Из истории Орловского театра: орловско-болгарская театральная дружба




Дружба орловцев с болгарами уходит в глубину веков. Невиданное в мире муже­ство орловских полков, героически сра­жавшихся с турецкими поработителями, навсегда осталось в благодарной памяти свободолюбивого болгарского народа. В истории Великой Отечественной войны также не­мало ярких страниц, свидетельствующих о вели­ком подвиге болгарских патриотов, выдержав­ших тяжелые испытания в борьбе с фашизмом. Была хорошо известна в советское время дружба г.Орла с болгар­ским городом Разградом. Поэтому вполне понятен интерес орловцев к болгарской литературе и ис­кусству.

В 1950 году на орловской сцене была поставлена пьеса известного болгарского писателя Орлина Василева «Земной рай». Это произведение о событиях второй мировой войны, борьбе болгарских партизан с фашистами, удостоено премии имени Димитрова. В 1969 году режиссер Н.С.Вознесенский и коллек­тив Орловского драма­тического театра имени И. С. Тургенева с большим энтузи­азмом работали над по­становкой глубоко патриотической пьесы болгарского драматурга Ивана Пейчева «Каждый осенний вечер».

В 1977 году известный болгарский ре­жиссер Цветан Валев осуществил на тургеневской сцене по­становку пьесы своего соотечественника Георгия Данаилова «Последнее слово за вами». Этим спектаклем Орловский театр участвовал во II Всесоюз­ном фестивале драматического искусства тогда еще Народной Республики Болга­рии, посвященном столетию со дня освобождения болгар от турецкого ига. Эта премьера открыла хронику дружбы двух театров — Разградского драматического «Антон Страшимиров» и Орловского имени И. С. Тургене­ва.

 

Из газеты «Орловская правда», сентябрь 1981 г.

 

III Всесоюзный фестиваль болгарской драматургии вписал в орловскую афишу сезона 1987/88 гг. два новых имени: болгарского поэта Недялко Йорданова и директора Разградского театра Христо Минчева, который поставил с орловскими артистами лирическую комедию «Одна за всех, все за одну». Весенняя премьера 1988 г. имела успех. Две работы — Г. Гончаровой (Ани) и Н. Золотаревой (Элеонора) стали актерскими удача­ми фестиваля, а сам спектакль был удостоен Почетного диплома.

 

Н. Йорданов. «Одна за всех, все за одну». Сцена из спектакля.

 

 

 


Много лет театр имени И. С. Тургенева работает над художественной программой «Классика», объединяющей самые разные направления творческой жизни. Театр обра­тился к болгарским коллегам с предложением сблизиться, ус­тановить взаимообогащаю­щие контакты.

Истинные, надежные твор­ческие отношения не могут быть определены постановле­нием или кабинетным решени­ем. Они должны возникнуть из взаимного острого интереса, искренней потребности, по велению души. В 1991 г. худо­жественный руководитель Раз­градского театра Радка Спасова пригласила орловских акте­ров на гастроли.

В программе гастролей — тургеневская «Провинциалка» и комедия А. Н. Островского «Без вины виноватые» с народной артисткой СССР, лауреатом Государственной премии Верой Васильевой. Они стали замет­ным и радостным событием в культурной жизни дружественного города, праздником актеров и зрителей. Символично, что на старинной площади перед театром стоит оригинальный памятник великим учителям Кириллу и Мефодию. Они как бы благословили складывающуюся дружбу театров, естественное движение друг к другу. Запомнилось все: энергичное, на­сыщенное впечатлениями знакомство с достопримечательностями Разграда, погружение в его славную историю, поездки в соседние города Велико Тырново, Шумен, праздничные рождественские вечера, встречи, диалоги и споры, обмен мнениями, рассказы о сегодняшнем дне теат­ров, о трудностях и счастливых находках, о поиске и перспективах. Глав­ное — актеры увидели друг друга в зеркале спектаклей, ощутили потреб­ность в постоянном творческом общении.

Первая встреча орловских зрителей с разградской труппой проходила весной

1992 г. Болгары показали музыкально-пластическое представле­ние «В лунной комнате» по пьесе популярного в Болгарии поэта и драма­турга Валери Петрова и комедию одного из самых репертуарных англий­ских авторов, современного короля фарса Алана Эйкборна

«Совсем между нами».


 

Сцена из спектакля «Совсем между нами».

Артисты Разградского театра «Антон Страшимиров» на сцене Орловского театра, 1992 г.

 

 

 

 

Из газеты «Орловская правда», апрель 1992 г.

 

 

Визит болгарских коллег укрепил возникшие контакты. Они нашли органичное отражение в Договоре о реальном сотрудничестве. Состав­ленный на двух языках, он был подписан в Разграде под горячие зритель­ские аплодисменты и скреплен подписями мэра Орла А. Г. Кислякова и кмета Разграда Венелиана Узунова. Планы взаимодействия двух славянских театральных культур, емкие и содержательные, обновлялись каж­дые два сезона и всегда были обращены к зрителям.

 

 

 

Болгарские и орловские артисты на приеме у мэра г.Орла А.Г.Кислякова, апрель 1993 г.

 

Доброе знакомство обернулось истинной дружбой и искренним брат­ством, потому что театрам и их зрителям, живущим в разных странах и говорящих на разных языках, ведом и понятен еще один, не требующий перевода, — язык сценического искусства. Первые подробные встречи и внимательное общение обнаружили в судьбе театров — Орловского име­ни И. С. Тургенева и Разградского «Антон Страшимиров» и сценических культур — трогательные, дорогие сближения. Так, уроженец Орловского края, режиссер и педагог Н. О. Массалитинов много сделал для развития театрального искусства в Болгарии, недаром его называли «болгарским Станиславским». Тесно связан с героическим прошлым Болгарии и Разграда род создателя Орловского театра графа С. М. Каменского. Он сам, генерал от инфантерии, его отец, знаменитый фельдмаршал М. Ф. Ка­менский участвовали в освободительных болгарско-турецких войнах, а брат его, талантливый полководец Н. М. Каменский освобождал разградские земли.

 

Фельдмаршал М.Ф.Каменский Основатель Орловского театра С.М.Каменский

 

 

Полководец Н.М.Каменский

 

Стремление обоих театров к постижению классики оказалось благо­датным полем для содружества. Орловский театр, известный своей тра­диционной приверженностью к великой литературе, эту черту своего об­лика и характера прежде всего раскрывал в гастрольных спектаклях, зна­комил болгарских зрителей с произведениями писателей-орловцев И. С. Тургенева, А. И. Писарева, других классиков.

 

 

Художественный руководитель Орловского театра им. И. С. Тургенева Б.Н. Голубицкий репетирует с артистами Разградского драмтеатра «Антон Страшимиров»

«На бойком месте».

 

 

Общее тяготение к классической драматургии нашло выражение в создании совместного классического репертуара. Среди первых премьер открывшегося в сентябре 1947 г. Разградского театра — спектакли по пьесам А. Н. Островского. В год 170-летия со дня рождения любимого болгарами русского драматурга художественный руководитель театра имени И. С. Тургенева заслуженный деятель искусств России Б. Н. Голубицкий поставил с разградскими артистами комедию «На бойком месте» («На оживеното място»). Репетиции спектакля вызвали живой интерес, подробно освещались на страницах газет, в радио- и телевизионных пе­редачах. Особая значимость этой постановки еще и в том, что пьеса А. Н. Островского прежде не была переведена на болгарский язык. Спе­циально для разградского театра перевод сделал профессор Софийского университета Любен Любенов. Вскоре и орловцы сыграли премьеру коме­дии «На бойком месте».

В сезоне 1995/96 гг. Б. Н. Голубицкий осуществил на сценах театров городов-побратимов постановку комедии А. Н. Островского и П. М. Невежина «Блажь» («Щура любое»). Актер-переводчик Михаил Маринов сде­лал перевод пьесы, также ранее неизвестной в Болгарии. Появление но­вых переводов произведений русского классика, несомненно, обогатило репертуар всего болгарского театра.

Центральные роли в своих постановках на разградской сцене сыграла актриса Радка Спасова. Спектакли «На оживеното място» и «Щура любов» вошли в афишу гастрольных турне Разградского театра по городам Болгарии. Городской совет выделил для этого дополнительные средства.

 

А. Н. Островский. «На бойком месте» («На оживеното място»). Премьера.

 

После премьеры комедии А. Н. Островского «На бойком месте» («На оживеното място»).

 

В апреле 1993 г. спектакль «На оживеното място» был приглашен на Всероссийский фестиваль драматургии А. Н. Островского в Костроме. Болгарские актеры побывали в заповедном Щелыково, имении классика, посетили Москву, усадьбу Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».

Совместный классический репертуар открыл новые горизонты содру­жества, существенно облегчил проведение обменных гастролей: отпала необходимость перевозить декорации, реквизит и т. д. Комедия «На бой­ком месте» была сыграна силами обеих трупп сначала в Орле, а затем в Разграде. В ноябре 1993 г. на тургеневской сцене прошел бенефис арти­стки Радки Спасовой, она выступила в роли Евгении в спектакле орлов­цев «На бойком месте». Отныне в программе творческих визитов была необычная праздничная акция — классическая постановка, в которой были заняты артисты обоих театров и персонажи говорили на двух язы­ках. Репетиции и спектакли превращались в своего рода мастер-класс. Немало ярких впечатлений и свежих театральных идей подарил болгар­ским друзьям традиционный фестиваль «Русская классика», который с 1988 г. проходит на родине Тургенева, в театре его имени.

В годы сотрудничества родилась еще одна замечательная традиция — отмечать вместе Дни славянской письменности и культуры. В мае 1995 г. главным событием торжеств в Разграде стали спектакли тургеневского театра. Причем на этот раз гастрольный репертуар — комедию И. С. Тургенева «Завтрак у предводителя» и оперу-водевиль А. И. Писарева «Хлопотун, или Дело мастера боится» увидели жители нескольких городов северо-восточной Болгарии. А на музыкальной сказке «Золотой цыпле­нок» перебывало все юное население Разграда и окрестностей.

 

 

Труппа Разградского театра в Спасском-Лутовинове.

 

В сезоне 1995/96 гг. народную драму «Вампир» болгарского классика и видного общественного деятеля Антона Страшимирова, чье имя мно­гие годы носит драматический театр Разграда, поставил в Орле режис­сер Христо Кръчмаров, кстати, ученик Н. О. Массалитинова. Незадолго до этого он осуществил постановку пьесы Страшимирова в Разграде. Вы­ступлением в роли Маламы ведущая актриса Радка Спасова встретила свой юбилей. Премьера в Орле была приурочена к празднованию Дней славянской письменности. Среди первых зрителей — труппа театра «Ан­тон Страшимиров». 24 мая болгарские и русские артисты вновь соедини­лись в одном классическом спектакле. Актеры поздравили друг друга с высокими наградами. Успехи Разградского театра, который готовился к своему 50-летию (сентябрь 1997 г.), отмечены орденом Кирилла и Мефодия. Орловский театр имени И. С. Тургенева удостоен почетного звания «академический». В музейном театре графа С. М. Каменского обе труп­пы чествовали прекрасную актрису Радку Спасову.

 

 

 

Сцена из спектакля «На бойком месте» А.Н.Островского, апрель 1993 г. (Разградские и Орловские актеры)

 

 

Сцена из спектакля «На бойком месте» А.Н.Островского, апрель 1993 г. (Разградские и Орловские актеры). Радка Спасова, Сергей Аксиненко.

 

Сцена из спектакля «На бойком месте» А.Н.Островского, апрель 1993 г. (Разградские и Орловские актеры)

 

 

 

Сцена из спектакля «На бойком месте» А.Н.Островского, апрель 1993 г. (Разградские и Орловские актеры).

Ирина Михеичева, Александр Бажанов

 

 

 

 

 



Гастроли Разградского театра в Орле, март 1995 г. Сказка «Кой-Кого»

 

 

 

Удалось орловцам побывать в городе-побратиме Разграде в 2005 году на новой сцене театра «Антон Страшимиров», на которой предстояло показать фестивальный спектакль «Как тепло в ноябре...» по пьесе Яны Добревой и в 2007 году на фестивале «Новая болгарская драма» в Шумене с показом спектакля «Песочные человечки». В ноябре 2007 года в Орле ярко и празднично прошла Российско-болгарская театральная неделя. 2008 год был объявлен Годом России в Болгарии. Орловский театр первым откликнулся постановкой на русской сцене музыкальной сказки болгарского драматурга Панчо Панчева «Как жениться на принцессе» и приглашен к участию в фестивале «Новая болгарская драма» в мае 2008 года в г.Шумене. 2011 год отмечен постановкой спектакля Н.Йорданова «Королевская мышеловка» в рамках того же фестиваля в г.Шумен и на сцене Драматического театра «Антон Страшимиров» в г.Разграде. Все спектакли на болгарской земле отмечены наградами и зрительской любовью.

 

 

 

 

 

 

В 2016 году Орловский театр имени И.С.Тургенева вновь встретился с болгарскими зрителями, продолжил начатые ранее разнообразные творческие контакты со сценическими коллективами Разграда.

В этот визит болгарским зрителям была представлена пьеса современного драматурга Владимира Жеребцова «Пикничок» в постановке художественного руководителя театра Игоря Анатольевича Черкашина.

 

Художественный руководитель театра И.А.Черкашин
История выглядит настолько современно, что даже иногда становится неуютно – будто смотришь не на артистов на сцене, а на нескольких своих знакомых.

Сюжет пьесы достаточно незамысловат, однако в нем скрыто много вопросов, которые возникают по ходу действия. Молодые люди, запланировавшие развлечься, попадают в очень непростую историю. Загородная дача. Кресло-качалка, в котором королевой еще недавно восседала хозяйка дома, брошено на открытой веранде. Дом обветшал, постарел, осиротел. Пришли иные герои… Петюн – вечно в тренировочном костюме и черной кепке. Савчик – при папиных деньгах, на подаренной дорогой машине. Маша – своенравная девица «с претензией». Связывает их давнишняя детская дворовая дружба, которая неожиданно подвергается непростому испытанию: два трупа и шесть миллионов наличными…

 

 

Авторы спектакля описывают его как «детектив при плохой погоде». Хотя, как представляется, по законам жанра он вполне тянет на триллер: здесь льется кровь (правда, за сценой) и в некоторых местах прилично нагнетается «саспенс» – состояние тревожного ожидания у зрителя. Причем, в лучших традициях Хичкока, самое страшное здесь – не те события, что фактически случились, а то, что происходит в человеческой душе. По ходу спектакля именно от этого становится гадко так, словно смотришь отвратительную сцену с «расчлененкой», и хочется отвернуться. Только сделать это все равно не получится – неизвестно, как в такой ситуации поступал и думал бы ты сам… Спектакль рисует безжалостную картину нашего времени в целом и каждого его времени обитателя в отдельности.

Это история, конечно же, о власти денег. А на что вы, лично вы, готовы пойти, если есть возможность получить много денег, ничем, вроде бы, за это не поплатившись? И надо-то только ничего не делать некоторое время… Во сколько вы оцените человеческую жизнь, тем более, что человек-то очень плохой? Самое жуткое то, что герои даже не рассматривают вариант последовать гуманности, совести, «разумному, доброму, вечному» – им даже в голову такое не приходит. Эти идеалы крайне неудачно и комически отстаивает только полубезумная героиня, которую, к тому же, потом убивают.

Однако просвет есть. В спектакле, опять же, по законам жанра, крайне неоднозначная развязка. Остается неясным, было ли на самом деле все так ужасно, или это хитрый «развод», при котором вроде бы восстановлена «классовая» справедливость и «плохие» герои получили по заслугам.

Эта постановка уже позволяет говорить о том, что на орловской сцене появился особый режиссерский стиль – «почерк Черкашина» уже узнается. Как представляется, для него характерна особая эмоциональность: его спектакли рассчитаны на умного и очень наблюдательного зрителя – здесь тонкие движения характеров, не очевидные на первый взгляд, но очень значимые художественные детали, эмоция – на острие между реальностью и художественностью.

 

 

 

 

Директор театра В.Ф.Остащенко

 

Руководителем театральной делегации был хорошо знакомый болгарским коллегам опытный и творческий человек, заслуженный деятель культуры России Владимир Федорович Остащенко, который с успехом организовал болгарскому зрителю приятные встречи с театром из Орла.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: