В Северной Америке и образование США.




(Конституционные аспекты первой американской революции)

 

Война за независимость английских колоний в США в американской историографии трактуется весьма неоднозначно. Представители «школы консенсуса» отказываются признавать ее одновременно первой американской революцией, утверждая, что «с европейской точки зрения ее вообще вряд ли можно назвать революцией», историки прогрессистского направления отстаивают идею «двойной революции», то есть рассматривают войну за независимость и как антиколониальную войну и как революцию, повлекшую за собой и глубокие внутренние преобразования. Отечественные (советские и российские) американисты в основном разделяют вторую точку зрения, полагая, что война за независимость являлась в то же время и первой американской буржуазно-демократической революцией, что позволяет рассматривать ее в одном ряду с Английской (XVII в.) и Французской (конца XVIII в.) революциями, но при этом подчеркивают, что все же на первом плане выступала борьба за независимость.

Война за независимость как антиколониальная война проходила с 1775 по 1783 гг., но при определении ее как революции у одних авторов хронологические рамки определяются как 1763 — 1783 гг. (например, А.А.Фурсенко, Г. Аптекер), другие полагают, что революционный период завершился в 1787 г. с принятием Федеральной Конституции (В.В.Согрин).

Подборка документов по данной теме позволяет провести рассмотрение как борьбы североамериканских колоний за независимость, так и формирование американского государства, возникшего в результате этой борьбы.

Отношения между колониями и метрополией (Великобританией) во многом определялись тем, что последняя с самого начала рассматривала колонии как свой аграрно-сырьевой придаток. Отсюда регламентация экономического развития колоний, определявшая, что они могут производить, с кем и как торговать, попытки насаждения феодальных отношений (в целом оказавшиеся неудачными — буржуазные отношения в колониях развивались успешно и стали ко времени войны за независимость преобладающими). Во всех колониях, несмотря на обязательность английских законов, в той или иной форме пустило корни представительное управление.

Английское господство всегда было главным препятствием для свободного буржуазного развития колоний, но именно после Семилетней войны оно оказалось совершенно несовместимо с экономическими и политическими интересами разных социальных слоев населения колоний: массированное налогообложение, нарушавшее основную буржуазную правовую заповедь — нет налогообложения без представительства; запрещение переселяться на свободные земли, политические репрессии и т.д. (как замечает В.В.Согрин, с 1760-х гг. Великобритания фактически стала править в Северной Америке наподобие абсолютной монархии). Идеологическим знаменем потрясенных и возмущенных колонистов стали антиабсолютистские и антифеодальные доктрины Просвещения. В антиколониальном движениии Северной Америки можно выделить три этапа: умеренный (Д. Отис), радикальный (Б. Франклин) и революционный (Т. Пейн, Т. Джефферсон).

После 1763 г. репрессивные меры Великобритании, направленные против промышленности и торговли в колониях, против освоения колонистами земель на Западе, введение новых налогов и пошлин, законы о постое войск и гербовом сборе вызвали массовое возмущение и усилили стремление к независимости: население колоний раскалывается на два лагеря: сторонников сохранения власти Англии — лоялистов (примерно 30 %) и противников — патриотов, или вигов (примерно 70 %).

Законодательные собрания Виргинии и Массачусетс объявили акты Великобритании о гербовом сборе и постое войск незаконными и пригласили представителей других колоний на межколониальный конгресс (представители девяти колоний собрались в Нью-Йорке в октябре 1765 г. и выразили свой протест в «Декларации прав и жалоб»). Отстаивая принцип «Никаких налогов без представительства», конгресс в то же время заявил о своей верности Англии.

Повсеместно стали возникать демократические организации - «Сыны свободы», «Сыны Нептуна» и т.п., которыми были созданы комитеты связи (корреспондентские комитеты) — первый в Бостоне в 1772 г. - важный шаг в сплочении освободительного движения. Однако немало было и тех, кто выступал в поддержку метрополии: чиновники колониального управления, англиканское духовенство, земельная аристократия, часть судовладельцев и купцов, тесно связанная с английским капиталом. Несмотря на то, что лагерь патриотов был явно больше, колонисты далеко не сразу решились на разрыв с метрополией. I Континентальный конгресс представителей колоний (сентябрь 1774 г.) не решился встать на путь вооруженной борьбы с Англией, об этом не помышляли даже радикальные члены конгресса, а многие делегаты высказывались за примирение с Англией, хотя конгресс и принял «Декларацию прав и нужд колоний», в которой он осудил действия Англии и заявил о праве американского народа на жизнь, свободу, собственность, осуществление собственной законодательной деятельности. Даже после фактического начала вооруженной борьбы с метрополией (апрель 1775 г.) и созыва 10 мая 1775 г. II Континентального конгресса, среди делегатов которого были многие выдающиеся деятели освободительного движения (Джефферсон, Франклин и др.) и который принял решение о создании регулярных вооруженных сил и назначении главнокомандующего Д.Вашингтона, о преобразовании колоний в штаты, только 11 июня 1776 г. конгресс назначил комиссию для составления Декларации независимости, которая, в свою очередь, доверила это дело Т.Джефферсону, и, наконец, 4 июля 1776 г. Декларация независимости была принята.

Очевидно, что многие представители лагеря патриотов испытывали разного рода опасения и страхи о возможных последствиях разрыва с Англией. Преодолеть их удалось в значительной мере благодаря блестящему памфлету Т.Пейна «Здравый смысл», понять их помогает также речь Патрика Генри на конвенте колонии Виргиния.

Ко времени провозглашения независимости II Континентальный конгресс стал выступать в роли постоянного центрального правительства восставших колоний и в этом качестве осуществил ряд мер: принял решение об организации регулярных вооруженных сил, наладил выпуск денег, отменил навигационные акты, открыл американские порты для кораблей всех стран; 15 мая 1776 г. санкционировал образование независимых от Англии штатов, в которые преобразовались колонии.

Однако на первом этапе революции патриоты, как вспоминал впоследствии Д.Адамс, меньше всего думали «о консолидации огромного континента под началом единого национального правительства», напротив, они были уверены, что бывшие колонии навсегда останутся именно «конфедерацией государств, каждое из которых будет иметь отдельное правительство». Главные усилия американцев были направлены на политическое обустройство каждого отдельного штата. При этом с самого начала выявились существенные разногласия по широкому кругу проблем внутриполитического устройства. (См. В.В.Согрин. Политическая история США. М. 2001. С.40-49). Суверенные штаты отвергали как унитарную, так и федеративную форму государственного устройства. Когда в июле 1775 г. Б. Франклин предложил конгрессу план «Статей конфедерации и постоянного союза», он был отвергнут. Только в следующем году конгресс приступил к обсуждению «Статей конфедерации», выработанных комиссией из представителей всех штатов во главе с Д.Дикинсоном и частично включавших в себя план Франклина. После долгих споров «Статьи конфедерации» в ноябре 1777 г. были приняты конгрессом, но их ратификация затянулась вплоть до 1781 г. Это была первая Конституция США, по которой они объявлялись конфедерацией — то есть союзом самостоятельных государств-штатов.

Проект Дикинсона первоначально предполагал создание наряду с законодательным собранием исполнительного органа власти, но такой подход был решительно отвергнут Континентальным конгрессом. Хотя внешне полномочия конгресса выглядели внушительно, но все права конгресса сопровождались оговорками, подчеркивавшими суверенитет штатов. Конгресс был, например, наделен правом арбитража споров между штатами, но не располагал средствами принуждения к исполнению своих решений. В Статьях Конфедерации было зафиксировано создание одной ветви власти — законодательной - в лице конгресса, а исполнительные органы могли выступать лишь в качестве придатков к нему (создание из членов конгресса комитетов, наблюдавших за выполнением его решений), но и в качестве законодательного органа конгресса принимал решения, имевшие консультативный, а не обязательный характер, и становившиеся законами после их одобрения не менее 2 /3 штатов. К тому же конгресс не имел принудительной власти над частными лицами.

Слабость власти по первой американской конституции была очевидной, и уже к концу войны и особенно после нее стали все шире проявляться в буржуазно-плантаторских кругах настроения в пользу ее пересмотра и принятия новой конституции, которая должна была превратить США в сильное централизованное государство. По мнению В.В. Согрина, федералистское движение, отражавшее эти настроения и завершившееся триумфом с принятием конституции 1787 г. на первом этапе (конец 1770-х гг. - 1783 г.) исходило, прежде всего, из экономических и внешнеполитических мотивов, а после войны с 1783 о 1787 годы, когда резко обострились конфликты внутри страны, четко проявились и социальные мотивы, опасение, что разрозненные штаты не справятся не только с финансово-экономическим хаосом, но и с социальными бурями (яркий пример — восстание Д. Шейса).

В сентябре 1786 г. совещание представителей штатов, обсудив состояние американской торговли, обратилось с письмом к Континентальному конгрессу, в котором содержалась просьба о созыве конвента для пересмотра конституции США. Конгресс постановил созвать в мае 1787 г. в Филадельфии конвент представителей всех штатов для исправления «Статей Конфедерации» и приведения конституции в соответствие с нуждами Союза. Конвент открылся тайно 25 мая 1787 г. под председательством Д. Вашингтона, и с самого начала его делегаты, превысив свои полномочия, отвергли Статьи Конфедерации и начали работать над проектом новой конституции (протоколы конгресса были опубликованы только в 1819 г.).

Вряд ли стоит сводить мотивы участников конвента только к интересам тех экономических групп, которые они представляли (хотя очевидно, что Конституция 1787 г. защищала, прежде всего, интересы северо-восточной буржуазии и плантаторов юга, достигших компромисса). Даже Т. Джефферсон, который негативно воспринял конституцию, называл конвент собранием «полубогов» - то есть достойных, образованных, опиравшихся на передовые идеи своего времени людей, которые смогли создать вполне эффективную конституцию, впервые в мире реализовавшую теорию Монтескье о разделении властей. Конституцию 1787 г. состоит из преамбулы и семи статей.

Единство делегатов конвента в признании важнейшим приоритетом права на собственность и в отношении к политической демократии (резкое осуждение «перехлестов» демократии) не исключало острых дебатов по ряду других вопросов — соотношения законодательной и исполнительной властей, палаты представителей и сената, сроков и полномочий деятельности депутатов и президента, вопроса о соотношении прерогатив штатов и центрального правительства и т.д.

В целом возобладал умеренно-консервативный подход. Монархическая идея не получила широкой поддержки на конвенте, хотя власть президента была столь велика, что критики конституции называли ее «выборной монархией».

Уязвимым местом Конституции было отсутствие Билля о правах. В 1789 г. Мэдисон внес на рассмотрение Конгресса США проект дополнений федеральной Конституции первыми 10 поправками, которые и стали известны как Билль о правах.

Сама Конституция 1787 г. неизбежно была определенным компромиссом, поскольку появилась в обстановке острой борьбы различных экономических и политических интересов, а также социальных потрясений после войны.

Не случайно с 1780 г. среди наиболее реакционной части офицерства, крупной буржуазии и плантаторов возникает идея замены республики военной диктатурой или монархией (письмо полковника Льюиса Никола Вашингтону с предложением принять корону и стать американским королем), а на самом конвенте были представлены самые разные планы государственного устройства США — план Нью-Джерси, виргинский план, идеи А.Гамильтона. Необходимо было как-то примирить интересы буржуазии северо-восточных штатов и плантаторов Юга, крупных и малых штатов и т.д. Конституция и закрепила ряд компромиссов, учитывающих все эти обстоятельства. Был принят план Франклина о структуре конгресса («великий компромисс»), который предусматривал пропорциональные численности населения выборы в палату представителей и по два представителя от каждого штата в сенат (уступка малым штатам); при этом «правило 3 / 5 » позволяло южным штатам добавлять к числу белых избирателей 3 / 5 численности рабов. Третий компромисс касался тарифов. Север боялся европейской промышленной конкуренции и выступал за повышение пошлин на ввозимые импортные товары, Юг не желал тарифных барьеров и согласился на их установление простым большинством Конгресса при условии гарантии свободного ввоза рабов еще на двадцать лет (до 1808 г.).

Обнародование проекта американской Конституции 1787 г. вызвало бюрю недовольства, настолько ожесточенную, что это потрясло создателей конституции. Противники конституции утверждали, что в США вновь торжествуют монархические принципы, неизбежно возникновение олигархии, завоеванные в борьбе демократические свободы пущены по ветру, ущемлены права штатов. В США возникают национальные «предпартии» - федералисты и антифедералисты. В целом, однако, антифедералисты не тождественны левому крылу патриотического лагеря и по социальному составу были весьма сложной и разношерстной группой.

Особую их озабоченность вызывало отсутствие в Конституции Билля о правах. Какую-то позитивную альтернативу проекту Конституции антифедералисты предложить не смогли, ограничиваясь требованием внесения тех или иных поправок.

Что касается федералистов, то свою программу и идеологию они сформулировали в 85 статьях, опубликованных под общим названием «Федералист» в 1787-1788 гг. и написанных в основном Гамильтоном и Мэдисоном — классиков американской политической мысли.

К июлю 1788 г. Конституция была одобрена 9 штатами, что было достаточно для ее ратификации.

Принятие Конституции 1787 г. рассматривается как консервативная фаза Американской революции, ее своеобразный Термидор, оказавшийся гораздо мягче Термидора Французской революции конца XVIII в., поскольку американский буржуазный миропорядок испытывал гораздо меньше опасности как «слева», так и «справа». По мнению российского историка М.А.Филимоновой, Конституция 1787 г. сыграла роль и термидора, и брюмера, предотвратила установление в США военной диктатуры бонапартистского типа и спасла союз 13 штатов от распада.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: