Литературная речь. Норма. Стилистическая норма.
Литературная речь - это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению этих норм способствует школа, культурные учреждения, средства массовой коммуникации. Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования. На ее основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая письменность и др. Устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности. Основой письменной и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка.
Норма – совокупность соответствующим образом реализованных языковых средств, принятых в данном языковом обществе как обязательные, и те закономерности, которыми определяется употребление языковых средств.
Стилистическая норма – выражение характера функционально-стилистической классификации элементов языка, которым свойственна своя, дополнительная, информация, и свои закономерности отбора и употребления в актах общения (Кожин А. Н.)
Стилистические нормы, определяющие способы наиболее совершенной реализации выражаемого содержания, складываются на основе норм орфоэпических, лексических, фразеологических, словообразовательных, морфологических, синтаксических и др.
Стилистические нормы охватывают особенности употребления речевых средств в различных сферах литературно-нормированного общения,; они предопределяют прикрепленность того или иного средства к определенной сфере речевой деятельности. Так, например, для официально-делового стиля характерно предложение: «Посторонним лицам вход воспрещен».
Стилистические нормы определяются практикой искусного словоупотребления, требованиями жанро-речевого расслоения, характером социально-речевой дифференциации (Кожин А.А.)
Стилистические средства.
Стилистические средства – «это элементы языка, обладающие стилистической окраской, т. е. способностью выражать дополнительную, стилистическую (экспрессивно-оценочную, экспрессивно-эмоциональную, функционально-стилевую) информацию».
Стилистические средства подразделяются на 2 группы:
1) «функионально окрашенные средства, являющиеся принадлежностью книжно-письменной или устно-разговорной речи»;
2) «экспрессивно окрашенные средства, придающие речи определенный вид стилистической окраски, выражающей оценку или эмоциональное отношение (ласкательный, иронический, фамильярный, интимный, неодобрительный, торжественный и т.п.» (Кожин А.Н.)
Например:
- Как доклад?
- Сплошная вода (вода – приобретает занчение – о чем-то бессодержательном)
Стилистическая синонимия – совпадение по основному значению (обычно при сохранении отличий в оттенках), но дифференциация по стилистической окраске языковых единиц разных уровней.
Стилистическая синонимия – разновидность парадигматических отношений в языке.
М. В. Панов считает, что «стилистические ряды пронизывают все ресурсы языка: лексику, словообразование, синтаксис, фонетику» (например: глаза – очи – гляделки: лексический уровень; отбеливание - отбелка – словообразовательный уровень; веселее – веселей (разг.) – морфологический уровень и т.д.)
Стилистическая окраска языковых средств (коннотация) – «дополнительные по отношению к предметно-логическому и грамматическому значению языковой единицы ее экспрессивно-эмоционально-оценочные и функциональные свойства» (Салимовский).
Стилистическая окраска |
Эмоционально-экспрессивная окраска |
Функционально-стилевая окраска |
Возвышенное, торжественное |
Нейтральное |
Фамильярное, оценочное |
Книжное: общенаучное; специальное науч. И науч. – технич.; офиц. – дел.; газ.- публ.; поэтическое) |
Нейтральное |
Разговорное: Разг., разг.-прост. |
Стиль языка.
Стиль – в языкознании 1) разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от др. разновидностей того же языка по всем основным параметрам – лексикой, грамматикой, фонетикой; то же, что стиль языка; 2) то же, что функциональный стиль; 3) общепринятая манера, обычный способ исполнения к-л конкретного типа речевых актов: ораторская речь, научная лекция и т.д.; стиль в этом смысле характеризуется не только набором (параметрами) языковых средств, но и композицией акта; 4) индивидуальная манера, способ, которым исполнен данный речевой акт или произведение в т.ч. литературно-художественное; 5) то же, что языковая парадигма эпохи, состояние языка в стилевом отношении в данную эпоху. Несмотря на различия пяти пониманий стиля, в каждом из всех присутствует основной общий инвариантный признак: стиль всегда характеризуется принципом отбора и комбинаций наличных языковых средств, их трансформацией (Степанов).
Функциональный стиль языка.
Функциональный характер стилей современного русского литературного языка подчеркивался В. В. Виноградовым: «… стиль – общественно-осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике народа».