Контент–анализ в коммуникативистике.




Лекция № 3

 

ТЕМА ЛЕКЦИИ Методы исследования и анализа коммуникации

 

Цель лекции – рассмотреть методы исследования и анализа коммуникации.

 

План лекции:

1. Методы и функции теории коммуникации.

Контент–анализ в коммуникативистике.

3. Герменевтика как метод истолкования.

 

Рекомендуемая литература

1. Основы теории коммуникации: учебник/ под ред. М.А.Василика. –М.: Гардарики, 2007. –615 с.: ил.

2. Миннуллина Э.Б., Тайсина Э.А. Теория коммуникации с элементами семиотики. – Казань, КГЭУ, 2003

3. Психология делового общения: программа, метод.указания и контр.задания для студентов–заочников/ сост. Э.Б.Миннуллина. –Казань: КГЭУ, 2005. –15 с.

4. Артемов В.Л. Ожидания и предрасположенность аудитории. Установка. Стереотип. "Против клеветы и домыслов". М.,2006.

5. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М.,2004

6. Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация.

М.,2006

7. Дмитриев А.В. Неформальная политическая коммуникация. М.,2006.

Основная часть

3.1. Методы и функции теории коммуникации.

Конечный результат исследова­ния любых явлений и процессов действительности в большой сте­пени зависит от того, как осуществляется данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Все пере­численное составляет методологическую основу научного исследо­вания.

Общенаучные методы – это совокупность исследовательских приемов и процедур, широко применяемых в различных областях научного знания, как социально–гуманитарного, так и естественно–научного.

Моделирование – изучение объекта путем созда­ния и исследования его копии, замещающей оригинал с определен­ных сторон, интересующих исследователя. Выделяются вербальные (текстовые) модели; математические; информационные модели; графические модели.

Метод моделирования широко применяется при исследованиях коммуникативных процессов.

Системный подход. При сис­темном подходе объект рассматривается как некоторое множество эле­ментов, взаимосвязь которых обусловливает целостные интегральные свойства данного множества. Этот подход основан на использовании таких общелоги­ческих методов, как анализ – разложение системного целого на разноуровневые по степени сложности составляющие, и синтез – рассмотрение интегральных свойств целостности, которыми составляю­щие ее элементы, компоненты или подсистемы не обладают.

Метод сравнения представляет собой познавательную операцию, осно­ванную на суждениях о сходстве –или различии объектов. С помощью сравнения выявляются их качественные и количественные харак­теристики.

Сравнительно–исторический. С его помощью познаются различные ступени развития одного и того же явления или сосуществующих явлений, имеющих некое общее основание.

Частнонаучные методы – совокупность способов, исследовательских приемов и процедур познания, применяемых в той или иной отрасли науки – механике, физике, химии, биологии

Социологический метод представляет собой совокупность приемов кон­кретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных.

В основе бихевиористского метода лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных, вербальных и эмо­циональных реакций на стимулы внешней среды.

Метод контент–анализа используется и в теоретических исследо­ваниях, раскрывающих характер взаимоотношений средств инфор­мации и общественных структур.

Метод наблюдения применяется при сборе предварительного ма­териала исследования и контроле полученных эмпирических дан­ных.

С помощью социометрического метода, его специальных проце­дур опроса, измерения и расчетов изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают спло­ченность, совместимость членов группы.

Функции теории коммуникации.

познавательная функция, выполнение которой, во–первых, предполагает описание изучаемого объекта (явления), накопле­ние полученного исследовательского материала и его системати­зацию, во–вторых, познавательная функция теории коммуникации направлена на разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих механизмы коммуникации, информационного обмена, взаимо­действия.

методологическая функция теории коммуникации состоит, в о –первых, в том, чтобы разработать эффективный способ науч­ного познания коммуникативной реальности. Во–вторых, эта функция состоит в выработке исходных прин­ципов познания для всего комплекса коммуникативных исследова­ний в рамках наук коммуникативного цикла.

прогностическая функция – она предполагает, во–первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития социальной ком­муникации; во–вторых, заблаговременное проведение науч­ных экспертиз разрабатываемых и вводимых технических сис­тем коммуникации с точки зрения ожидаемого от них эффекта; в–третьих, моделирование коммуникативных процессов в об­ществе с целью определения их вероятных последствий и ре­зультатов;

практическая (инструментальная) функция теории коммуникации позволяет решить такие важные проблемы, как оптимизация процесса коммуникации, выработка рекомендаций для достижения стратегии эффективной коммуникации, учет объективных и субъ­ективных факторов коммуникационного процесса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: