминированность и «заострение» черт в сложных жизненных ситуациях» / Теория и практика общественного развития 2010, №4. Автор: Г.Г.Танасов

[10] «Архетип матери как определяющая сущность женской ментальности» /журнал Аналитика культурологии 2009. Автор: П.А. Адреева

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: