Применение бытовых или самодельных динамометров недопустимо: их погрешность со временем увеличивается, а поверке они не подлежат.




ПРАВИЛЬНО ОБСЛУЖИВАТЬ ТОКОПРИЕМНИКИ

 

Повышение надежности и долговечности локомотивов и контактной сети зависит от грамотного обслуживания токоприемников электроподвижного состава (э. п. с). В настоящее время действуют несколько инструкций и технических указаний устанавливающих основные нормы и правила содержания устройств. Однако, к сожалению, в некоторых из них есть противоречия или недостаточно освещены важные моменты.

 

Общие сведения

Типы и нажатия. В эксплуатации на сети дорог сейчас находится большое количество различных токоприемников. Стандарт (ГОСТ 12058—72) делит их на две основные группы: легкие (индекс Л), они обычно однополозные, и тяжелые (Т), обычно двухполозные. Первые применяют в основном на э. п. с. переменного тока и электропоездах постоянного, вторые — на большинстве электровозов постоянного тока.

Нажатие — основная характеристика любого токоприемника, она обязательно должна соответствовать норме. Если нажатие выше нормы, увеличивается вероятность механических повреждений самого токоприемника и устройств контактной сети (под фиксаторами, воздушными стрелками, в искусственных сооружениях). Если нажатие меньше нормы, возможны пережоги контактных проводов при стоянке или трогании э. п. с. и интенсивное изнашивание электрической дугой контактных вставок (пластин) и контактного провода.

Значения нажатий для наиболее распространенных типов токоприемников даны в табл. 1. Кроме нормативных паспортных, в ней приведены рекомендуемые (основанные на ГОСТ 12058—72) значения нажатий для каждой из двух групп, исключая однополозные 10РР-2 и 17РР-2, которые предназначены для снятия больших токов. Поэтому в практике лучше пользоваться рекомендуемыми величинами, поскольку для токоприемников одного назначения нецелесообразно иметь различные значения нажатий.

Кроме перечисленных, в эксплуатации находятся также токоприемники Сп-6М (электровозы ЧС200), ПН-2 (ВЛ41), 13РР (ЧСЗ), ДЖ-4 (электросекции Сд/з) и др. Нормы нажатия для них можно узнать в соответствующих инструкциях МПС. Общие требования к техническому обслуживанию распространяются и на эти токоприемники.

При регулировке нажатия нужно стремиться к тому, чтобы его значение при опускании токоприемника (пассивное нажатие) было близко к рекомендуемому, например для ДЖ-5, П-1, Л-13У—9 кгс, для ДЖ-4, П-3 и Т-5 — 13 кгс.

Зимой пассивное нажатие всех однополозных токоприемников, кроме 10РР-2 и 17РР-2 (у которых оно более высокое, чем у других), рекомендуется увеличить до 10 кгс, а двухполозных оставить равным 13 кгс. Измерять нажатие нужно во всем рабочем диапазоне высоты подъема (для отечественных токоприемников — 400—1900 мм, для чехословацких — по инструкциям) промышленным динамометром. Наиболее подходящий тип прибора ДПУ-0,02-2 со шкалой 20 кгс, который изготовляет Ивановский завод измерительных приборов.

Применение бытовых или самодельных динамометров недопустимо: их погрешность со временем увеличивается, а поверке они не подлежат.

Разность активного и пассивного нажатий характеризует величину трения в шарнирах токоприемника. Превышение нормы на эту разность (см. табл. 1) говорит о необходимости уменьшить трение: такой токоприемник эксплуатировать нельзя.

Когда у токоприемников ДЖ-5 и П-1 разность нажатий близка 3 кгс, активное нажатие нужно довести до 6,5 кгс, тогда пассивное будет около 9,5 кгс, т. е. немного выше рекомендуемого, но в пределах нормы.

Чтобы устранить высокое трение в шарнирах, их смазывают. Шарикоподшипник можно промыть и хорошо смазать только после извлечения его из шарнира. Если трение после смазывания не уменьшилось, необходимо найти и устранить натяги и перекосы рам токоприемника.

Время подъема токоприемников до максимальной рабочей высоты должно быть в пределах 7—10 с (для 10РР-2— не более 12 с), время опускания — в пределах 3,5—6 с (для 2SLS-1 — не более 8 с). Если токоприемник опускается слишком медленно, он может повредиться или повредить контактную сеть при проезде знака «Опустить токоприемник». Замедленный подъем может привести к пережогу контактного провода из-за преждевременного включения машинистом вспомогательных машин э. п. с. Время подъема можно регулировать с помощью специального винта, изменяющего сечение воздуховода редукционного устройства токоприемника.

Угольные вставки (ГОСТ 1469278). Их выпускают двух типов: А и Б. Тип А применяют для токоприемников э. п. с. переменного тока всех серий, электропоездов постоянного тока всех серий, электровозов постоянного тока ВЛ23. Они изготавливаются на коксовой основе.

Тип Б применяют для электрозозов постоянного тока других серий. Эти вставки выполняют на графитовой основе. Они более электропроводны, но менее тверды и износостойки, чем вставки типа А. Масса вставок типа А 0,38 кг, типа Б — 0,39 кг. Оба типа не содержат металлов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: